Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2025 по делу N 88-5498/2025 (УИД 21RS0024-01-2021-002970-45)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в замене стороны правопреемником.
Решение: Определение оставлено без изменения.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2025 по делу N 88-5498/2025 (УИД 21RS0024-01-2021-002970-45)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в замене стороны правопреемником.
Решение: Определение оставлено без изменения.


Содержание


ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2025 г. по делу N 88-5498/2025
21RS0024-01-2021-002970-45
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Серебряковой О.И., рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Чебоксары Чувашской Республики на определение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 октября 2024 г. и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 9 декабря 2024 г. по гражданскому делу N 2-69/2022 по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Чебоксары, садоводческому некоммерческому товариществу "Ивушка" о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
администрация г. Чебоксары обратилась в суд с заявлением в рамках настоящего гражданского дела о процессуальном правопреемстве на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Заявление мотивировано тем, что в связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ Закона Чувашской Республики N "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления в Чувашской Республике и органами государственной власти Чувашкой Республики", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики является правопреемником администрации г. Чебоксары. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия органов местного самоуправления города Чебоксары по решению вопросов местного значения в части организации водоснабжения и водоотведения осуществляются соответствующими органами государственной власти Чувашской Республики в соответствии с вышеуказанным законом. Таким образом, сети водоснабжения и водоотведения, которые находились на дату принятия решения, переданы в государственную собственность Чувашской Республики. Согласно требованиям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилам подключения объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2130, водоснабжение объектов, в том числе для противопожарных нужд, осуществляется гарантирующей организацией, определенной в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Определением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 октября 2024 г. в удовлетворении заявления администрации города Чебоксары Чувашской Республики о замене стороны по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, садоводческому некоммерческому товариществу "Ивушка" о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 9 декабря 2024 г. определение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 октября 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики просит отменить определение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 октября 2024 г. и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 9 декабря 2024 г., считая их незаконными и необоснованными.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики рассматривается в суде кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Из материалов дела следует, что вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Калининского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г. Чебоксары и садоводческое некоммерческое товарищество "Ивушка" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить территорию садоводческого некоммерческого товарищества "Ивушка" в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обращаясь с заявлением о правопреемстве, администрация г. Чебоксары ссылается на Закон Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому вопросы водоснабжения и водоотведения на территории г. Чебоксары возложены на орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области развития коммунальной инфраструктуры, включая водоснабжение и водоотведение. Одним из оснований замены стороны ответчика, по мнению заявителя, является то, что обыкновенные акции АО "Водоканал" в объеме 100% от уставного капитала из муниципальной собственности г. Чебоксары переданы в государственную собственность Чувашской Республики, в подтверждение чего приводится ссылка на Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-N и постановление администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ N.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 49, 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и исходил из того, что действующим законодательством предусмотрено возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, указав на следующее.
В соответствии с пунктами 3, 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со статьей 3 Закона N 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время г. воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу статьи 10 того же Федерального закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со статьей 63 вышеназванного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 указанного Федерального закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу статьи 68 того же Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно - питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (ред. от 21 мая 2021 г.) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 75 которых органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время г. воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время г., за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 ноября 2018 г. N 43-П, правопреемство как институт гражданского процессуального права неразрывно связано с правопреемством как институтом гражданского права, поскольку необходимость привести процессуальное положение лиц, участвующих в деле, в соответствие с их юридическим интересом обусловливается изменениями в материально-правовых отношениях, т.е. переход субъективного права или обязанности в гражданском правоотношении, по поводу которого производится судебное разбирательство, к другому лицу служит основанием для гражданского процессуального правопреемства.
Правопреемство в материальном праве в случае перехода прав и обязанностей от одного лица к другому в порядке универсального или сингулярного правопреемства само по себе не порождает (автоматически и безусловно) процессуальное правопреемство. Вопрос о процессуальном правопреемстве во всех случаях решается судом, который при рассмотрении дела обязан исследовать по существу его фактические обстоятельства.
При этом в целях вынесения законного и обоснованного судебного постановления, разрешающего вопрос о процессуальном правопреемстве, суд, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценивает представленные доказательства (в том числе подтверждающие наличие оснований для правопреемства) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Названное законоположение, закрепляющее основания и порядок процессуального правопреемства, направлено на установление дополнительных процессуальных гарантий для лиц, участвующих в деле.
Таким образом, перераспределение полномочий между органами государственной власти органами местного самоуправления в связи с принятием Закона N "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами с местного самоуправления в Чувашской Республике и органами государственной власти Чувашской Республики" не может являться безусловным основанием для процессуального правопреемства.
В рассматриваемом случае Шестой кассационный суд общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при правильном применении норм процессуального права.
Изложенные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании кассатором норм права, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанции об установленных им обстоятельствах, не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на итог рассмотрения заявления, либо иных оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется судом кассационной инстанции.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции
определил:
определение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 октября 2024 г. и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 9 декабря 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Судья
О.И.СЕРЕБРЯКОВА
Мотивированное определение изготовлено 25 марта 2025 г.