Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2025 по делу N 88-2869/2025 (УИД 72RS0025-01-2023-001450-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О возложении обязанности включить период службы в специальный стаж, дающий право выхода на пенсию по выслуге лет.
Обстоятельства: Истец указал, что на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных документов он получал официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет, поэтому полагает спорные периоды работы подлежащими включению в специальный стаж.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2025 по делу N 88-2869/2025 (УИД 72RS0025-01-2023-001450-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О возложении обязанности включить период службы в специальный стаж, дающий право выхода на пенсию по выслуге лет.
Обстоятельства: Истец указал, что на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных документов он получал официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет, поэтому полагает спорные периоды работы подлежащими включению в специальный стаж.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2025 г. по делу N 88-2869/2025
УИД 72RS0025-01-2023-001450-11
мотивированное определение составлено 17 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А., Терешиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3910/2023 по иску П. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области о признании незаконными решений, возложении обязанности включить период службы в специальный стаж, дающий право выхода на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии по выслуге лет,
по кассационной жалобе П. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее также - Главное управление МЧС России по Тюменской области), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее также - Управление МВД России по Тюменской области) о признании незаконным решения Главного управления МЧС России по Тюменской области от 21 сентября 2022 года, решения об отказе предоставления расчета трудового специального стажа, дающего право выхода на пенсию по выслуге лет; признании незаконным решения Главного управления МЧС России по Тюменской области об оставлении без реализации рапорта об увольнении; возложении обязанности на отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения Управления МВД России по Тюменской области включить в специальный стаж, дающий право выхода на пенсию по выслуге лет, службу в органах Государственной противопожарной службы Республики Казахстан с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года.
В обоснование исковых требований указал, что 26 августа 2022 года он обратился в Управление МВД России по Тюменской области с заявлением по вопросу предоставления расчета трудового специального стажа, дающего право выхода на пенсию по выслуге лет. На данное заявление сообщено, что оснований для оформления Управлением МВД России по Тюменской области и направления расчета выслуги лет для назначения пенсии не имеется. 21 сентября 2022 года и 28 октября 2022 года истец обратился в Главное управление МЧС России по Тюменской области с заявлением по вопросу предоставления расчетов трудового специального стажа, дающего право выхода на пенсию по выслуге лет. На данные заявления было сообщено, что для назначения пенсии по линии МВД России периоды службы в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан не засчитываются. В стаж на соответствующих видах работы не засчитан периоды работы с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года - служба в органах Государственной противопожарной службы Республики Казахстан. Выслуга лет (общий стаж) по состоянию на 10 июня 2010 года для назначения пенсии составляет 10 лет 01 месяц 18 дней. Считал незаконными указанные решения и подлежащим зачету в специальный стаж спорный период работы.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 26 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда дело от 16 сентября 2024 года, в удовлетворении исковых требований П. отказано.
В кассационной жалобе истец П. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Тюмени от 26 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда дело от 16 сентября 2024 года, как незаконных и необоснованных, просит направить гражданское дело на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика Управления МВД России по Тюменской области выражает несогласие с доводами жалобы, полагает возможным оставить судебные акты без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь
статьями 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным
Кодексом.
В силу
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 августа 2022 П. обратился в Управление МВД России по Тюменской области с заявлением по вопросу предоставления расчета стажа, дающего право выхода на пенсию по выслуге лет. По результатам рассмотрения данного обращения 26 августа 2022 года дан ответ, согласно которому Управление МВД России по Тюменской области сведениями о прохождении им службы в органах внутренних дел Российской Федерации не располагает, в связи с чем оснований для оформления и направления ему расчета выслуги лет для назначения пенсии не имеется.
На обращения истца Главным управлением МЧС России по Тюменской области даны ответы от 21 сентября 2022 года N <данные изъяты> и от 28 октября 2022 года N ИГ-227-799 о том, что для назначения пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации периоды службы в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан не засчитываются.
Из материалов личного дела П., а также записей в его трудовой книжке, усматривается, что П. в период с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года служил в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан, в том числе в должности пожарного 3 пожарной части 1 отряда с 13 апреля 2000 года по 01 марта 2002 года, начальника караула 3 пожарной части ОГПС-1 с 01 марта 2002 года по 01 апреля 2003 года, старшего помощника руководителя пожаротушения дежурной службы пожаротушения Центра управления силами и средствами Главного управления государственной противопожарной службы Восточно-Казахстанской области с 01 апреля 2003 года по 01 августа 2004 года, старшего помощника РТП дежурной службы пожаротушения Центра оперативного управления силами и средствами Главного управления государственной противопожарной службы Восточно-Казахстанской области с 01 августа 2004 года по 01 февраля 2005 года, старшего помощника РТП дежурной службы пожаротушения Центра оперативного управления силами и средствами филиала ГУ "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ" Восточно-Казахстанской области с 01 февраля 2005 года по 04 июля 2006 года, заместителя руководителя пожаротушения ДСПТ ЦОУСС ФГУ "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ" по ВКО с 04 июля 2006 года по 01 сентября 2008 года, заместителя РТП ДСПТ ЦОУСС ФГУ "СП АСР КПС МЧС РК" по ВКО с 01 сентября 2006 года по 19 июня 2008 года, начальника пожарной части N 3 отряда противопожарной службы N 1 г. Усть-Каменогорска ФГУ "СП АСР" по ВКО с 19 июня 2008 года по 25 сентября 2008 года, начальника пожарной части N 3 отряда противопожарной службы N 1 г. Усть-Каменогорска с 25 сентября 2008 года по 01 июня 2010 года.
В соответствии с заключениями комиссии Главного управления МЧС России по Тюменской области об установлении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на 20 апреля 2012 года в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет П. засчитаны периоды службы с 08 ноября 1998 года по 10 ноября 1999 года - служба в Вооруженных силах Республики Казахстан, с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года - служба в государственной противопожарной службе МЧС Республики Казахстан, с 19 апреля 2011 по 20 апреля 2012 - работа в государственной противопожарной службе МЧС России, с 20 апреля 2012 по н/в - служба в государственной противопожарной службе МЧС России, итого 12 лет 01 месяцев 21 день, о чем издан приказ от 14 декабря 2012 года; по состоянию на 01 января 2013 года - 12 лет 10 месяцев 02 дня.
Приказом Главного управления МЧС России по Тюменской области от 12 мая 2015 года N 160-НС П. установлена выслуга лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания по состоянию на 01 марта 2015 года - 15 лет 00 месяцев 00 дней.
Приказом Главного управления МЧС России по Тюменской области от 01 апреля 2020 года N 188-НС П. установлена выслуга лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) по состоянию на 01 марта 2020 года - 20 лет 00 месяцев 00 дней.
Приказами МЧС России П. награжден: от 28 марта 2013 года N 53-НС медалью МЧС России "За отличие в службе" III степени, от 30 марта 2016 года N 57-НС - медалью МЧС России "За отличие в службе" II степени, от 20 апреля 2021 года N 62-ВН - медалью МЧС России "За отличие в службе" I степени.
Согласно расчету выслуги лет, составленному Главным управлением МЧС России по Тюменской области, выслуга лет П. по состоянию на 30 августа 2022 года для назначения пенсии составляет 12 лет 04 месяца 11 дней. В выслугу лет для назначения пенсии служба в органах Государственной противопожарной службы Республики Казахстан с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года не включена.
На рапорт П. от 22 декабря 2022 года об увольнении по
пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 17 января 2023 года Главным управлением МЧС России по Тюменской области дан ответ об оставлении рапорта без реализации, поскольку отделом пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения Управления МВД России по Тюменской области расчет выслуги лет для назначения ему пенсии не согласован ввиду отсутствия необходимого стажа; разъяснено право уволиться по иным основаниям без назначения пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения",
Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", исходил из того, что служба истца в органах государственной противопожарной службы Республики Казахстан в период с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года не относится к службе в органах внутренних дел Республики Казахстан и не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о реорганизации органов внутренних дел Республики Казахстан, суд апелляционной инстанции указал, что в период с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года истец проходил службу в ведомстве Республики Казахстан, не входящем в систему органов внутренних дел (Комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Агентство по чрезвычайным ситуациям, Министерство по чрезвычайным ситуациям), и в указанный период истец сотрудником органов внутренних дел на территории Республики Казахстан не являлся, каких-либо соглашений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по поводу включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в указанных ведомствах не заключено.
Признавая несостоятельными доводы истца о наличии в его личном деле сведений об установлении выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) к должностному окладу, суд апелляционной инстанции указал, что для исчисления стажа службы (выслуги лет) в федеральной противопожарной службе для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) установлено различное правовое регулирование, предусматривающее разный порядок исчисления стажа службы применительно к конкретным правоотношениям; положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях противопожарной службы государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, считает, что они сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка, результаты оценки доказательств отражены в постановленном судебном акте.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о том, что до реорганизации в сентябре 2014 года Министерства внутренних дел Республики Казахстан, с передачей ему функций и полномочий Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан ввиду упразднения, он был уволен и впоследствии трудоустроен в Российской Федерации. При перемене пенсионером места жительства его право на пенсионное обеспечение сохраняется в соответствии с принципом территориальности, закрепленном в базовом Соглашении от 13 марта 1992 года, а также в специальном
Соглашении от 24 декабря 1993 года и осуществляется на основе национального законодательства государства по вновь избранному месту жительства. В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются. Государства-участники
Соглашения от 24 декабря 1993 года, производя реорганизацию системы органов внутренних дел, должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный
статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года, - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений. До настоящего времени соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы в Государственном комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям и в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан не заключено. Полагает, что имеются основания для включения указанных периодов работы в специальный стаж и назначения ему пенсии за выслугу лет, на основании
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Указывает, что заключениями комиссии Главного управления МЧС России по Тюменской области об установлении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, по состоянию на 20 апреля 2012 года в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет ему засчитаны периоды службы: с 08 ноября 1998 года по 10 ноября 1999 года - служба в Вооруженных силах Республики Казахстан, с 13 апреля 2000 года по 01 июня 2010 года - служба в Государственной противопожарной службе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, с 19 апреля 2011 года по 20 апреля 2012 года - работа в Государственной противопожарной службе МЧС России, с 20 апреля 2012 года по настоящее время - служба в Государственной противопожарной службе МЧС России. Приказами Главного управления МЧС России по Тюменской области ему установлена выслуга лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, в том числе по состоянию на 01 марта 2020 года - 20 лет. Приказами МЧС России он награжден медалями "За отличие в службе" I, II и III степени. Таким образом, на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов, он получал официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет, поэтому полагает подлежащими включению спорные периоды работы в специальный стаж.
Указанные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являлись предметом проверки судов и обоснованно отклонены.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с
абзацем 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным
Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в
пункте "б" данной статьи, и их семей).
Согласно
пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, которой предусмотрены условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в
статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В силу
абзаца 5 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным
Законом, распространяются на лиц, указанных в
статье 4 Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу
статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Казахстан являлись участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и
Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 года (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года), которые были денонсированы Федеральным
законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Федеральным
законом от 26 февраля 2024 года N 23-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" соответственно.
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять стороны в реализации настоящего
Соглашения, выступают Министерства внутренних дел сторон.
Из содержания приведенных положений
Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом
Соглашением от 24 декабря 1993 года на Министерства внутренних дел сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Статьей 11 Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан (заключено в г. Омске 9 января 1993 года) определено, что стороны не будут препятствовать переводу своих работников на службу в органы, подразделения и учреждения другой Стороны. При этом вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот, назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той стороны, куда осуществлен перевод, будут решаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, нормативными актами сторон о прохождении службы в органах внутренних дел. Вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств сторон, будут решаться в соответствии с законодательством государств сторон и межгосударственными соглашениями.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами верно установлено, что истец не проходил службу в органах внутренних дел Республики Казахстан, весь спорный период он проходил службу в органах государственной противопожарной службы Республики Казахстан, которая в тот период не входила в систему органов внутренних дел Республики Казахстан, поэтому к нему правомерно не применены положения
Соглашения от 24 декабря 1993 года в период их действия.
Тот факт, что истцу засчитывались спорные периоды службы в Республике Казахстан для расчета выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет и для награждения медалями "За отличие в службе" I, II и III степени, само по себе не влечет право истца на зачет периодов службы на территории иностранного государства в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет, поскольку российским законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в государственной противопожарной службе Российской Федерации, предусмотрена возможность пенсионного обеспечения проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями). Соглашений между Российской Федерации и Республикой Казахстан о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах государственной противопожарной службы, не заключено.
Уполномоченным органом для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в Тюменской области является Управление МВД России по Тюменской области, которое не принимало решений и не подтверждало наличие у истца права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет.
Иные доводы жалобы направлены на несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, фактически являются субъективным мнением истца о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.