Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2025 по делу N 88-3654/2025 (УИД 86RS0007-01-2024-000087-64)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О выселении, прекращении права пользования.
Обстоятельства: На праве оперативного управления истцу передано нежилое помещение (пожарное депо), которое является федеральной собственностью. Помещение в здании было предоставлено на основании ордера в связи с прохождением службы. В настоящее время ответчик прекратил службу, в связи с чем договор найма прекращен, и ответчик обязан освободить жилое помещение, что в добровольном порядке он отказывается сделать.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2025 по делу N 88-3654/2025 (УИД 86RS0007-01-2024-000087-64)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О выселении, прекращении права пользования.
Обстоятельства: На праве оперативного управления истцу передано нежилое помещение (пожарное депо), которое является федеральной собственностью. Помещение в здании было предоставлено на основании ордера в связи с прохождением службы. В настоящее время ответчик прекратил службу, в связи с чем договор найма прекращен, и ответчик обязан освободить жилое помещение, что в добровольном порядке он отказывается сделать.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2025 г. по делу N 88-3654/2025
УИД 86RS0007-01-2024-000087-64
мотивированное определение составлено 21 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.,
судей Чернецовой С.М., Вдовиченко И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-548/2024 по иску Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Я.В., Я.Ф., У. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
по кассационным жалобам Я.В., Уполномоченного по правам человека в ХМАО - Югре, кассационному представлению прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 ноября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Павловой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главное управление МЧС России по ХМАО - Югре обратилось с иском к Я.В., Я.Ф., У. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что на праве оперативного управления истцу передано нежилое помещение (пожарное депо) по адресу: <данные изъяты>, которое является федеральной собственностью. Помещение <данные изъяты> в указанном здании было предоставлено Я.В. на основании ордера в связи с прохождением службы. В настоящее время Я.В. прекратил службу, в связи с чем, договор найма прекращен и ответчик обязан освободить жилое помещение, что в добровольном порядке он отказывается делать. Я.В. отказано в постановке на учет для предоставления ЕСВ в связи с тем, что он не является сотрудником или уволенным со службы в учреждениях и органах гражданином Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит (проходил) службу сотрудник.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 мая 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 ноября 2024 года, исковые требования удовлетворены.
Я.В., Я.Ф., У. признаны прекратившими право пользования помещением в административном здании - пожарное депо по адресу: <данные изъяты> (ранее - <данные изъяты>), и выселены из указанного помещения.
В кассационных жалобах Я.В., Уполномоченный по правам человека в ХМАО - Югре, в кассационном представлении прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просят об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. о кассационные жалобы просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
ГУ МЧС России по Ханты-Мансийского автономного округу - Югры в письменных возражениях на кассационные жалобы просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании
ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно
ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Выслушав заключение прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
При рассмотрении дела установлено, что с 12 марта 1993 по 31 декабря 2008 Я.В. проходил службу в Государственной противопожарной службе, с 01 января 2009 по 17 сентября 2016 осуществлял трудовую деятельность в 54 ПЧ ФГКУ "6 ОФПС по ХМАО - Югре".
На день увольнения выслуга лет составила 17 лет 10 месяцев 05 дней.
В связи с прохождением службы Я.В. первоначально предоставлено помещение в общежитии на основании ордера N <данные изъяты> от 25.10.1995 по адресу: <данные изъяты> на основании решения ЖБК СВПЧ 54, позднее было предоставлено помещение в общежитии N <данные изъяты> <данные изъяты> (ранее - <данные изъяты>) на основании ордера от 14 марта 2012 г. N 109, на основании решения ЖБК той же пожарной части N 54.
Административное здание (пожарное депо) по адресу: <данные изъяты> находится в федеральной собственности и закреплено за Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на праве оперативного управления.
В соответствии с техническим паспортом, составленным 16.09.2009, административное здание по адресу <данные изъяты> является нежилым.
17 января 2014 Я.В. подал в Главное управление заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕСВ) в соответствии с нормами
статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию".
В удовлетворении данного заявления Я.В. отказано в связи с тем, что он не является сотрудником или уволенным со службы в учреждениях и органах гражданином Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит (проходил) службу сотрудник (
часть 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"),
п. 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369).
Приказом 6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 июля 2016 N 94-К, с 17 сентября 2016 прекращены трудовые отношения с Я.В.
По информации ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" от 04 сентября 2014, Я.В. не состоит на учете лиц для последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 15 ноября 2015 исковые требования Я.В. к ГУ МЧС России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты оставлены без удовлетворения. Решением установлено, что учетное дело Я.В. в Главное управление не направлялось, в списках сотрудников ПЧ-54, нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоял. Установлено также, что Я.В. в установленном порядке на учет нуждающихся в ОГПС-6 и в органах местного самоуправления не состоял. По информации ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" от 04 сентября 2014, Я.В. не состоит на учете лиц для последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма. Решение вступило в законную силу.
Я.В., Я.Ф., У. не являются малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, поскольку доход за 2023 на каждого члена семьи составил 109 525,71 руб.
В собственности Я.В. и членов его семьи каких-либо жилых помещений не имелось.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемое семьей Я-вых помещение является специализированным, служебным и на момент рассмотрения дела никто из членов семьи не состоит с истцом в трудовых отношениях. Данное обстоятельство является основанием для прекращения договора специализированного жилого помещения и выселения Я.В. и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения.
Оснований для сохранения за Я.В. права пользования специализированным жилым помещением не имеется, поскольку на учете нуждающихся он не состоял до 01 марта 2005, что подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение для существа рассматриваемого спора. Также Я.В. не может быть принят на учет и на момент рассмотрения дела в качестве нуждающегося в получении жилого помещения на условиях договора социального найма, поскольку не является малоимущим.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласится с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Частью 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и
ч. 2 данной статьи.
Частью 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды 1 или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды 1 или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами 1 или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии со
ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации не допускалось
статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; эти граждане должны состоять в соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Таким образом,
ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" дополняет определенный
ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в
п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что
ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной
статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (
ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (
ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены
ст. ст. 108 и
110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений
ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в
ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения
ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой
статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В силу
ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Из имеющихся в материалах дела сведениях следует, что Я.В. проходил службу в ГПС с 12 апреля 1993 по 31 декабря 2008, то есть на 01 марта 2005 имел стаж службы более десяти.
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным
п. п. 1,
3 -
6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным
кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно данному
Указу до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 г. N 1054 утверждены "
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Данными
Правилами установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений, в том числе сотрудников Государственной противопожарной службы.
В соответствии с
п. п. "б" п. 7 указанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основания снятия с учета приведены в
пункте 26 названных правил.
Приходя к выводу о том, что Я.В. на учете нуждающихся до 01 марта 2005 не состоял, суд оставил без внимания доказательства, представленные ответчиком и не дал им оценку по правилам
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в материалах дела имеется заявление Я.В. в профсоюзный комитет СВПЧ-54 (л.д. 194) о принятии его на учет для получения жилья по месту работы с 1993. На данном заявлении имеется резолюция "включить в список на получение жилья". В данном заявлении Я.В. указывает, что фактически проживает в строении, приспособленном для проживания.
Также в материалах дела имеется список индивидуального учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанных начальником ПЧ-54, где среди прочих сотрудников пожарной части указан Я.В., дата принятия на учет 12 марта 1993 протокол N 4 и список сотрудников ПЧ-54 ОГПС-6 ГУМЧС России по ХМАО - Югре, нуждающихся в улучшении жилищных условий (актуализированный по состоянию на 01 апреля 2005), утв. начальником отряда. В данном списке указано, что номер учетного дела Я.В. - 10, основания постановки на учет (рапорт от 12 марта 1993), состав семьи 4 человека.
Письмом начальника отряда ФКУ "20 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" от 10 ноября 2015 М. (л.д. 132) в адрес Я.В. сообщено, что он состоял в списках на улучшение жилищных условий ЖБК 54 пожарной части на 01 апреля 2005. С 2005 по 2009 в ЖБК отряда переданы документы из пожарных частей ПЧ-2, ПЧ-10, ПЧ-52 и ПЧ-77, сформировано 36 жилищных дел. Документы с ЖБК 54 пожарной части и 84 пожарной части в ЖБК не поступали. В связи с реорганизацией отряда подразделения ПЧ-54 и ПЧ-84 ОГПС-6 МЧС России по ХМАО - Югре находятся в штате ФГКУ "6 ОФСП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" с 01 января 2009.
В ответе заместителя начальника отряда ФГКУ "6 ОФСП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" указано на то, что с момента создания учреждения (2009) не создавалась очередь по улучшению жилищных условий, в связи с отсутствием жилищной комиссии, поскольку отсутствует служебное жилье.
Выводы суда первой инстанции о том, что факт нахождения Я.В. на учете нуждающихся нельзя признать установленным, поскольку пожарная часть не являлась юридическим лицом, в связи с чем, не была наделена полномочиями по ведению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, Я.В. был принят на учет не в установленном законом порядке, противоречат жилищному законодательству, действовавшему на момент постановки Я.В. на учет.
В соответствии с Правилами, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 194 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевого участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - по месту жительства.
На крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мог быть организован по цехам и подразделениям. Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях осуществлялось должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
Тем сама ведение учетных списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, допускалось в подразделениях юридических лиц специально назначенными должностными лицами.
То обстоятельство, что жилищный учет граждан в вышеназванном порядке велся и в пожарных частях, полномочия жилищный комиссий ПЧ по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений, подтверждается письмом ФКУ "20 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" от 10 ноября 2015, из которого следует, те пожарные части, которые передали документы по учету нуждающихся, были приняты и сформированы жилищные дела.
Однако суд оставил без внимания данные сведения и не проверил полномочия жилищной комиссии ПЧ, в частности не истребовал списки лиц, которые находятся на учете на момент рассмотрения дела в ГУ МЧС России по дате постановки на учет до 01 марта 2005, а также на основании каких решений жилищных комиссий сотрудники приняты на учет.
То обстоятельство, что учетные списки граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по месту службы Я.В. велись ненадлежащим образом, не передавались своевременно в учреждения, которые обязаны были вести учет в связи с реорганизацией учреждений, надлежащее исполнение должностными лицами обязанности по учету, формированию и хранению учетных дел граждан, не может нести негативные последствия для ответчика.
Доказательств того, что Я.В. снят с учета нуждающихся по месту службы, по основаниям, предусмотренным законом, в материалы дела не представлено.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 ноября 2015 имеет преюдициальное значение в части установленного факта, что Я.В. в списках сотрудников ПЧ-54, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, в установленном порядке на учет нуждающихся в ОГПС-6 и в органа местного самоуправления не принимался, является необоснованной.
В силу
ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО - Югры от 15 ноября 2015, которым отказано в удовлетворении иска Я.В. к ГУ МЧС России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, не может являться преюдициальным для рассмотрения настоящего дела, поскольку в обоснование иска, рассмотренного в 2015, Я.В. указывались иные обстоятельства.
Вопрос о законности / незаконности включения Я.В. списки ПЧ 54, а также бездействий должностных лиц не являлось предметом рассмотрения в рамках ранее рассмотренного спора.
Рассматривая ранее дело, Ханты-Мансийской районный суд поставил под сомнение представленные списки сотрудников ПЧ-54, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дав им оценку как доказательствам. Фактически же факт включения Я.В. в такие списки, суд по ранее рассмотренному делу не опроверг.
Кроме того, стороной ранее рассмотренного дела не являлись Я.Ф. и У.
Отказ Я.В. в постановке на учет на получение ЕСВ само по себе не опровергает право Я.В. находиться на учете на получение жилья по договору социального найма.
В соответствии с
ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
ст. ст. 55,
59 -
61,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (
п. 3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 N 23).
Вынесенные судебные постановления не отвечают требованиям
ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным, в связи с чем, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь
ст. ст. 379.5,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 ноября 2024 года, отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.