Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2025 N 88-8544/2025 (УИД 50RS0039-01-2023-015253-23)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения; 2) О признании договора найма специализированного жилого помещения утратившим силу.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие оснований для сохранения за ответчиками права пользования жилым помещением, предоставленным в качестве служебного, ввиду увольнения ответчика-1.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2025 N 88-8544/2025 (УИД 50RS0039-01-2023-015253-23)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения; 2) О признании договора найма специализированного жилого помещения утратившим силу.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие оснований для сохранения за ответчиками права пользования жилым помещением, предоставленным в качестве служебного, ввиду увольнения ответчика-1.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2025 г. N 88-8544/2025
N 2-1397/2024
УИД N 50RS0039-01-2023-015253-23
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Водяниковой М.И., Курдюковой Н.А.,
с участием прокурора Вялковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Управление капитального строительства МЧС России" (далее по тексту ФКУ "УКС МЧС России") к Щ.А.ВА., Щ.М., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Щ.Т., Щ.А.А. ны, Щ.И., Щ.С., и Щ.А.А. ичу о выселении из служебного помещения, признании утратившим силу договора найма специализированного жилого помещения,
по кассационной жалобе ФКУ "УКС МЧС России" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 октября 2024 года,
заслушав доклад судьи Водяниковой М.И., объяснения представителя ФКУ "УКС МЧС России" К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, и заключение прокурора Вялковой Т.А., также указавшей на ее обоснованность, судебная коллегия,
установила:
ФКУ "УКС МЧС России" обратилось к Щ.А.ВА., Щ.М., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Щ.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Щ.А.А. с вышеназванным иском, в котором просило выселить ответчиков из занимаемого ими по договору найма N-С от ДД.ММ.ГГГГ специализированного жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, д. Островцы, <адрес>, корпус 1, без предоставления другого жилого помещения, признав договор найма утратившим силу, ссылаясь на предоставление Щ.А.ВА. указанного жилого помещения в качестве служебного, на период его службы и отсутствие оснований для сохранения права пользования им ввиду увольнения Щ.А.ВА. 19.10.2018 года со службы из МЧС России по
пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Раменского городского суда Московской области от 19 февраля 2024 года предъявленный ФКУ "УКС МЧС России" иск удовлетворен.
Судом постановлено о признании утратившим силу договор найма специализированного жилого помещения от 07.10.2011 года N 273-С.
Щ.А.ВА., Щ.М., Щ.Т., Щ.А.А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ.И., Щ.С. и Щ.А.А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 октября 2024 года, принятым по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных
статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду не привлечения судом к участию в деле Щ.Т., 24.06.2007 года, достигшей на дату разрешения спора возраста 14 лет, решение Раменского городского суда Московской области от 19 февраля 2024 года отменено.
По делу судом апелляционной инстанции принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных ФКУ "УКС МЧС России" исковых требований к Щ.А.ВА., действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Щ.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Щ.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Щ.А.А. отказано.
Производство по иску ФКУ "УКС МЧС России" к Щ.М.
определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 октября 2024 года прекращено на основании
статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи со смертью Щ.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ФКУ "УКС МЧС России" ставит вопрос об отмене принятого судом апелляционной инстанции судебного постановления, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в суде кассационной инстанции, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно
части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения по делу судом апелляционной инстанции были допущены.
Судом установлено, что Щ.А.ВА. работал в ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд" в должности спасателя в период с 15.11.2005 года по 19.10.2018 года.
Согласно выписки из протокола N 2 совместного заседания жилищной комиссии и административного отряда ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России от 17.01.2011 года, Щ.А.ВА. на семью из 5-ти человек: он, жена Щ.М., дочь Щ.Т., дочь Щ.А.А., сын Щ.А.А., в целях поддержания оперативной готовности отряда была предоставлена служебная двухкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>
07.10.2011 года между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Щ.А.ВА. был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения N 273-С.
В соответствии с пунктом 1 договора найма, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в пользование на весь период службы в ФГУ "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд" служебное жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации и оперативном управлении МЧС России, состоящее из 2 комнат в двухкомнатной <адрес>, общей площадью 58,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 2 договора найма, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: жена Щ.М., дочь Щ.Т., дочь Щ.А.А., сын Щ.А.А., сын Щ.И.
В соответствии с пунктом 3 договора найма, настоящий договор заключается на время прохождения службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п/п "м" пункта 5 договора найма, при расторжении или прекращении настоящего договора наниматель обязан освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке.
Вместе с тем, из справки ГУ-УПФР N 15 по г. Москве и Московской области следует, что Щ.А.ВА. в соответствии с
п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлена страховая пенсия по старости с 11.03.2011 года.
Из представленного истцом ответа ФГКУ "СК РПСО МЧС России" от 04.10.2024 года следует, что Щ.А.ВА. до 2002 года работал в Северо-Осетинском поисково-спасательном отряде МЧС России (филиал ФГКУ "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"). В архиве Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда МЧС России отсутствуют сведения о снятии или нахождении в списке нуждающихся в обеспечении жилым помещением Щ.А.ВА.
При этом Щ.А.ВА. представлен протокол заседания жилищной комиссии СОРПСС от 25.01.1995 года и список сотрудников СОРПСС, нуждающихся в получении жилья, по состоянию на 25.01.1995 года из архива ФГКУ "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", из которых следует, что с 01.11.1993 года спасатель Щ.А.ВА. с составом семьи в лице супруги был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья.
Согласно представленным в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости жилых помещений в собственности у ответчиков Щ-ных не имеется.
Разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции и приходя к выводу об отказе ФКУ "УКС МЧС России" в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями
статей 99,
100,
102,
103 Жилищного кодекса Российской Федерации, несмотря на установленный факт прекращения Щ.А.ВА. трудовых отношений с истцом, исходил из отсутствия правовых оснований для выселения Щ.А.ВА., являющегося пенсионером по старости, и других ответчиков, как членов его семьи, имеющих производные от него права, из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в силу установленной нуждаемости Щ.А.ВА. в жилом помещении, неисполнения в отношении него гарантированных законом прав на обеспечение жильем с даты его постановки на учет (01.11.1993 года) по настоящее время.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с принятым судом апелляционной инстанции судебным постановлением по следующим основаниям.
В силу
части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в
пунктах 2 и
3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям принятое по делу судом апелляционной инстанции судебное постановление не отвечает.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со
статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим
Кодексом основания.
Такое основание, в частности, предусмотрено положениями
части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми закреплен временный срок действия договора найма служебного жилого помещения, ограниченный периодом трудовых отношений лица, проходящего службу, либо сроком его нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также прекращение действия договора найма по прекращению трудовых отношений либо с истечением срока пребывания на указанной либо увольнения с нее.
При этом отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 года N 217 утверждены
Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 данных Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения.
Однако указанные положения действующего законодательства судом апелляционной инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора учтены не были.
Отказывая ФКУ "УКС МЧС России" в удовлетворении требований о выселении Щ.А.ВБ. и членов его семьи из предоставленной им в качестве служебной, на период его службы в должности спасателя в подразделении МЧС России - ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд" (с 15.11.2005 года по 19.10.2018 года), жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. корпус 1, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями
частей 1 и
2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив на основании представленных ответчиком протокола заседания жилищной комиссии СОРПСС от 25.01.1995 года и списка сотрудников СОРПСС, нуждающихся в получении жилья, по состоянию на 25.01.1995 года из архива ФГКУ "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", постановку Щ.А.ВА. с 01.11.1993 года по месту прежней службы в качестве спасателя на учете нуждающихся в получении жилья, отсутствие доказательств обеспечения его жилым помещением, исходил из установленного законодательного запрета на выселение из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения пенсионера по старости при установленной нуждаемости его в жилом помещении и при доказанности отсутствия обеспеченности его жилым помещением по основаниям собственности либо по договору социального найма, подтвержденной нахождением на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, с данными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласиться не может.
Как указано в
части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и
частью 2 настоящей статьи.
Действительно, в силу
части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: в том числе пенсионеры по старости.
Вместе с тем, к пенсионерам по старости, в данном случае относятся лица, вышедшие на пенсию по старости (то есть по достижении общего пенсионного возраста для мужчин, дающего право на получение пенсии по старости), пенсионеры-льготники, к каковым относится ответчик (<...> года рождения), к такой категории не приравниваются.
Кроме того, сам факт постановки Щ.А.ВБ. на ведомственный жилищный учет по прежнему месту работы - с 01.11.1993 года в СОРПСС ФГКУ "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", равно как и утверждения ответчика о нахождении на нем на дату выделения ему по новому месту работы в должности спасателя в ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд" в 2011 году служебной квартиры, свидетельствует лишь о выборе им закрепленного в федеральном законодательстве способа реализации своих жилищных прав по обеспечению себя жилым помещением, и не имеет правового значения для сохранения за ним права на использование предоставленного ему служебного жилья по окончании срока службы, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование Щ.А.ВА. и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы.
С учетом этого выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для выселения Щ.А.ВА. и его детей, права которых производны от его права, без предоставления другого жилого помещения из занимаемого ими служебного жилого помещения, предоставленного им на период службы Щ.А.ВА. и после ее окончания по основаниям нуждаемости Щ.А.ВА. в жилье и нахождения на ведомственном жилищном учете, судебная коллегия кассационного суда находит принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, без установления всех юридически значимых по делу обстоятельств, а поэтому они не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку являются преждевременными.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 октября 2024 года отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Исходя из изложенного и руководствуясь
статьями 379.4 -
379.7,
390 -
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 октября 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Мотивированное определение изготовлено 21 марта 2025 года.