Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2025 N 88-1481/2025 (УИД 27RS0002-01-2024-002149-80)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета граждан, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Во время постановки на учет для получения социальной выплаты истец вместе с сыном проживал в квартире, расположенной в здании общежития. Смерть сына не может служить основанием для снятия его с учета на получение социальной выплаты.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2025 N 88-1481/2025 (УИД 27RS0002-01-2024-002149-80)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета граждан, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Во время постановки на учет для получения социальной выплаты истец вместе с сыном проживал в квартире, расположенной в здании общежития. Смерть сына не может служить основанием для снятия его с учета на получение социальной выплаты.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2025 г. N 88-1481/2025
2-968/2024
27RS0002-01-2024-002149-80
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.,
судей Прасоловой В.Б., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску К. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 14 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 декабря 2024 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., выслушав объяснения представителя УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - С., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, в обоснование которого указала, что состояла на службе в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора отдела охраны ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю и 7 апреля 2023 года была уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. С 15 мая 2014 года она была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 2 человека, включая сына ФИО9.
ДД.ММ.ГГГГ года сын ФИО10 умер, в связи с чем ФСИН России были внесены изменения в учетное дело К. об уменьшении состава семьи истца до 1 чел., исключении сына ФИО11 и снятии К. с учета для получения единовременной социальной выплаты, о чем принято решение, оформленное протоколом от 29 февраля 2024 года N 2.
С данным решением истец не согласна. Во время постановки на учет для получения социальной выплаты истец вместе с сыном проживала в квартире <адрес>, приобретенной по договору купли-продажи в 2011 году. Квартира расположена в здании общежития, имеет общую площадь 17 кв. м. Смерть сына не может служить основанием для снятия ее с учета на получение социальной выплаты, поскольку не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий.
Просила признать незаконным решение от 29 февраля 2024 года N 2 в части снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за истцом право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ФСИН России обязанность восстановить за К. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15 мая 2014 года.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 14 августа 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 декабря 2024 года, исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение ФСИН России от 29 февраля 2024 года, оформленное выпиской из протокола N 2 от 29 февраля 2024 года, в части снятия К. с учета для получения единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. За К. восстановлено право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15 мая 2014 года, признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе УФСИН РФ по Хабаровскому краю, ФСИН России просят отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Полагают, что истец не имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку в ее собственности находится жилое помещение площадью 17 кв. м, т.е. больше учетной нормы общей площади жилого помещения, учитываемой для признания истца нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Письменных возражений на доводы кассационной жалобы не поступило.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции представитель УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - С. поддержала доводы кассационной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.
К. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при разрешении спора были допущены.
Разрешая исковые требования К., суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", и пришли к выводу о том, что во время службы в уголовно-исполнительной системе истец в установленном законом порядке была поставлена на учет с 15 мая 2014 года для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека, включая сына ФИО12 решение ФСИН России от 29 февраля 2024 года о снятии К. с указанного учета в связи со смертью сына ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку названное событие не повлекло изменения условий ее проживания, существовавших при постановке на учет, поэтому она подлежит восстановлению в правах на получение единовременной социальной выплаты.
Делая такой вывод, суды указали, что снятие К. с учета на получение единовременной социальной выплаты обосновано ссылкой на подпункт "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Судами сделаны выводы, что предусмотренных указанным подпунктом Правил обстоятельств совершения истцом намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, ответчиками при принятии оспариваемого решения не установлено. Объективных доказательств, свидетельствующих об улучшении жилищных условий истца либо совершении предусмотренных частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ действий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, являющихся основанием для снятия истца с учета, ответчиками не представлено.
Судами отмечено, что с 2011 года К. является собственником квартиры <адрес>, общей площадью 17 кв. м. В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 названных Правил предоставления единовременной социальной выплаты, норматив общей площади жилого помещения жилья для расчета размера единовременной социальной выплаты на 1 человека установлен в размере 33 кв. м, указанный норматив имеет значение при постановке на учет истца, поэтому К., имея в собственности жилое помещение меньшей площадью, обеспечена общей площадью жилья менее норматива на 16 кв. м.
Кроме того суды учли, что принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение расположено в общежитии, что также является обстоятельством, позволяющим признать К. нуждающейся в предоставлении единовременной социальной выплаты.
Кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами и принятым по делу решением, не соответствующим законодательству, регулирующему спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органа уголовно-исполнительной системы, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила N 369).
В соответствии с пунктом 14 Правил N 369, право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Пунктом 15 Правил N 369 установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;
в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет);
д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил);
е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Из приведенных положений закона и подзаконного нормативного правового акта следует, что при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты юридическое значение имеют обстоятельства, предусмотренные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, при последующем изменении (прекращении, утрате) которых утрачивается основание возникновения права на единовременной социальной выплаты и само право на такую выплату.
Одним из оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты является улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты (подпункт "б" пункта 15 Правил N 369).
Улучшение жилищных условий может являться результатом не только намеренных действий претендента на социальную выплату (например, приобретение жилого помещения в собственность в порядке наследования), но и следствием событий, связанных, в том числе, с изменением состава семьи сотрудника по различным причинам (расторжение брака и прекращение семейных отношений, смерть родственника, включенного в состав семьи сотрудника при постановке на учет).
Судами не учтено, что снятие К. с учета для получения единовременной социальной выплаты было обусловлено изменением состава ее семьи, о чем она сообщила в комиссию ФСИН России. Следствием такого события стало увеличение общей жилой площади жилого помещения, приходящегося на истца, которая подлежит учету при оценке ее прав на единовременную социальную выплату, и которая составила 17 кв. м, то есть более 15 кв. м учетной нормы, установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Установленный пунктом 18 Правил N 369 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты для оценки права К. состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты правового значения не имеет и ошибочно применен в этих целях судами при разрешении настоящего спора.
Также ошибочной является ссылка судов на часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, которая основанием для принятия решения о снятии истца с учета не являлась.
Не является основанием для признания за К. права на получение единовременной социальной выплаты то обстоятельство, что принадлежащая ей на праве собственности комната расположена в бывшем здании общежития, поскольку это обстоятельство не тождественно проживанию в общежитии, указанному в качестве основания возникновения права на социальную выплату в пункте 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Установленные ошибки применения судами норм материального и процессуального права, повлекшие выводы, противоречащие обстоятельствам дела, не получившие надлежащей оценки и устранения в суде апелляционной инстанции, являются в соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 декабря 2024 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Л.А.САЛОМАТИНА
Судьи
В.Б.ПРАСОЛОВА
К.В.АНОПРИЕНКО
Мотивированное определение составлено 7 апреля 2025 г.