Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2025 N 88-6643/2025 (УИД 61RS0010-01-2023-003259-19)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет; 2) Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указала, что проходит службу в должности младшего судебного пристава, выслуга лет составляет 17 лет. Истец обратилась к Ответчику с заявлением о принятии на учет для социальной выплаты, на что ей было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с отсутствием необходимых условий.
Решение: Удовлетворено в части.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2025 N 88-6643/2025 (УИД 61RS0010-01-2023-003259-19)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет; 2) Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указала, что проходит службу в должности младшего судебного пристава, выслуга лет составляет 17 лет. Истец обратилась к Ответчику с заявлением о принятии на учет для социальной выплаты, на что ей было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с отсутствием необходимых условий.
Решение: Удовлетворено в части.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2025 г. N 88-6643/2025
Дело N 2-1880/2024
УИД N 61RS0010-01-2023-003259-19
N дела суда 1-й инстанции 2-1880/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.,
судей Песоцкого В.В., Яковлева А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФССП России по Ростовской области на решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Лону от 25 июля 2024 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 октября 2024 года по гражданскому делу N 2-1880/2024 по иску БАА к административным ответчикам ФССП России, ГУФССП России по Ростовской области о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М., выслушав представителя ГУФССП России по Ростовской области по доверенности БРС, судебная коллегия
установила:
БАА обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее - ФССП России), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в постановке на учет предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения (далее - социальная выплата), признании незаконным решения комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 25.07.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22.10.2024, исковые требования БАА удовлетворены частично.
Решение комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации социальной выплаты, оформленное протоколом от 30.11.2021, об отказе БАА в постановке на учет для получения социальной выплаты признано незаконным; на ФССП России возложена обязанность принять БАА с составом семьи из четырех человек - истец, супруг БРК, сын БМР, дочь БМР на учет для получения социальной выплаты.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФССП России и управление обратились в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят решение и апелляционное определение отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель ГУФССП России по Ростовской области по доверенности БРС поддержала доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, для участия в нем не прибыли.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, БАА проходит службу в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Ростовского областного суда УФССП по Ростовской области, выслуга лет составляет 17 лет.
23 ноября 2020 года БАА обратилась в комиссию УФССП России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации социальной выплаты с заявлением о принятии на учет для социальной выплаты с составом семьи из трех человек: БАА (истец), супруг БРК, сын БМР <...> года рождения.
Решением УФССП России по Ростовской области согласно протоколу от 04.12.2020 N БАА с составом семьи из трех человек признана нуждающейся в получении социальной выплаты, документы - подлежащими направлению в комиссию центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации социальной выплаты для принятия на учет.
8 декабря 2020 года УФССП России по Ростовской области в адрес ФССП России направлено учетное дело БАА для рассмотрения возможности постановки на учет для получения социальной выплаты.
31 мая 2021 года ФССП России в адрес УФССП России по Ростовской области возвращено учетное дело БАА ввиду отсутствия необходимого пакета документов, необходимых для рассмотрения возможности постановки на учет для получения социальной выплаты, а именно: выписки из домой книги, копии финансового лицевого счета, копии свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Также неверно была указана должность и отсутствовали сведения бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) у ее супруга в собственности жилых помещений по всей <адрес>.
8 июня 2021 года УФССП России по Ростовской области в адрес БАА направлено уведомление о необходимости предоставления документов на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, выписки из домой книги, копии финансового лицевого счета, копии свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение, сведения бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) у ее супруга в собственности жилых помещений по всей Ростовской области. Указанные документы представлены БАА 16.06.2021.
Решением УФССП России по Ростовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации социальной выплаты согласно протоколу от 21.06.2021 N истец составом семьи из трех человека признан нуждающимся в получении социальной выплаты, а документы - подлежащими направлению в комиссию центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации социальной выплаты для принятия на учет.
Решением Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации социальной выплаты, оформленным протоколом от 30.11.2021 N, БАА отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с отсутствием необходимых условий.
Письмом ФССП России от 17.02.2022 БАА разъяснены основания отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты, в частности, указано на то, что истец является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на одного члена семьи.
Повторно основания отказа разъяснены письмами ФССП России от 05.07.2023 и от 21.09.2023, согласно которым заявитель с 27.06.2008 зарегистрирован по месту жительства и проживает совместно с супругом и сыном в жилом помещении площадью 34,7 кв. м, находящемся в долевой собственности матери и брата заявителя. В указанном помещении зарегистрированы три человека, обеспеченность на одного зарегистрированного составляет 11,57 кв. м. Супруг истца зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении площадью 162,9 кв. м, в котором матери супруга (БЗИ) принадлежит 2\3 доли в праве, 1\3 доля - КАИ (в свидетельстве о государственной регистрации права указаны жилой <адрес> Всего в жилом помещении зарегистрированы 6 человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более 15 кв. м на одного зарегистрированного - 27,15 кв. м.
Полагая решение комиссии незаконным, истец обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя требования БАА, суды руководствовались положениями статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ), Правилами предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 14), при этом исходили из того, что, с 2015 года БАА, БРК и их сын являлись членами самостоятельной и обособленной семьи, вели собственное хозяйство и проживали отдельно от матери супруга истца, вселены в жилое помещение матери БАА и брата истца, в связи с чем пришли к выводу о том, что БРК не может быть признан членом семьи собственника жилого помещения, принадлежащего его матери (2\3 доли), КАИ (1/3 доли). С учетом изложенного суды признали отказ в получении социальной выплаты незаконным.
В кассационной жалобе податель указывает на то, что супруг истца БРК зарегистрирован по месту жительства его матери по адресу: <адрес>, состоящим из жилого дома площадью 104,9 кв. м, жилого дома площадью 58 кв. м. С учетом количества зарегистрированных лиц супруг истца и, следовательно, его семья обеспечена общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на одного зарегистрированного.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ГУФССП России по <адрес> по доверенности БРС, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления N 14, членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как следует из материалов дела, супруги Б проживают по адресу: <адрес>, со своими несовершеннолетними детьми, что не опровергнуто лицами, участвующими в деле.
Суды отметили, что с учетом изложенного БРК не проживает по месту регистрации в жилом доме, принадлежащем его матери на праве общей долевой собственности, вселен в качестве члена семьи своей супруги в жилой дом площадью 34,7 кв. м по адресу: <адрес>, в котором по состоянию на 2021 год фактически проживали 5 человек - ХТК (мать истца), ХАА (брат истца), сама БАА, ее супруг БРК, сын БМР ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Следовательно, на каждого проживающего члена семьи, учитывая положения пункта 11 Правил предоставления социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, приходится по 6,94 кв. м, что свидетельствует о наличии оснований для постановки на учет для получения социальной выплаты.
Сведений о наличии зарегистрированных прав БАА, ее супруга БРК и сына БМР на какие-либо жилые помещения в материалах дела не содержится.
Отклоняя довод ответчиков о том, что в данном случае необходимо учитывать суммарную площадь всех жилых помещений, которые принадлежат членам семьи, суды отметили, что БРК не является членом семьи свой матери БЗИ применительно к положениям статьи 31 Жилищного кодекса.
Проживая отдельно от матери супруга истца, БАА, БРК и их сын с 2015 года являлись членами самостоятельной и обособленной семьи, вели собственное хозяйство, следовательно, БРК не мог быть признан членом семьи собственника жилого помещения, принадлежащего его матери БЗИ и КАИ, в свою очередь, жилые дома площадью 104,9 кв. м и 58 кв. м не подлежали учету при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий, и, как следствие, в получении социальной выплаты, поскольку их обеспеченность составляла по 6,94 кв. м.
В связи с изложенным, проанализировав фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у БАА имелась совокупность условий, необходимых для постановки на учет для предоставления социальной выплаты по состоянию на 30.11.2021, в связи с чем правомерно признали решение Комитета центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации социальный выплаты, оформленное протоколом от 30.11.2021, об отказе БАА в постановке на соответствующий учет незаконным, удовлетворив требования истца в соответствующей части и возложив на ФССП России обязанность принять на учет БАА с составом семьи из четырех человек - истец, супруг БРК, сын БМР, дочь БМР
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, оценили их по своему внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене принятых судебных актов, поскольку сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая являлась предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций.
Исходя из изложенного, принимая во внимание положения статей 379.6 и 390 Гражданского процессуального кодекса, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых судебных актов), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Лону от 25 июля 2024 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУФССП России по Ростовской области по доверенности БРС - без удовлетворения.
Председательствующий
И.И.МОТИНА
Судьи
В.В.ПЕСОЦКИЙ
А.М.ЯКОВЛЕВ