Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2025 N 88а-3266/2025 (УИД 59RS0022-01-2024-000273-65)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанностей.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, что влечет нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на безопасные условия содержания, а также прав сотрудников следственного изолятора на безопасные условия труда.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2025 N 88а-3266/2025 (УИД 59RS0022-01-2024-000273-65)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанностей.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, что влечет нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на безопасные условия содержания, а также прав сотрудников следственного изолятора на безопасные условия труда.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2025 г. N 88а-3266/2025
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,
судей Ладейщиковой М.В., Сапрыгиной Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Главного Управления ФСИН России по Пермскому краю (далее - ГУФСИН России по Пермскому краю), Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 ГУФСИН России по Пермскому краю" (далее - ФКУ СИЗО N 3, следственный изолятор) на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 09 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 октября 2024 года по делу N 2-265/2024 по исковому заявлению Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - Прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО N 3 о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е., полагавшего, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием о возложении обязанности на ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО N 3 в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные по результатам проведенной проверки нарушения требований пожарной безопасности, перечень которых приведен в исковом заявлении, указывая на неисполнение административными ответчиками ранее внесенных Прокурором представлений от 03 февраля 2023 года в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю и от 26 октября 2023 года в адрес ФКУ СИЗО N 3.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 09 июля 2024 года на ФКУ СИЗО N 3 возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
- представить в органы государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности в соответствии с требованиями статей 4, 6, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент);
- обеспечить дублирование сигнала о сработке системы пожарной сигнализации в подразделение пожарной охраны в соответствии со статьей 83 Технического регламента;
- обеспечить проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в соответствии с пунктом 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима);
- определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздухоотводов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта в соответствии с пунктом 43 Правил противопожарного режима;
- организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации имеющихся средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств в соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима;
- в соответствии с требованиями подпунктов 10.1.8; 10.1.9; 10.1.20 приказа ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214 "Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - приказ ФСИН России N 214), подпункта 13 пункта 60 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 июня 2006 года N 279, оборудовать в камерах режимных корпусов N 1 и N 2 (в судебном акте приведены соответствующие номера камер) светильники дневного и ночного освещения плафонами и металлической сеткой, исключающей доступ лиц, содержащихся в камере, к освещению;
- оборудовать системами пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания гаража, котельной, складов в соответствии со статьями 4, 6, 54, 61, 78, 81, 82, 83, 91, 103, 104, главы 26 Технического регламента;
- центральную лестничную клетку штаба отделить от соседних помещений дверями с устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах в соответствие с требованиями пункта 4.4.6 Свода Правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 марта 2020 года N 194 (далее - СП 1.13130.2020);
- оборудовать наружную лестницу второго эвакуационного выхода горизонтальной входной площадкой с длиной и шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери в соответствии с пунктом 4.2.21 СП 1.13130.2020;
- оборудовать второй эвакуационный выход штаба наружной лестницей с уклоном лестничного марша не более 1:1 в соответствии с пунктом 4.4.3 СП 1.13130.2020;
- оборудовать второй корпус внутренним противопожарным водоснабжением в соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима.
В удовлетворении остальной части административного иска Прокурора к ФКУ СИЗО N 3 отказано.
В удовлетворении административного иска Прокурора к ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю отказано.
На основании определения Пермского краевого суда от 26 августа 2024 года дело передано в судебную коллегию по административным делам для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 октября 2024 года решение суда изменено.
Срок исполнения обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности увеличен до 18 месяцев, на ФКУ СИЗО N 3 возложена обязанность оборудовать второй корпус внутренним противопожарным водоснабжением в соответствии с пунктом 50 Правил противопожарного режима. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной 13 января 2025 года кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ СИЗО N 3 просят постановленные судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Нижестоящими судебными инстанциями не принято во внимание, что учредителем и собственником имущества ФКУ СИЗО N 3 является Российская Федерация, полномочия которого осуществляет ФСИН России, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных функций, при этом следственный изолятор не занимается деятельностью, приносящей доход. Ввиду отсутствия финансирования ФКУ СИЗО N 3 лишено самостоятельно устранить выявленные нарушения, при этом ответов на направленные заявки по выделению денежных средств не поступает.
Автор жалобы отмечает, что ряд нарушений отсутствуют, а именно: режимные корпуса N 1 и N 2 оборудованы эвакуационными противопожарными дверями (выходами) и обеспечено дублирование сигнала о сработке системы пожарной сигнализации в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Прокурором представлены письменные возражения об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Определением суда от 20 февраля 2025 года отказано в удовлетворении ходатайства административных ответчиков о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Статьей 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) определено, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 1.1 СП 1.13130.2020 настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.2 Устава учредителем ФКУ СИЗО N 3 является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет ФСИН России, собственником имущества следственного изолятора является Российская Федерация в лице ФСИН России.
ФКУ СИЗО N 3 находится в ведение ФСИН России, местонахождение ФКУ СИЗО N 3: <...> (пункты 1.3, 1.5 Устава).
Пунктом 4.1 Устава определено, что управление следственным изолятором осуществляет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и руководство ФКУ СИЗО N 3.
ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет в отношении следственного изолятора, в том числе доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (пункт 4.3 Устава).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости за ФКУ СИЗО N 3 зарегистрированы на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества:
- здание отдела охраны по адресу: <...> здание 45/1; площадью 138,2 кв. м, количество этажей - 1, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 1991;
- здание склада по адресу: <...> здание 26, строение 4; площадью 20 кв. м, количество этажей - 1, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 1994;
- производственно-складское здание по адресу: <...> здание 26, строение 5; площадью 556,4 кв. м; количество этажей - 1, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 1994;
- здание общежития для хозяйственной обслуги (жилой дом) по адресу: <...> здание 26, строение 1; площадью 258,5 кв. м; количество этажей - 2, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 1964;
- нежилое помещение по адресу: <...>, кв. М; площадью 556,4 кв. м; Этаж N 1;
- наблюдательная вышка N 5 по адресу: <...>; площадью 17,2 кв. м; количество этажей - 2, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 1975;
- нежилое здание по адресу: <...>; площадью 2,6 кв. м; количество этажей - 1, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 2002;
- здание режимного корпуса N 1 по адресу: <...> здание 26, корпус 1; площадью 2 220 кв. м; количество этажей - 2, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 1947;
- здание овощехранилища по адресу: <...> здание 26/5; площадью 310,4 кв. м; количество этажей - 1, в том числе подземных 0; год завершения строительства - 1963.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя частично заявленные Прокурором требования, исходил из того, что ФКУ СИЗО N 3 допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, что влечет нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на безопасные условия содержания, а также сотрудников следственного изолятора на безопасные условия труда.
Отказывая в удовлетворении иска к ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю, суд первой инстанции сослался на пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации о самостоятельной ответственности казенного учреждения по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и солидарной ответственности собственника имущества.
Судебная коллегия по административным делам краевого суда такие выводы суда первой инстанции поддержала, изменив решение суда в части обязанности по оборудованию второго корпуса внутренним противопожарным водоснабжением и общего срока для устранения нарушений.
Судебная коллегия кассационного суда с такой позицией нижестоящих судебных инстанций согласиться не может.
В материалы дела были представлены дополнительные пояснения по иску (том 1 л.д. 187), в которых Прокурор, обосновывая предъявленные к ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю требования, обращает внимание на полномочия ФСИН России по финансированию устранения выявленных нарушений и территориального органа по доведению такого финансирования до исправительных учреждений.
ФКУ СИЗО N 3 на протяжении всего судебного разбирательства, возражая против требований Прокурора, приводило доводы с представлением соответствующих доказательств о неоднократном направлении заявок в ГУФСИН России по Пермскому краю на выделение денежных средств для проведений мероприятий по устранению нарушений, а также об отсутствии собственных источников финансирования.
Согласно пункту 3 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение о ФСИН России) основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).
Положение о ФСИН России наделяет ФСИН России полномочиями собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, а также осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (подпункт 2 пункта 7 Положения о ФСИН России).
Положениями пунктов 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведение органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведение которого находится соответствующее казенное учреждение.
Исходя из приведенного, ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных Прокурором нарушений, а ГУФСИН России по Пермскому краю доводит финансирование до ФКУ СИЗО N 3.
Между тем, суд первой инстанции, а также согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований к ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю по мотиву того, что данные организации не владеют объектами защиты на каком-либо законном основании, в связи с чем на них не могут быть возложены обязанности по устранению допущенных следственным изолятором нарушений, оставили без внимания вышеприведенные положения, доводы сторон, и тот факт, что под устранением нарушений понимается комплекс мер, к числу которых относится и финансирование необходимых для проведения работ.
Кроме того, Технический регламент определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
По смыслу пункта 1.1 СП 1.13130.2020 положения данного свода правил на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 года N 318 СП 1.13130.2020 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента (пункт 212).
Частью 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Исходя из приведенного правового регулирования, судам первой и апелляционной инстанций надлежало выяснить вопросы о возможности применения Свода правил 2020 года, выполнение которого, обеспечивается на добровольной основе, к объектам следственного изолятора, для чего идентифицировать каждый из этих объектов и установить год их постройки.
Поскольку при рассмотрении дела судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, решение суда и апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Кизеловского городского суда Пермского края от 09 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 октября 2024 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме принято 27 февраля 2025 года.