Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2025 N 88а-3671/2025 (УИД 66RS0012-01-2024-001682-73)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения в границах улиц.
Обстоятельства: Прокурор указал, что администрации неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности; маловодные территории, не обеспеченные наружным противопожарным водопроводом, имеют границу с лесами; в случае возникновения пожара возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение имущества, уничтожение или повреждение зданий, сооружений.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2025 N 88а-3671/2025 (УИД 66RS0012-01-2024-001682-73)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения в границах улиц.
Обстоятельства: Прокурор указал, что администрации неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности; маловодные территории, не обеспеченные наружным противопожарным водопроводом, имеют границу с лесами; в случае возникновения пожара возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение имущества, уничтожение или повреждение зданий, сооружений.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2025 г. N 88а-3671/2025
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.,
судей Печенкиной Н.А., Тетюева С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Каменск-Уральского городского округа на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 10 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 октября 2024 года по административному делу N 2а-1074/2024 по административному иску прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каменск-Уральского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А., возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Кустикова А.Г., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
прокурор г. Каменска-Уральского, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Каменск-Уральского городского округа (далее - администрация), выразившегося в непринятии мер по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения в границах улиц: 3-я Набережная, Овражная, Декабристов, Славянская, Плотина, Заречная, Рудная, Байновская, станция УАЗ от дома 19 до дома 60 в г. Каменске-Уральском, а также в границах от улицы Садовая до дома N 151 по улице Большевиков в д. Новый Завод; возложении на администрацию обязанности по созданию в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, а также условий для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в границах улиц: 3-я Набережная, Овражная, Декабристов, Славянская, Плотина, Заречная, Рудная, Байновская, станция УАЗ от дома 19 до дома 60 в г. Каменске-Уральском, а также в границах от улицы Садовая до дома N 151 по улице Большевиков в д. Новый Завод.
Требования мотивированы тем, что администрации неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности; указанные маловодные территории, не обеспеченные наружным противопожарным водопроводом, имеют границу с лесами; в случае возникновения пожара возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение имущества, уничтожение или повреждение зданий, сооружений.
Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 10 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 октября 2024 года, административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации Каменск-Уральского городского округа, выразившееся в непринятии мер по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения в границах улиц: 3-я Набережная, Овражная, Декабристов, Славянская, Плотина, Заречная, Рудная, Байновская, станция УАЗ от дома 19 до дома 60 в г. Каменске-Уральском, а также в границах от улицы Садовая до дома N 151 по улице Большевиков в деревне Новый Завод, на администрацию Каменск-Уральского городского округа возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления настоящего решения в законную силу создать для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в границах улиц: 3-я Набережная, Овражная, Декабристов, Славянская, Плотина, Заречная, Рудная, Байновская, станция УАЗ от дома 19 до дома 60 в г. Каменске-Уральском, а также в границах от улицы Садовая до дома N 151 по улице Большевиков в деревне Новый Завод.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 30 января 2025 года), административный ответчик выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального права, просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение изменить, принять по делу новое решение, возложить на администрацию обязанность в срок до 31 января 2028 года создать для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под обязательными требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Пунктом 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18 марта 2021 года N 142-ПП "О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному сезону" к перечню населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров отнесена территория Каменск-Уральского городского округа.
Администрацией Каменск-Уральского городского округа составлены и утверждены паспорта населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (г. Каменск-Уральский, деревни Кодинка, Малая Кодинка, Монастырка, Новый завод).
При разрешении заявленных прокурором требований судами установлено, что отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в границах улиц: 3-я Набережная, Овражная, Декабристов, Славянская, Плотина, Заречная, Рудная, Байновская, станция УАЗ от дома 19 до дома 60 в г. Каменске-Уральском, а также в границах от улицы Садовая до дома N 151 по улице Большевиков в деревне Новый Завод. В адрес администрации неоднократно выносились предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 19 мая 2021 года, 15 сентября 2022 года, 13 апреля 2023 года, 25 сентября 2023 года, 14 мая 2024 года.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь статьями 1, 19, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьями 6, 52, частями 1 - 3 статьи 62, статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденным Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Каменск-Уральский городской округ Свердловской области, утвержденного Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22 февраля 2006 года N 148, установив, что требования законодательства об обеспечении источниками наружного противопожарного водоснабжения на указанной территории вышеприведенных населенных пунктов администрацией не исполнены; административным ответчиком длительный период времени необходимых мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности не предпринималось, пришли к заключению о доказанности неправомерного бездействия администрации, которое нарушает права неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу их жизни и здоровью. В связи с чем, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения вышеуказанных требований. При определении срока для исполнения указанной обязанности суды, указав на характер правоотношений, посчитали разумным срок для исполнения указанной обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Доводы административного ответчика о том, что был разработан и утвержден План реализации мероприятий по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий, входящих в состав Каменск-Уральского городского округа в период с 2023-2027 годы, а также ссылки на предпринятые администрацией меры с 2023 года, являлись предметом исследования суда первой инстанции, исходя из значимости данных мероприятий и установленных фактических обстоятельств по данному делу, обоснованно судом первой инстанции отклонены, как не свидетельствующие об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, правовая позиция администрации об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в судах, правомерно отклонена судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, как основанная на неверном толковании норм законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам. Сведений о том, что администрацией принимаются необходимые и исчерпывающие меры, которые привели бы к должному результату, в материалах дела не имеется.
Неисполнение требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда и здоровью граждан.
С учетом установленных судами фактических обстоятельств, ссылка административного ответчика на срок исполнения мероприятий по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий, входящих в состав Каменск-Уральского городского округа, определенный Планом, не свидетельствует о неправильности выводов судов, учитывая и то, что судом первой инстанции определен срок исполнения возложенной обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие в необходимом объеме финансирования данных мероприятий, не может являться основанием для освобождения администрации от исполнения требований закона, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Доводы кассационной жалобы о недостаточности предоставленного для выполнения возложенной обязанности срока (два года со дня вступления решения суда в законную силу), не могут быть признаны основанием для отмены или изменения постановленных судебных актов в кассационном порядке. Определяя срок исполнения возложенных обязанностей, суд первой инстанции исходил из характера спорных правоотношений, объема работ, отсутствие в материалах дела доказательств недостаточности указанного срока для выполнения возложенной обязанности.
Сами по себе приведенные доводы в кассационной жалобе, в том числе, со ссылками на рельеф местности, сезонность проведения работ, необходимость соблюдения процедур, установленных законодательством (заключение контрактов), не свидетельствуют о том, что определенный судом первой инстанции срок для исполнения возложенной обязанности является неразумным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судебных инстанций, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 10 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каменск-Уральского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 18 марта 2025 года.