Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 N 88-15676/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 29.02.2024 по делу N 33-1264/2024 (УИД 76RS0011-01-2023-000604-87)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требование: О возложении обязанности демонтировать ограждение.
Обстоятельства: Истец указал, что часть забора расположена в береговой полосе, а другая часть - по периметру всего участка, относящегося к землям государственного лесного фонда. Таким образом, ответчик ограничил свободный доступ граждан к водному объекту и на лесной участок.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Ярославского областного суда от 29.02.2024 по делу N 33-1264/2024 (УИД 76RS0011-01-2023-000604-87)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требование: О возложении обязанности демонтировать ограждение.
Обстоятельства: Истец указал, что часть забора расположена в береговой полосе, а другая часть - по периметру всего участка, относящегося к землям государственного лесного фонда. Таким образом, ответчик ограничил свободный доступ граждан к водному объекту и на лесной участок.
Решение: Удовлетворено.

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 февраля 2024 г. по делу N 33-1264/2024
УИД 76RS0011-01-2023-000604-87
Мотивированное определение изготовлено 12.04.2024 г.
Судья Марокова Т.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего судьи Семиколенных Т.В.
судей Пискуновой В.А., Архипова О.А.
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
29 февраля 2024 года
гражданское дело по апелляционному представлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора на решение Угличского районного суда Ярославской области от 13 ноября 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ярославскому межрайонному природоохранному прокурору (ИНН <...>) к ООО "Угличское ДСУ" (ИНН <...>), о возложении обязанности демонтировать ограждение, установленное на лесном участке, отказать.
Заслушав доклад судьи Пискуновой В.А., судебная коллегия
установила:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО "Угличское ДСУ" о возложении обязанности демонтировать ограждение, установленное на лесном участке.
В обоснование требований указал, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по фактам ограничения доступа к <адрес> в районе населенного пункта Деревеньки Угличского муниципального района. При обследовании земельного участка с кадастровым N установлено, что в его границах расположены ограждения (заборы), препятствующие доступу граждан к береговой полосе <адрес>. Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда, находится по адресу: <адрес> участок N (лесные кварталы 71, 91, 92). На основании договора от 03.10.2008 г. N 108 часть земельного участка (квартал 71 часть лесотакционных выделов 5) предоставлена в аренду ООО "Угличское ДСУ". В ходе проверки установлено, что часть забора расположена в береговой полосе <адрес>, а другая часть - по периметру всего участка, относящегося к землям государственного лесного фонда. Таким образом, ответчик ограничил свободный доступ граждан к водному объекту - <адрес> и на лесной участок. Полоса земли вдоль береговой линии <адрес> подлежит освобождению от ограждений на ширину береговой полосы - 20 м, а ограждение, находящееся на землях лесного фонда, должно быть демонтировано в полном объеме. В связи с указанным Ярославский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на ООО "Угличское ДСУ" обязанность демонтировать ограждение, установленное на лесном участке с кадастровым N расположенном по адресу: <адрес>, участок N, выдел 5, предоставленном в аренду на основании договора от 03.10.2008 г. N 108.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Ярославский межрайонный природоохранный прокурор Калугин А.О., подав на решение суда апелляционное представление.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционного представления сводятся к существенному нарушению норм права.
На апелляционное представление принесены возражения ООО "Угличское ДСУ", в котором просит решение суда оставить в силе, в удовлетворении апелляционного представления отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления и возражений на них, изучив материалы дела, выслушав прокурора Шинкарева А.И., поддержавшего апелляционное представление, представителя ООО "Угличское ДСУ" по доверенности П., возражавшего против представления, судебная коллегия полагает следующее.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции пришел к выводам о том, что часть забора в границах береговой полосы с северо-западной стороны была демонтирована ответчиком в период рассмотрения настоящего гражданского дела, соответственно, проход к водному объекту обеспечен. Отказ в остальной части мотивирован тем, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы; положительное заключение на изменения в проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 03.10.2008 г. N 108, включающие ограждение протяженностью 170 м из строительных материалов как элемент благоустройства лесного участка, утверждено приказом N 01-04/236 от 13.10.2023 г. министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.
Кроме того, действующие в настоящее время Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденные Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. N 908 предусматривают в п. 7 право лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности, в том числе на возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства; возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений на лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности.
Учитывая, что спорное ограждение не является капитальным строением, его возведение в целях благоустройства земельного участка, являлось допустимым.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции не соответствующими установленным по делу обстоятельствам и положениям закона ввиду следующего.
Из обстоятельств дела следует, что в ходе проверки природоохранным прокурором установлено, что на основании договора от 03.10.2008 г. N 108 часть земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым N (квартал 71 лесотакционный выдел 5) предоставлена в аренду ООО "Угличское ДСУ". При обследовании указанного лесного участка выявлено, что он огорожен забором, который препятствует свободному доступу граждан к береговой полосе <адрес> и в целом на участок, относящийся к землям государственного лесного фонда.
В ходе рассмотрения дела ответчиком демонтирована часть забора, расположенная в береговой полосе водного объекта.
Однако, отказывая в остальной части исковых требований, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, законно находящийся на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ч. 1 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.
Согласно ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
В силу ч. 8 ст. 11 Лесного кодекса РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевым и недвревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статье. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Случаи возведения ограждения предусмотрены в ч. 3 статьи 114 Лесного кодекса РФ, в которой указано на допущение возведения ограждения на лесных землях в целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
Понятием "лесной охраны" предусмотрена деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.
Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, соответствующими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления либо государственными учреждениями (ст. ст. 96, 98.2 Лесного кодекса РФ).
Арендаторы лесных участков, которым является ответчик, к перечню указанных лиц, которыми осуществляется охрана лесов, не относятся, соответственно, полномочиями к осуществлению лесной охраны не обладает.
Соответственно, заявленная для возведения ограждения - забора, цель "благоустройство" противоречит положениям ч. 3 ст. 114 Лесного кодекса РФ.
Кроме того, ссылаясь на п. 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. N 908, допускающих возможность возведения на лесных участках некапитальных строений, суд первой инстанции не учитывает, что такое право предоставлено лицам, использующим лесные участки, именно в целях осуществления рекреационной деятельности.
Рекреационной считается деятельность, направленная на оздоровление и восстановление работоспособности человека, которая включает в себя такие сферы, как санаторно-курортное лечение, туризм, спортивные, развлекательные и т.п. мероприятия.
Согласно ч. 1, 2 ст. 41 Лесного кодекса РФ использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, осуществляется с предоставлением лесных участков.
На части площади, не превышающей 20 процентов площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение, эксплуатация и демонтаж для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с п. 3, 5 вышеуказанных Правил N 908 от 09.11.2020 г. для осуществления рекреационной деятельности, связанной с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организацией отдыха и укрепления здоровья граждан, лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанными в части 10 статьи 21 и части 3 статьи 21.1 Лесного кодекса.
Указанные положения в совокупности свидетельствуют о возможности возведения объектов некапитального строения лишь в целях рекреационного использования предоставленного в аренду ответчику земельного участка.
Однако, актом выездного обследования лесного участка от 19.12.2023 г., проведенного министерством местного хозяйства и природопользования Ярославской области, представленного прокурором судебной коллегии, фактически опровергается цель возведения спорного ограждения для благоустройства участка в целях рекреационной деятельности. Указанным актом подтверждается, что на арендованном ООО "Угличское ДСУ" земельном участке фактически располагаются теплицы из поликарбоната - 2 шт., электрощитовая металлическая, навес для домашних кур длиной 12 м шириной 4 м из сетки рабицы с деревянным навесом, навес для дров длиной 9 м шириной 2,5 м у металлического забора с металлической крышей; обнаружены объекты (строения), не связанные с созданием лесной инфраструктуры, указанные в проекте освоения лесов на данный участок, но находящиеся не в соответствии со схемой проекта освоения лесов: вспомогательная постройка (пункт проката инвентаря) на схеме проекта освоения лесов (стр. 50) находится у проезда рядом с забором, а при обследовании у берега реки Волга, кроме этого не соответствует характеристики по площади в дополнении проекта от 30.09.2023 г. площадь 30 кв. м, при обследовании - 55 кв. м (5 на 11 м).
Некапитальные нестационарные сооружения (навесы) площадью 30 кв. м, указанные в проекте освоения лесов, отсутствуют.
Некапитальные нестационарные сооружения (веранда) площадью 40 кв. м не соответствует по площади в натуре, которая составляет 120 кв. м (15 на 8 м).
Также констатировано наличие спорного металлического ограждения - забора высотой 2,5 м с трех сторон длиной 170 м, со стороны <адрес> забор отсутствует.
При неподтверждении возведения спорного ограждения в целях благоустройства лесного участка для ведения рекреационной деятельности, отсутствие которой следует из вышеуказанного акта от 19.12.2023 г., выводы суда о законности возведенного ограждения являются необоснованными.
Кроме того, следует учитывать, что приказ Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области от 13.10.2023 г. N 01-04/236, которым утверждено положительное заключение на изменения в проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 03.10.2008 г. N 108 (арендатор - ООО "Угличское ДСУ") в части дополнения соответствующего раздела документации элементом благоустройства лесного участка - ограждением из строительных материалов, по протесту Ярославского межрайонного природоохранного прокурора отменен указанным Министерством в соответствии с приказом от 21.12.2023 г. N 01-04/476, что подтверждается сообщением Министерства от 25.12.2023 г. N ИХ 25-7346/2023.
Как следует из указанного сообщения, приказ N 01-04/236 об утверждении положительного заключения на изменения в проект освоения лесов отменен в связи с выявленными прокуратурой нарушениями: отсутствием в изменениях в проект реквизитов последних изменений в лесохозяйственный регламент Угличского лесничества, недостоверностью указанных в изменениях в проект освоения лесов сведений о существующих строениях, а также размещением ограждения в нарушение ст. 6 Водного кодекса РФ в береговой полосе.
Таким образом, выводы суда о законности возведения спорного ограждения на арендованном ответчиком лесном земельном участке противоречат вышеустановленным обстоятельствам по делу и указанным положениям закона и правилам, ввиду чего обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Угличского районного суда Ярославской области от 13 ноября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора (ИНН <...>) к ООО "Угличское ДСУ" (ИНН <...>) удовлетворить.
Обязать ООО "Угличское ДСУ" (ИНН <...>) демонтировать ограждение, установленное на земельном участке площадью 0,9 га, предоставленном по договору аренды N 108 от 03.10.2008 г., заключенном с Департаментом лесного хозяйства Ярославской области, расположенном в лесном квартале 71 выделе (части) 5 Угличского участкового лесничества.