Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 N 88а-3465/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 30.09.2024 по делу N 33-3817/2024 (УИД 21RS0009-02-2023-000122-54)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарного законодательства.
Обстоятельства: Здание детского сада эксплуатируется с нарушениями требований противопожарного законодательства, что угрожает жизни и здоровью детей и работников учреждения, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 30.09.2024 по делу N 33-3817/2024 (УИД 21RS0009-02-2023-000122-54)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарного законодательства.
Обстоятельства: Здание детского сада эксплуатируется с нарушениями требований противопожарного законодательства, что угрожает жизни и здоровью детей и работников учреждения, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Решение: Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2024 г. по делу N 33-3817/2024
Судья Толстова Л.В.
УИД 21RS0009-02-2023-000122-54
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Николаева М.Н.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики к администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности, поступившее по апелляционной жалобе администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 10 июня 2024 года, которым постановлено:
Требования прокурора удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Аликовского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН <...>) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- заменить использованные при строительстве объекта горючие провода электропроводки систем противопожарной защиты исполнения на огнестойкие провода исполнения,
- переустроить проезд для пожарной техники таким образом, что бы расстояние от внутреннего края проезда до наружных стен здания соответствовало требованиям п. п. 8.6 СП 4.12130.2013;
- переустроить радиусы поворотов на территории учреждения для обеспечения беспрепятственного проезда пожарных автомобилей к зданию в соответствии с п. 8.6, 8.7, 8.9 СП 4.12130.2013;
- исключить использование противопожарных расстояний между зданием детского сада и складскими зданиями, расположенными за территорией учреждения, для размещения временных сооружений в виде летних веранд в соответствии с п. 65 ППР в РФ:
- установить ограждения недостающей кровли здания, приведя часть кровли здания в соответствие с требованиями ГОСТ 53264 п. 7.16 СП 4.12130.2013;
- обеспечить предел огнестойкости элементов креплений (подвески) конструкций воздуховодов систем противодымной вентиляции не менее нормируемых для воздуховодов (по установленным числовым значениям, но только по признаку потери несущей способности) в соответствие с требованиями п. 6.13. СП 7.12130.2013;
- привести в рабочее состояние ближайший пожарный гидрант, предназначенный для наружного пожаротушения, который располагается на территории районного дворца культуры на расстоянии 111 м от здания детского сада (по дорогам с твердым покрытием) в соответствии с п. п. 8.6, 9.11 СП 8.12130.2009,
отказав в удовлетворении требований прокурора в части возложения на ответчика - администрацию Аликовского муниципального округа Чувашской Республики обязанности:
- направить извещение об окончании строительства по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 240 мест" в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики" в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;
- перенести приборы приемно-контрольных и приборов управления в помещение персонала, ведущего круглосуточное дежурство, на второй этаж в пост охраны в соответствии с п. 13.14.5 СП 5.12130.2009;
- оснастить ворота оборудованием для автоматического разблокирования и открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники в соответствии с п 71 ППР в РФ;
- переустроить лестничные площадки на 3-х лестничных клетках: в лестничной клетке, расположенной со стороны бассейна (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке, расположенной со стороны пищеблока (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке главного входа (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже), предусмотрев, что ширина лестничной площадки должна составлять не менее ширины марша в соответствии с п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
- обшить острые углы пожарных шкафов в соответствии с требованиями п. 4.3.7 СП 1.13130.2020.
Исключить из числа ответчиков по данному гражданскому делу, привлеченное определением суда от 09.06.2023 Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Старатель".
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Аликовского района Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики о возложении на нее обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений противопожарного законодательства, а именно:
- направить извещение об окончании строительства по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 240 мест" в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики" в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;
- заменить использованные при строительстве объекта горючие провода электропроводки систем противопожарной защиты исполнения на огнестойкие провода исполнения;
- перенести приборы приемно-контрольных и приборов управления в помещение персонала, ведущего круглосуточное дежурство, на второй этаж в пост охраны в соответствии с п. 13.14.5 СП 5.12130.2009;
- переустроить проезд для пожарной техники таким образом, что бы расстояние от внутреннего края проезда до наружных стен здания соответствовало требованиям п. п. 8.6 СП 4.12130.2013;
- переустроить радиусы поворотов на территории учреждения для обеспечения беспрепятственного проезда пожарных автомобилей к зданию в соответствии с п. 8.6, 8.7, 8.9 СП 4.12130.2013;
- исключить использование противопожарных расстояний между зданием детского сада и складскими зданиями, расположенными за территорией учреждения, для размещения временных сооружений в виде летних веранд в соответствии с п. 65 ППР в РФ;
- оснастить ворота оборудованием для автоматического разблокирования и открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники в соответствии с п. 71 ППР в РФ;
- переустроить лестничные площадки на 3-х лестничных клетках: в лестничной клетке, расположенной со стороны бассейна (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке, расположенной со стороны пищеблока (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке главного входа (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже), предусмотрев, что ширина лестничной площадки должна составлять не менее ширины марша в соответствии с п. 4.4.3 СП 1.13130.2009;
- установить ограждения недостающей кровли здания, приведя часть кровли здания в соответствие с требованиями ГОСТ 53264 п. 7.16 СП 4.12130.2013;
- обшить острые углы пожарных шкафов в соответствии с требованиями п. 4.3.7 СП 1.13130.2020;
- обеспечить предел огнестойкости элементов креплений (подвески) конструкций воздуховодов систем противодымной вентиляции не менее нормируемых для воздуховодов (по установленным числовым значениям, но только по признаку потери несущей способности) в соответствие с требованиями п. 6.13. СП 7.12130.2013;
- привести в рабочее состояние ближайший пожарный гидрант, предназначенный для наружного пожаротушения, который располагается на территории районного дворца культуры на расстоянии 111 м от здания детского сада (по дорогам с твердым покрытием) в соответствии с п. п. 8.6, 9.11 СП 8.12130.2009.
Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной прокуратурой района проверки по информации Минстроя Чувашии установлено, что объект муниципальной собственности Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "<данные изъяты>"), расположенное по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, с./пос. Аликовское, с. <адрес>, эксплуатируется в нарушение требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 213-ФЗ от 22 июля 2008 года, т.е. с нарушениями требований противопожарного законодательства, что угрожает жизни и здоровью детей и работников учреждения, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Объект начал функционировать с 26.08.2022, был введен в эксплуатацию в установленном законом порядке. По результатам проведенной проверки 16.01.2023 прокуратурой в адрес главы Аликовского муниципального округа ЧР было направлено представление об устранении нарушений законодательства. Из ответа администрации муниципального округа от 28.02.2023 следует, что выявленные нарушения не устранены, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией Аликовского муниципального округа Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права. Как указано в жалобе, спорный объект МБДОУ "<данные изъяты>" введен в эксплуатацию, что само по себе свидетельствует о том, что он соответствует проекту, утвержденному в установленном законом порядке, и эксплуатация здания не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу и имеет положительное заключение от 29.09.2020, что гарантирует ее соответствие требованиям ГОСТ, СП, строительным нормам и правилам. Контроль за ведением строительства осуществлялся со стороны КУ ЧР "Республиканская служба единого заказчика" Минстроя Чувашии. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности по объекту были предусмотрены проектной документацией в разделе N 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", разработанные в 2020 году на основе Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 213-ФЗ от 22 июля 2008 года. По мнению подателя жалобы при вынесении решения суд первой инстанции не учел вышеприведенные обстоятельства, в связи с чем просил решение суда отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики Л., поддержавшую доводы жалобы, заявившую ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, прокурора Краснова Д.В., возражавшего против удовлетворения жалобы и ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики в оперативном управлении находится здание МБДОУ "<данные изъяты>", расположенное по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, с./пос. Аликовское, с. <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) от 05.06.2024.
В соответствии со сведениями ЕГРН год завершения строительства здания - 2021, площадь - 6121,5 кв. м, количество этажей - 4.
В подтверждение законности возведения данного объекта и его соответствия градостроительным и строительным нормам и правилам, в том числе требованиям пожарной безопасности ответчиком в материалы дела представлены:
- разрешение на строительство от 09.11.2020 N 21-502301-09-2020, выданное администрации Аликовского района Чувашской Республики администрацией Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на строительство дошкольного образовательного учреждения на 240 мест в с. Аликово Аликовского района, действие которого было продлено до 30.04.2022.
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N РУ 21-50-2301-9-2022, выданное администрации Аликовского района Чувашской Республики администрацией Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики,
- акт приемки законченного строительством объекта от 31.03.2022, подписанный исполнителем работ - ООО "СЗ "СК "Строитель" и заказчиком - администрацией Аликовского района Чувашской Республики,
- акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических устройств от 31.03.2022, также подписанный ООО "СЗ "СК "Строитель", администрацией Аликовского района ЧР, представителями лица, осуществляющего строительный контроль, - главным специалистом-инженером по строительному контролю Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" и лица, осуществляющего разработку проектной документации - ООО "<данные изъяты>".
Между тем проведенной прокуратурой проверкой установлено, что требования пожарной безопасности на вновь возведенном объекте не соблюдаются.
В частности, 18 мая 2023 года заведующим МБДОУ <данные изъяты>" было получено предписание отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Аликовскому муниципальному округу Чувашской Республики Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее отделение по Аликовскому муниципальному округу ЧР ГУ МЧС), в соответствии с которым работниками МЧС были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предложено устранить эти нарушения (16 пунктов) в срок до 17 ноября 2023 года.
10 апреля 2024 года заведующей МБДОУ "<данные изъяты>" отделением по Аликовскому муниципальному округу ЧР ГУ МЧС вновь вручено предписание об устранении нарушений пожарной безопасности по 9 пунктам в срок до 10.07.2024.
Поскольку сведения об исполнении предписания в полном объеме в материалах дела отсутствуют, районный суд удовлетворил исковые требования прокурора в части.
Возражая против принятого судом решения, администрация муниципального округа, ссылаясь на соответствие построенного объекта требованиям проектной документации и на ввод объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке, просит отменить решение суда и отказать в иске.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правоотношения в области пожарной безопасности регулируются нормами Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Пунктами 3, 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям муниципальных округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены, среди прочего, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных данным Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч. 7 данной статьи.
Судом первой инстанции верно приведены положения закона, обосновывающие правомерность требований об устранении нарушений пожарной безопасности, выявленных отделением по Аликовскому муниципальному округу ЧО ГУ МЧС.
Так, в силу ч. 2 ст. 82 Закона N 123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обеспечения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Согласно табл. 2 ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" (далее - ГОСТ 31565-2012) кабельные изделия исполнения "FRLSLTx" преимущественно применяются для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также в других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара, в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
В п. 8.8 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее СП 4.13130.2013), предусмотрено, что расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть: для зданий высотой до 28 м включительно - 5 - 8 м; для зданий высотой более 28 м - 8-10 метров. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий должна составлять не менее: 3,5 м - при высоте здания до 13 м включительно; 4,2 м - при высоте здания от 13 м до 46 м включительно; 6 м - при высоте здания более 46 м (п. 8.6 СП 4Л3130.2013). В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду (п. 8.7 СП 4.13130.2013). Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей (п. п. 8.9 СП 4.13130.2013).
Использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, запрещено пунктом 65 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее "ППР в РФ").
В соответствии с п. 7.16 СП 4.13130.2013 в зданиях и сооружениях с уклоном кровли не более 12 процентов включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях и сооружениях с уклоном кровли более 12 процентов, высотой до карниза более 7 м, следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с требованиями данного свода правил. Независимо от высоты здания указанные ограждения следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.
Конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара (ч. 6 ст. 85 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с п. 6.13 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" элементы креплений (подвески) конструкций воздуховодов должны иметь пределы огнестойкости не менее нормируемых для воздуховодов (по установленным числовым значениям, но только по признаку потери несущей способности) в пределах обслуживаемого пожарного отсека и не менее нормируемых для строительных конструкций, к которым крепятся воздуховоды, за пределами обслуживаемого пожарного отсека.
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, $2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода (ч. 4 ст. 68 Закона N 123-ФЗ). Согласно п. 8.6 СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий: допускается располагать гидранты на проезжей части. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более, и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.11, по дорогам с твердым покрытием. Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп (п. 9.11 СП 8.13130.2009). Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Согласно Протоколу N 162-2022/3-29 индивидуального испытания (опробования) отдельной системы автоматической противопожарной защиты здания, сооружения, помещения от 18.11.2022, ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Чувашской Республике в присутствии представителей объекта и сотрудников управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЧР 18 ноября 2022 года проведены испытания работоспособности системы автоматической противопожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте защиты МБДОУ <данные изъяты> По результатам опробования отдельной системы автоматической противопожарной защиты в здании установлено, что система автоматической пожарной сигнализации объекта выполнила свои функции не в полном объеме и не соответствует требованиям документов в области пожарной безопасности; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании не обеспечивает однозначное информирование (оповещение) людей о пожаре в каждой точке защищаемого объекта (л.д. 16-18).
В письме ГУ МЧС России по ЧР от 30.11.2022 N ИВ-173-3109, направленном в адрес АУ "<данные изъяты>" Минстроя Чувашии и других лиц, указано, что часть выявленных в ходе проведения проверки нарушений в области пожарной безопасности была допущена при проектировании и экспертизе проектной документации, а также при строительстве и вводе объекта защиты в эксплуатацию. Аналогичные выводы содержаться в письме ГУ МЧС России по ЧР от 23.12.2022 N ИВ-173-33-50, направленном в адрес Ассоциации СРО "<данные изъяты>".
По результатам выявленных нарушений в адрес МБДОУ "<данные изъяты>" вынесено предостережение о недопустимости выявленных нарушений от 06.12.2022. По результатам проверки по устранению нарушений пожарной безопасности 16.01.2023 вынесены представления в адрес главы Аликовского муниципального округа Чувашской Республики о принятии соответствующих мер.
Позднее 18 мая 2023 года МБДОУ "<данные изъяты>" было предложено устранить нарушения требований пожарной безопасности из 16 пунктов предписания в срок до 17 ноября 2023 года, а 10 апреля 2024 года - об устранении нарушений пожарной безопасности по 9 пунктам - в срок до 10.07.2024.
Данные нарушения до настоящего времени не устранены, что ответчиком не оспаривается.
В опровержение доказательств нарушения пожарной безопасности, выявленных ГУ МЧС по ЧР каких-либо равнозначных доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости, основанных на заключении специалистов в области пожарной безопасности, однозначно свидетельствующих об устранении выявленных нарушений, суду первой и второй инстанций ответчиком не представлено.
Судом второй инстанции разъяснены порядок назначения по делу судебной экспертизы и право сторон на заявление ходатайства о назначении такой экспертизы в случае несогласия ответчика с правомерностью заявленных работниками МЧС претензий о наличии нарушений требований пожарной безопасности. Так, юридически значимым обстоятельством по делу являлся вопрос о том, имеют ли место нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты - здании МБДОУ "<данные изъяты> Аликовского района Чувашской Республики, расположенном по адресу: Чувашская Республика, с <адрес>, указанные в резолютивной части решения районного суда.
Однако, после объявления судом перерыва для подготовки к заявлению данного ходатайства по инициативе администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики, представителем ответчика представлено ходатайство о проведении экспертизы иного рода, а именно - строительно-технической. На рассмотрение судебного эксперта ответчик просил поставить вопросы о соответствии объекта проектной документации в части пожарной безопасности и о возможных отступлениях от проекта при строительстве. Поскольку данные вопросы не связаны с необходимостью устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки органами МЧС, судебная коллегия отказала в проведении такого рода экспертизы, как не относящейся к предмету спора. Кроме того, администрацией Аликовского муниципального округа Чувашской Республики не был соблюден порядок назначения экспертизы по делу - не представлены сведения о наличии у предложенных экспертных организаций компетентных экспертов для проведения подобного рода экспертиз, не внесены на депозит суда денежные средства.
Факт нарушения требований пожарной безопасности при проектировании здания и экспертизе проектной документации, при строительстве и вводе объекта защиты в эксплуатацию, подтверждается мнением работников МЧС (вышеприведенные письма ГУ МЧС по ЧР от 30.11.2022 и 23.12.2022). Однако, этот факт сам по себе не свидетельствует о том, что выявленные нарушения не подлежат устранению собственником. Собственник имеет право предъявления регрессных требований к виновникам допущенных нарушений, с которыми он связан договорными отношениями, в случае наличия соответствующих оснований для предъявления таких требований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усмотрела оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. По мнению судебной коллегии, районный суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и сделал выводы, соответствующие этим обстоятельствам, и верно применил к спорным правоотношениям нормы материального права.
В силу положений ст. 330 ГПК РФ решение суда не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики.
При этом, в мотивировочной части решения суда содержится вывод о том, что привлеченный по инициативе суда соответчик - Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Старатель" не является надлежащим ответчиком, в связи с чем суд первой инстанции в своем решении исключил его из числа ответчиков.
В апелляционной жалобе администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики какие-либо доводы относительно выводов суда о том, что общество является ненадлежащим ответчиком по делу, не имеется. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для выхода за пределы доводов жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ.
Между тем, признание судом ответчика ненадлежащим является основанием для отказа в иске к нему, а не для исключения его из числа ответчиков. Процедура "исключения из числа ответчиков" гражданским процессуальным законом не предусмотрена. В п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 разъяснено, что суд, привлекая соответчика к участию в деле по своей инициативе, обязан рассмотреть иск не только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом, но и в отношении лица, привлеченного им самим. Таким образом, придя к выводу о том, что общество не является надлежащим ответчиком, суд первой инстанции должен был отказать в иске к данному ответчику. В связи с этим судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в указанной части и принять в этой части новое решение об отказе в иске к ООО "Специализированный застройщик "Строительная компания "Старатель", оставив решение суда в остальной части без изменения, а жалобу администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Аликовского районного суда Чувашской Республики от 10 июня 2024 года в части исключения из числа ответчиков по настоящему гражданскому делу Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Старатель", принять по делу в этой части новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Аликовского района Чувашской Республики к Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Старатель" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "<данные изъяты>", расположенном по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, с./пос. Аликовское, с. <адрес>.
В остальной части решение Аликовского районного суда Чувашской Республики от 10 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.В.ЯРАДАЕВ
Судьи
Е.А.АРСЛАНОВА
М.Н.НИКОЛАЕВ
Апелляционное определение изготовлено в мотивированном виде 03.10.2024