Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2024 N 88-11858/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Томского областного суда от 05.03.2024 по делу N 33-809/2024 (УИД 70RS0001-01-2023-003962-05)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: До настоящего времени компенсация на приобретение или строительство жилого помещения истцу не предоставлена, служебным жильем или жилым помещением по договору социального найма он не обеспечивался.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Томского областного суда от 05.03.2024 по делу N 33-809/2024 (УИД 70RS0001-01-2023-003962-05)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: До настоящего времени компенсация на приобретение или строительство жилого помещения истцу не предоставлена, служебным жильем или жилым помещением по договору социального найма он не обеспечивался.
Решение: Отказано.
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2024 г. по делу N 33-809/2024
Судья Аплина Л.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Дегтяренко Е.А., Порохнюк Е.Н.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N 2-3034/2023 по иску В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе истца В. на решение Кировского районного суда г. Томска от 5 декабря 2023 года,
заслушав доклад судьи Дегтяренко Е.А., объяснения представителя истца Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
установила:
В. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - УФСИН России по Томской области), в котором просил признать незаконным решение о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истец является /__/. 15.04.2014 истец обратился в УФСИН России по Томской области с рапортом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент обращения выслуга лет в календарном исчислении составляла более 10 лет. На основании протокола N 93 от 10.11.2016 заседания комиссии ФСИН России по вопросам предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения истец был поставлен на учет для получения такой выплаты с 15.04.2014. На момент вынесения указанного решения комиссией членами семьи истца являлись он, супруга В. и несовершеннолетний сын В., /__/ года рождения. Ни в его собственности, ни в собственности членов его семьи каких-либо жилых помещений не находилось. На праве социального найма жилые помещения также отсутствовали. Они состояли на регистрационном учете по адресу: /__/. Указанная квартира принадлежит на праве собственности матери истца. Однако фактически истец с семьей, имея регистрацию по указанному адресу, не приобрели жилищных прав на нее, поскольку проживали в арендованных жилых помещениях. При возникновении финансовых сложностей могли временно проживать в квартире матери истца, но при этом его мать не является членом их семьи. Они не ведут с матерью совместный бюджет, не оплачивают коммунальные услуги за указанное жилое помещение. У матери истца свой уклад в квартире и сложившийся порядок пользования. Они всегда в ее квартире были гостями. Вместе с тем, до настоящего времени компенсация на приобретение или строительство жилого помещения истцу не предоставлена, служебным жильем или жилым помещением по договору социального найма он не обеспечивался. 01.03.2023 истцом был подан рапорт с просьбой внести изменения в учетное дело в связи с расторжением брака и исключить из состава семьи бывшую супругу В. и сына В. 12.09.2023 истец по почте получил Выписку из Протокола N 9 заседания комиссии ФСИН от 17.08.2023, которой принято решение о внесении изменений в учетное дело В. в части уменьшения состава семьи до 1 человека, исключении супруги В. и сына В., снятии В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
пп. Б п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. Таким образом, комиссия полагает, что истец улучшил свои жилищные условия. Истец считает данное решение незаконным, а его жилищные права подлежащими восстановлению. В. не является нанимателем какого-либо жилого помещения, не является собственником жилого помещения, поэтому имеет право на получение единовременной выплаты на приобретение жилья. Факт регистрации в жилом помещении, принадлежащем его матери, не является автоматически фактом, подтверждающим возникновение жилищных прав на такое жилое помещение. Подобная позиция комиссии склоняет истца к тому, что он должен жить без регистрации, иначе любая регистрация в жилом помещении приведет к тому, что ответчик расценит такой факт как обеспеченность жилым помещением, что не соответствует действительности и является злоупотреблением правами со стороны ответчика.
В судебном заседании истец В., его представитель М. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика УФСИН России по Томской области Е. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, поскольку он является родственником собственника жилого помещения, в котором зарегистрирован по месту жительства, и площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляет более 15 кв. м, то есть было установлено отсутствие нуждаемости в жилом помещении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ФСИН России.
Обжалуемым решением исковые требования В. к ФСИН России, УФСИН России по Томской области о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Считает ошибочными выводы суда и заседания комиссии ФСИН от 17.08.2023 об улучшении жилищных условий истца только на том основании, что он является членом семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирован и проживает, поскольку при постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15.04.2014 его семья состояла из трех человек, при этом В. в члены его семьи не была включена. Обстоятельства того, что у матери свой уклад в квартире и сложившийся порядок пользования, и семья истца всегда в ее квартире были гостями, подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели. То, что мать, будучи полноправным собственником квартиры, распоряжается ею (вселила сожителя, передала в залог и т.д.), не спрашивая согласия истца, свидетельствует об отсутствии у последнего каких-либо прав на данную недвижимость. Ссылка суда на разъяснения Конституционного Суда РФ о применении
ч. 4 ст. 31 ЖК РФ (права бывшего члена семьи собственника приватизированного жилого помещения, который имел равное право на приватизацию с лицом, его приватизировавшем) не относится к предмету настоящего спора. Специальные нормы, регулирующие порядок предоставления социальной выплаты сотрудникам ФСИН, не возлагают на комиссию обязанности выяснять обстоятельства, связанные с участием в приватизации сотрудника, который претендует на получение такой выплаты. В данном случае действует правило о совершении действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных прав. С момента приватизации квартиры прошло более 15 лет и факт неучастия истца в приватизации можно расценивать лишь с позиции того, ухудшил ли он свои жилищные условия этим или нет, однако факт неучастия в приватизации как сохранение за истцом всех жилищных прав в качестве основания в специальных нормах по предоставлению социальной выплаты отсутствует.
Судебная коллегия на основании
части 3 статьи 167,
части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца В., представителей ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Томской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно положениям
части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под сотрудниками применительно к положениям названного
Закона в числе иных понимаются лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу положений
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Из материалов дела следует, что с 15.04.2014 истец В. составом семьи 3 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола N 93 от 10.11.2016 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России).
Протоколом N 9 от 17.08.2023 заседания комиссии ФСИН России внесены изменения в учетное дело В. в части уменьшения состава семьи до 1 (одного) человека, исключены супруга В. и сын В., истец В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Считая указанное решение комиссии ФСИН России незаконным, В. обратился в суд с настоящим иском, указывая, что его жилищные условия не улучшились, нанимателем либо собственником какого-либо жилого помещения он не является, жилищных прав на жилое помещение матери не имеет, поскольку не является членом ее семьи.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение заседания комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N 9 от 17.08.2023, о снятии В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 принято правомерно, в связи с установлением факта обеспеченности истца жилой площадью.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила), которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, а именно сотрудникам, имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении и принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
В соответствии с
пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где в том числе в подпункте "и" указано, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что В. является матерью истца В.
22.11.2004 за В. зарегистрировано право собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв. м, на основании договора передачи от 10.11.2004 N 19637, зарегистрированного Объединенной Администрацией Кировского и Советского округов г. Томска.
С 17.04.1998 по настоящее время истец В. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: /__/
Из протокола N 9 от 17.08.2023 следует, что согласно справке о регистрации от 02.05.2023 заявитель В. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: /__/, принадлежащем на праве собственности матери заявителя В., право зарегистрировано 22.11.2004, всего зарегистрировано 2 человека (заявитель и его мать).
Оценив названные доказательства по правилам, установленным
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца в пользовании указанного жилого помещения, как члена семьи собственника этого жилого помещения В. Кроме того, оценивая обеспеченность истца жилой площадью, суд исходил из того, что обеспеченность жилой площадью на момент рассмотрения дела превышает 15 кв. м, что послужило основанием для вывода суда об отсутствии у истца права на получение единовременной социальной выплаты на основании
статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ - в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных
пунктом 2 части 3 данной нормы.
В подтверждение своей позиции о нуждаемости в жилом помещении истцом в материалы дела представлены договор аренды квартиры от 29.03.2020 и договор найма жилого помещения от 10.07.2023, согласно которым истец арендует квартиру для проживания.
В судебном заседании свидетели Г., С. также пояснили, что истец В. по месту регистрации не проживает.
В апелляционной жалобе истец также ссылается на отсутствие у него каких-либо прав на принадлежащую его матери квартиру и непроживание в ней.
Судебная коллегия данные доводы отклоняет как несостоятельные, поскольку возможность проживания истца в съемной квартире не опровергает факт наличия у него права пользования жилым помещением по адресу: /__/, при том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих утрату права пользования указанным жилым помещением либо невозможности проживания в нем по иным причинам.
Таким образом, истец не предоставил соответствующие доказательства в обоснование невозможности проживания по месту регистрации, проживание в съемном жилье вызвано его желанием проживать не по адресу регистрации, а не в связи с нуждаемостью и имеющимися препятствиями вселения и проживания в предоставленной ему в пользование квартире.
С учетом приведенных обстоятельств, имеющих значение для дела, суд правильно пришел к выводу о том, что ответчик правомерно снял В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения в силу положений
части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не установлено.
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В. - без удовлетворения.