Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.01.2025 по делу N 33а-338/2025(33а-20443/2024) (УИД 66RS0056-01-2024-001376-17)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Администрация городского округа указала, что указанные в предписании нарушения и требование об их устранении не соответствуют полномочиям органов местного самоуправления, расходы на устранение нарушений не могут быть отнесены только на администрацию, некоторые пункты предписания подлежат отнесению на иных лиц, при установлении сроков устранения нарушений не учтена необходимость соблюдения процедур, предусмотренных бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.01.2025 по делу N 33а-338/2025(33а-20443/2024) (УИД 66RS0056-01-2024-001376-17)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Администрация городского округа указала, что указанные в предписании нарушения и требование об их устранении не соответствуют полномочиям органов местного самоуправления, расходы на устранение нарушений не могут быть отнесены только на администрацию, некоторые пункты предписания подлежат отнесению на иных лиц, при установлении сроков устранения нарушений не учтена необходимость соблюдения процедур, предусмотренных бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2025 г. по делу N 33а-338/2025(33а-20443/2024)
УИД 66RS0056-01-2024-001376-17
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Бачевской О.Д., Патрушевой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-796(5)/2024 по административному исковому заявлению администрации Тавдинского муниципального округа к главному государственному инспектору Тавдинского городского округа, Таборинского муниципального района по пожарному надзору К.М., ГУ МЧС России по Свердловской области о признании незаконными предписания
по апелляционной жалобе административного истца администрации Тавдинского муниципального округа на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 27.08.2024.
Заслушав доклад судьи Патрушевой М.Е., судебная коллегия
установила:
администрация Тавдинского муниципального округа (до 05.12.2024 администрация Тавдинского городского округа, далее также Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к главному государственному инспектору Тавдинского городского округа, Таборинского муниципального района по пожарному надзору К.М. (далее также госинспектор), ГУ МЧС России по Свердловской области, в котором просила признать незаконным предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 25.04.2024 N 2404/028-66/11-В/ПВП (далее также предписание).
Требования мотивированы тем, что 25.04.2024 госинспектором К.М. Администрации выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 2404/028-66/11-В/ПВП. Административный истец считает, что указанные в предписании нарушения обязательных требований пожарной безопасности и требование об их устранении не соответствуют полномочиям органов местного самоуправления, предусмотренным действующим законодательством, и нарушают права администрации. Не оспаривая наличие выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности и перечисленных в оспариваемом предписании, представитель Администрации считает, что все расходы по устранению данных нарушений не могут быть отнесены только на административного истца, поскольку Тавдинский городской округ является высокодотационным. При установлении сроков устранения нарушений в предписании не учтена необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации, в частности, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе.
В пунктах 1, 2, 9, 12, 13, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 38, 53, 55, 56, 63, 65, 67, 69, 71 предписания в качестве нарушения указано "не организована уборка территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности на участках...". В качестве правового основания указан п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее Правила N 1479), которым обязанность по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покоса травы возлагается на правообладателей земельных участков. Между тем в указанных пунктах предписания отсутствует указание на то, что собственником или правообладателем указанных земельных участков является Тавдинский городской округ.
В качестве правового основания нарушений, перечисленных в п. п. 3, 6, 14, 31, 41, 42, 43, 48, 54, 72 указано "не организована уборка территории населенного пункта от несанкционированной свалки...", п. 69 Правил N 1479. Между тем возложение обязанностей по устранению этих нарушений обязательных требований пожарной безопасности только на Администрацию не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральному закону "Об отходах производства и потребления".
В части отсутствия в генеральном плане Тавдинского городского округа мероприятий по дислокации подразделений пожарной охраны (пункты 5, 18, 23, 36, 46) не указан правовой акт, которым утвержден генеральный план. В настоящее время действуют три генеральных плана в отношении частей территории Тавдинского городского округа, утвержденные разными решениями Думы Тавдинского городского округа. Генеральным планом Тавдинского городского округа, утвержденным решением Думы Тавдинского городского округа от 21.02.2013 N 15/2 со сроком действия до 2030 года предусмотрено строительство пожарного депо на один автомобиль в пяти сельских населенных пунктах и строительство девяти пожарных водоемов в шести населенных пунктах.
В части противопожарных разрывов от зданий до лесного массива (пункты 16, 47) ведется работа в соответствии с поручением Губернатора Свердловской области К.Е., выданного на совещании с главами муниципальных образований 17.04.2024 во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области с непосредственным участием Тавдинского лесничества по определению земельных участков населенных пунктов, граничащих с лесным фондом Российской Федерации. Обустройство противопожарных разрывов возможно только после окончания согласования границ лесного фонда РФ, прилегающих к населенным пунктам, и получения разрешения на вырубку уполномоченного на управление лесным фондом РФ на территории Тавдинского городского округа. Срок исполнения указанных требований предписания зависит не только от Администрации и в настоящее время не может быть определен даже ориентировочно.
В части обеспечения населенных пунктов источниками наружного водоснабжения и оборудования подъездов пожарных автомобилей к естественным водоисточникам площадкой (пирсом) (пункты 7, 17, 19, 21, 30, 32, 34, 40, 44, 49, 52, 61) в настоящее время проводятся работы по выполнению решения Тавдинского районного суда Свердловской области от 09.08.2023 по делу N 2-713/2023. Срок исполнения установлен судом до 01.04.2025. В части иных населенных пунктов (не предусмотренных решением суда) с учетом финансовых возможностей местного бюджета требований бюджетного законодательства и закона о контрактной системе разумный срок исполнения составляет не менее двух лет. Считают, что срок исполнения указанных пунктов не соответствует принципу разумности.
Указание на отсутствие минерализованных полос вокруг населенных пунктов (пункты 4, 8, 10, 15, 24, 26, 29, 37, 39, 45, 50, 57, 58, 59, 60, 62, 64, 66, 68, 70) не соответствует фактическим обстоятельствам. Работы по их обновлению были проведены в осенний период 2023 года и весной 2024 года. Конкретные недостатки обустройства минерализованных полос и места их нахождения в предписании не указаны. С учетом этого не представляется возможным определить полный объем работ, необходимый объем финансирования и сроки выполнения этих работ.
Нарушения, указанные в пунктах 5, 18, 23, 36 предписания не могут быть устранены по инициативе Администрации.
В письменных возражениях на административные исковые требования представитель административных ответчиков просил отказать Администрации в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что в действиях (бездействии) административного истца выявлены нарушения требований пожарной безопасности, связанных с отсутствием принятых мер со стороны Администрации по организации уборки территорий населенных пунктов от горючих отходов, несанкционированных свалок горючего мусора и сухой травянистой растительности. В акте отражены вид нарушения с перечислением конкретных мест и пункты нормативно-правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены. Формулировка "не организована уборка территории населенного пункта на участках..." означает, что органом местного самоуправления не приняты меры, в том числе, по установлению собственников земельных участков и принуждению их к содержанию территорий в надлежащем состоянии, принятие мер по постановке бесхозяйных объектов на учет, с последующим отчуждением в муниципальную собственность. Вопросы организации благоустройства территорий населенных пунктов относится к компетенции исключительно органа местного самоуправления. Требования в предписании по очистке территорий населенных пунктов от несанкционированных свалок соответствует законодательству. В адрес контрольного органа не предоставлен ни один из действующих генеральных планов округа, а также ссылки на открытые источники, где размещены данные документы. Нарушения в части противопожарных разрывов от зданий до лесного массива были отражены в актах проверки 2023, 2022, 2021 годах. Меры по устранению данных нарушений Администрацией не предпринимались с 2021 года. В адрес администрации Тавдинского городского округа и ее территориальных органов были направлены разъяснения о порядке устройства минерализованных полос. Указанные нарушения в настоящее время устранены. Сроки устранения нарушений требований пожарной безопасности не регламентированы и устанавливаются должностным лицом органа федерального государственного пожарного надзора с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения, организационных и технических условий, влияющих на их устранение. Уборка территории от сухой растительности и свалок мусора несет наибольшую угрозу наступления негативных последствий, способствуя распространению пожаров, требует постоянного внимания и контроля. Данной группе установлен минимальный срок устранения нарушений. Нарушениям, устранение которых требует более значимых затрат финансовых и временных, установлен более длительный срок. Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности в части обеспечения населенных пунктов источниками наружного водоснабжения и оборудования подъездов пожарных автомобилей к естественным водоисточникам, площадками (пирсами) установлен идентичный сроку исполнения решения суда от 09.08.2023 по делу N 2-713/2023.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 27.08.2024 требования административного искового заявления Администрации оставлены без удовлетворения.
Представитель административного истца Администрации подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и приводя в обоснование доводы, аналогичные тем, что содержатся в административном исковом заявлении. Судом первой инстанции при отклонении доводов административного истца применены нормы, закрепленные в ч. 4 ст. 6, ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ), которые на дату подачи административного иска признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 276-ФЗ. При рассмотрении дела судом первой инстанции допущено расширительное толкование полномочий органов местного самоуправления, закрепленных федеральными законами.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных ответчиков просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции электронной почтой, а также посредством размещения указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается собранными по делу доказательствами, что на основании распоряжения госинспектора К.М. от 10.04.2024 в отношении Администрации в период с 15.04.2024 по 25.04.2024 проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.04.2024 N 2404/028-66/11-В/АВП о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности.
В этот же день госинспектором Администрации выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 2404/028-66/11-В/ПВП, в соответствии с которым необходимо устранить следующие выявленные нарушения:
- не организована уборка территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности (п. 67 Правил N 1479) пункты 1, 2, 9, 12, 13, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 38, 53, 55, 56, 63, 65, 67, 69, 71 предписания (д. Большая Пустынь, д. Шабалино, п. Азанка, п. Земляное, п. Лобазиха, п. Карьер, с. Крутое, д. Ошмарка, д. Беленичное, с. Городище, д. Гузеево, д. Киселева, д. Увал, д. Забор, д. Васьково, д. Ленино, с. Тагильцы), срок исполнения - 26.05.2024;
- не организована уборка территории населенного пункта от несанкционированной свалки (п. 69 Правил N 1479) пункты 3, 6, 14, 31, 41, 42, 43, 48, 54, 72 предписания (д. Большая Пустынь, д. Индра, п. Азанка, п. Карьер, д. Беленичное, г. Тавда, с. Городище, с. Тагильцы) срок исполнения - 26.05.2024;
- в генеральном плане Тавдинского городского округа не предусмотрены мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны (Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ), ст. ст. 63, 76 Федерального закона N 123-ФЗ, Свод правил 11.13130.2009 "Место дислокации подразделений пожарной охраны, ст. ст. 8, 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации) пункты 5, 18, 23, 36, 46 предписания (д. Большая Пустынь, п. Азанка, п. Земляное, д. Ошмарка, г. Тавда) срок исполнения - 31.10.2024;
- не обеспечено соблюдение противопожарных расстояний на территориях населенного пункта от зданий до лесных насаждений менее 50 метров (ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ, ст. ст. 63, 69 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 4.14 СП 4.13130.2013) пункты 16, 47 предписания (п. Азанка, г. Тавда), срок исполнения - 31.10.2024;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ статья 68 отсутствует, имеется в виду статья 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
- населенный пункт не обеспечен источниками наружного водоснабжения, не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоисточнику (ст. 68 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 75 Правил N 1479) пункты 7, 17, 19, 21, 30, 32, 34, 40, 44, 49, 52, 61 предписания (д. Индра, п. Азанка, п. Земляное, п. Карьер, с. Крутое, д. Беленичное, г. Тавда, п. Карабашка) срок исполнения - 01.04.2025;
- не обеспечено устройство противопожарной минерализованной полосы вокруг населенного пункта шириной не менее 10 метров (п. 70 Правил N 1479) пункты 4, 8, 10, 15, 24, 26, 29, 37, 39, 45, 50, 57, 58, 59, 60, 62, 64, 66, 68, 70 предписания (д. Большая Пустынь, д. Индра, д. Шабалино, п. Азанка, п. Лобазиха, п. Матюшино, п. Карьер, с. Крутое, д. Ошмарка, д. Беленичное, г. Тавда, д. Герасимовка, д. Киселева, д. Мостовка, п. Карабашка, д. Увал, д. Забор, д. Васьково, д. Ленино, с. Тагильцы), срок исполнения - 26.05.2024;
- не обеспечена установка указателей направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (п. 48 Правил N 1479) пункты 11, 22, 51 предписания (д. Шабалино, п. Земляное, д. Герасимовка) срок исполнения - 26.05.2024.
Наличие вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности административным истцом не оспаривается.
Вступившим в законную силу решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 09.08.2023, принятому по делу N 2-713/2023, удовлетворены исковые требования заместителя Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, на Администрацию возложена обязанность в срок не позднее 01.04.2025 устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно, с учетом положений свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", ч. 2 ст. 68 Федерального закона N 123 обеспечить населенные пункты Тавдинского района: деревня Большая пустынь, поселок Земляное одним из источников наружного противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары) либо обеспечить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников; поселки Азанка и Карьер источниками наружного противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары); обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов) по адресам: <...>; <...>; <...>; <...>, а именно: обеспечить их герметичность и заполнение водой.
Разрешая заявленное требование о признании предписания незаконным и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции с учетом анализа содержания оспариваемого предписания и установленных судом обстоятельств, принимая во внимание содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки, являющиеся доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу в целях соблюдения требований пожарной безопасности, недоказанностью неразумности установленного срока, предоставленного для устранения допущенных нарушений, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его вынесения и правомерно адресовано ответственному за организацию противопожарных мероприятий и обеспечение пожарной безопасности в границах Тавдинского городского округа - Администрации. При этом судом первой инстанции учтено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа является вопросом местного значения Тавдинского городского округа. Выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности связано с реализацией публично значимой цели защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений.
Судебная коллегия в целом соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в том числе путем проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствие с п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона N 123-ФЗ, а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Федеральный закон N 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона N 69-ФЗ, Федерального закона N 123-ФЗ, Правил N 1479, Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225, Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013, обоснованно установил обязанность Администрации как органа местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что допущенные Администрацией требования пожарной безопасности создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, создают угрозу отсутствия возможности своевременного тушения возникающих природных пожаров, что может привести к человеческим жертвам и уничтожению имущества.
При этом, как следует из материалов дела, судом первой инстанции проверена реальная возможность в пределах компетенции Администрации устранить выявленные нарушения требования пожарной безопасности, о чем свидетельствует частичное устранение выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на Администрацию возложены обязанности, не предусмотренные федеральными законами, поскольку административным ответчиком не доказано, что правообладателем указанных в предписании земельных участков является муниципальное образование, несостоятельны.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов в числе прочих относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Аналогичное требование закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным федеральным законом (п. 2).
Конституционный Суд Российской Федерации в п. 3.2 постановления от 30.05.2023 N 27-П разъяснил, что система обращения с отходами в Российской Федерации построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней публичной власти. В то же время приведенное выше правовое регулирование четко не определяет принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных, в частности, на земельных участках, которые расположены в границах муниципальных образований, но при этом не находятся в их собственности.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.
Между тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о расположении несанкционированных свалок на земельных участках, расположенных в границах муниципальных образований и не находящихся в их собственности, материалы дела не содержат.
Более того в данном случае предметом судебной проверки является предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а не бездействие Администрации, выразившееся в неликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Отсутствие в предписании конкретных действий, которые необходимо совершить Администрации для устранения указанных в предписании нарушений и выполнения требования Федеральных законов N 123-ФЗ и N 69-ФЗ, Правил N 1479, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствует о незаконности предписания, а предоставляет административному истцу возможность самостоятельно избрать способ обеспечения устранения выявленных нарушений.
Поскольку мер, обеспечивающих выполнение требований пожарной безопасности, Администрацией в пределах ее полномочий не предпринято, что установлено судом первой инстанции, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имелось.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о законности пунктов 16, 47 предписания в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ, в редакции действующей с 01.03.2023 противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, а также от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Пунктом 4.14 Свода правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 установлено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м. Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Однако, как указано в п. 1.1 названного Свода правил, установленные им требования пожарной безопасности применяются к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2020 N 1190 Свод правил СП 4.13130.2013 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ (п. 212).
Статья 4 Федерального закона N 123-ФЗ определяет техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ч. 1); к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относит технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (ч. 2), к нормативным документам по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального закона (п. 1 ч. 3).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ пункт 4 статьи 16.1 отсутствует, имеется в виду пункт 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
В силу п. 4 ст. 16.1 Федерального закона N 123-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 данной статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
С учетом изложенного указание в пунктах 16, 47 Предписания на необходимость исполнения административным истцом положений Свода правил СП 4.13130.2013 является незаконным.
Из материалов дела усматривается, что госинспектор приведенные обстоятельства не проверял, ни в предписании, ни в акте проверки не указал, какие именно объекты недвижимости эксплуатируются с нарушением противопожарных расстояний до лесных насаждений лесничеств, какие из них возведены после вступления в силу Свода правил СП 4.13130.2013.
По смыслу положений ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ на административного истца не может быть возложено бремя ответственности по устранению не допущенных им нарушений Свода правил СП 4.13130.2013 в отношении объектов защиты, возведенных на территории п. Азанка и г. Тавда у границы застройки до введения в действие названного нормативного акта, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе.
При этом судебная коллегия учитывает, что Администрацией ведется работа в соответствии с поручением Губернатора Свердловской области К.Е., выданного на совещании с главами муниципальных образований 17.04.2024 во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области с непосредственным участием Тавдинского лесничества по определению земельных участков населенных пунктов, граничащих с лесным фондом Российской Федерации для обустройства противопожарных разрывов, предусмотренных п. 4.14 Свода правил 4.13130.2013.
В соответствии с п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Судебная коллегия, с учетом приведенных выше установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными пунктов 16, 47 предписания с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Администрации в указанной части.
В остальной части решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 27.08.2024 следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 27.08.2024 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными пунктов 16, 47 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 25.04.2024 N 2404/028-66/11-В/ПВП, вынесенного главным государственным инспектором Тавдинского городского округа, Таборинского муниципального района по пожарному надзору К.М., принять в указанной части новое решение, которым административное исковое заявление администрации Тавдинского муниципального округа в данной части удовлетворить.
В остальной части решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 27.08.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тавдинского муниципального округа - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ШАБАЛДИНА
Судьи
О.Д.БАЧЕВСКАЯ
М.Е.ПАТРУШЕВА