Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2024 по делу N 88-17733/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 21.03.2024 N 33-574/2024 (УИД 67RS0002-01-2023-000081-30)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О выплате единовременного пособия, назначении ежемесячной выплаты оклада по специальному званию.
Обстоятельства: В соответствии с заключением ВВК выявленное у истца заболевание, в связи с которым она признана не годной к службе в органах принудительного исполнения, получено ею в период прохождения службы, но не при исполнении служебных обязанностей.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Смоленского областного суда от 21.03.2024 N 33-574/2024 (УИД 67RS0002-01-2023-000081-30)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О выплате единовременного пособия, назначении ежемесячной выплаты оклада по специальному званию.
Обстоятельства: В соответствии с заключением ВВК выявленное у истца заболевание, в связи с которым она признана не годной к службе в органах принудительного исполнения, получено ею в период прохождения службы, но не при исполнении служебных обязанностей.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2024 г. N 33-574/2024
Дело N 2-1568/2023
67RS0002-01-2023-000081-30
Судья Пахоменкова М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,
судей: Коженовой Т.В., Шиловой И.С.,
с участием прокурора Москвичевой Е.В.,
при помощнике судьи А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к УФССП России по Смоленской области о выплате единовременного пособия, назначении ежемесячной выплаты оклада по специальному званию с апелляционной жалобой истца К. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 2 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения К., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя УФССП России по Смоленской области и третьего лица Центрального аппарата ФССП России П., возражавшей на жалобу, заключение прокурора Москвичевой Е.В., об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к УФССП России по Смоленской области о возложении обязанности выплатить ей единовременное пособие, предусмотренное ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в размере 2000000 руб. и на основании п. 5 ч. 10 ст. 3 названного закона выплачивать ежемесячно в течение одного года после увольнения оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) от 05.09.2022 N 5689 она уволена со службы в органах принудительного исполнения в связи с болезнью, 05.10.2022 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей вышеуказанных гарантий, в удовлетворении которого отказано, что послужило поводом для обращения с иском в суд.
В судебном заседании К. заявленные требования поддержала, просила суд учесть, что ответчиком в течение трех месяцев производилась выплата оклада по специальному званию.
Представитель ответчика УФССП России по Смоленской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центрального аппарата ФССП России - П. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на их необоснованность.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 02.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе К. просит отменить решение суда как незаконное. Полагает, что судом не принято во внимание, что установление причинной связи заболевания сотрудника с прохождением им службы относится к исключительной компетенции ВВК. Так, право на получение сотрудником органов принудительного исполнения единовременного пособия возникает, как в случае причиненного увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, если это увечье или заболевание исключили для названного сотрудника возможность дальнейшего прохождения службы. Факт заболевания, полученного в период прохождения службы и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения, является самостоятельным основанием для получения сотрудником единовременного пособия и не требует установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в органах принудительного исполнения, с выполнением им служебных обязанностей.
Представителем ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, П. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом ФССП России от 20.05.2020 N 468-лс "О назначении на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в УФССП по Смоленской области и присвоении специальных званий", К. с 01.06.2020 принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность <данные изъяты> с присвоением специального звания - <данные изъяты>, по контракту о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 01.06.2020.
Согласно заключению ВВК ФГБУЗ МСЧ N 135 ФБМА России от 05.09.2022 N 5689 у К. выявлено заболевание согласно приказу УФССП России от 17.06.2020 N 469 ст. 66, графа 3, пункт "а" (не годен к службе в органах принудительного исполнения).
На основании вышеуказанного заключения ВВК и представления к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с К. расторгнут контракт, и она уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 28.09.2022 в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах принудительного исполнения. Выслуга лет составила в календарном исчислении - 14 лет 04 месяца 12 дней, в льготном исчислении - 17 лет 09 месяцев 07 дней, в соответствии с приказом ФССП России от 26.09.2022 N 7890-лс.
05.10.2022 К. обратилась с заявлением в УФССП России по Смоленской области о выплате ей единовременного пособия в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, а также ежемесячного оклада по специальному званию.
УФССП России по Смоленской области письмами от 03.11.2022 за N 67909/22/31682-А7 и 10.11.2022 за N 67912/22/32176 сообщено истцу о назначении 02.11.2022 проверки по факту получения повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения.
Согласно заключению ВВК филиала N <данные изъяты> от 01.12.2022 N 1/32 после освидетельствования К. комиссией сделано заключение о том, что заболевание получено в период военной службы.
Согласно заключению по результатам служебной проверки по факту получения повреждения здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей К. от 23.12.2022 комиссией установлено, что полученное истцом повреждение здоровья не связано с выполнением служебных обязанностей; причинно-следственная связь между заболеванием и выполнением служебных обязанностей не установлена.
27.12.2022 К. на срок до 01.01.2024 установлена N группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ-2022 N 0297525, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Смоленской области" Минтруда России экспертный состав N 1.
27.12.2022 К. на срок до 01.01.2024 установлена N группа инвалидности и, исходя из справки ОСФР по Смоленской области от 12.07.2023, с 27.12.2022 по 31.12.2023 она являлась получателем пенсии по инвалидности.
Приказом от 25.01.2023 N 36-лс "О назначении и выплаты оклада по специальному званию" ей назначена выплата в виде оклада по специальному званию в течение года с 29.09.2022 по 28.09.2023.
17.05.2023 ответчиком вынесен приказ N 371-лс "О внесении изменений в приказ УФССП России по Смоленской области от 25.01.2023 N 36-лс "О назначении и выплаты оклада по специальному званию К.", согласно которому слова "оклад по специальному званию капитана внутренней службы в течение одного года с 29.09.2022 по 28.09.2023" заменены на слова "оклад по специальному званию капитана внутренней службы в течение трех месяцев с 29.09.2022 по 26.12.2022.
По платежному поручению N 800 от 19.05.2023 К. выплачен оклад по специальному званию за 3 месяца в размере 38476, 77 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 10, ст. 65, п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 4, ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 2, п. 3, п. 4, п. 12 приказа ФССП России от 30.11.2020 N 806 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты оклада по специальному званию сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации в течение одного года после увольнения со службы без права на пенсию", исходил из того, что поскольку заключением ВВК выявленное у К. заболевание, в связи с которым она признана не годной к службе в органах принудительного исполнения в должности <данные изъяты> на основании ст. 66 графы 3, п. а приказа ФССП России от 17.06.2020 N 469, явившееся причиной ее увольнения со службы, получено в период прохождения службы, но не является военной травмой и не указывает на наличие причинно-следственной связи между заболеванием и исполнением истцом служебных обязанностей, оснований для выплаты единовременного пособия в размере 2000000 руб. не имеется.
Суд первой инстанции пришел к выводу также, что действия УФССП России по Смоленской области по изменению периода выплаты оклада по специальному званию не нарушают прав и законных интересов истца, поскольку обязанность ответчика по выплате оклада по специальному званию прекращена в связи с назначением К. пенсии по инвалидности.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права.
Так, правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов принудительного исполнения, регулируются Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ), Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 10, ст. 65 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ на сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни и здоровья, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации; обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ и иными федеральными законами.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона N 328-ФЗ установлено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в органах принудительного исполнения в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах принудительного исполнения.
Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-ФЗ установлены страховые гарантии сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники) и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Частью 10 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определено, что правила выплаты единовременного пособия, указанного в части 4 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения, определен Правилами выплаты единовременных пособий, предусмотренных в ч. 2 и ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, утвержденными приказом ФССП России от 13.03.2020 N 185 (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, в соответствии с п. 1 которого военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией соответствующего заключения о причинной связи увечий, заболеваний приведены в п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением сотрудником обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (пп. "б" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Таким образом, в силу приведенного правового регулирования, основанием для выплаты сотруднику органов принудительного исполнения единовременного пособия является получение сотрудником увечья или иного повреждения здоровья (наличие заболевания) в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, что должно быть подтверждено заключением ВВК о негодности к службе с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
В силу пункта 18 Правил для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае получения травмы в комиссию представляются: заявление о выплате единовременного пособия; копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником травмы в связи с выполнением служебных обязанностей или другие документы, подтверждающие факт получения сотрудником травмы в связи с выполнением служебных обязанностей (справка о травме, акт об обстоятельствах получения ранения, контузии, травмы, увечья, справка об обстоятельствах ранения, контузии, травмы, увечья, решение суда); копия приказа (выписка из приказа) об увольнении сотрудника со службы по болезни или по состоянию здоровья; заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе с формулировкой "ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения" или "не годен к службе в органах принудительного исполнения" в связи с установлением причинной связи получения травмы с выполнением служебных обязанностей; справка ВВК для оформления документов на выплату единовременного пособия.
В рассматриваемом случае К. не представлены доказательства, подтверждающие факт получения ею заболевания (травмы) в связи с выполнением служебных обязанностей.
Доводы ее апелляционной жалобы о том, что поскольку полученное заболевание исключает возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения, она имеет право на выплату единовременного пособия в размере 2 000 000 руб., основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Право сотрудника на получение единовременного пособия в указанном размере возникает при наличии определенных обязательных условий, к которым относится не только невозможность продолжения сотрудником службы, но и получение сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей.
Кроме того, К. по существу заключение военно-врачебной комиссии ни в суде первой, ни апелляционной инстанции не оспаривалось и доводов в обоснование причин незаконности данного заключения не приводилось.
В соответствии с заключением ВВК от 05.09.2022 N 5689, выявленное у К. заболевание, в связи с которым она признана не годной к службе в органах принудительного исполнения, получено ею в период прохождения службы, но не при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у нее права на получение спорного единовременного пособия.
Ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации в определении от 24.07.2023 N 67-КГ23-8-КВ, не может быть принята во внимание, поскольку в этом судебном акте приведена иная правовая ситуация, регулируемая иной нормой права, в частности п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, предусматривающим, что членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
В остальной части решение суда по существу не оспаривается.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства спора, исследованы представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановлено решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Поэтому нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 2 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.03.2024.