Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.03.2025 N 88А-4083/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.08.2024 N 33а-9604/2024 (УИД 63RS0041-01-2023-001337-18)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка следственного изолятора, по итогам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, прокурором вынесено представление.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.08.2024 N 33а-9604/2024 (УИД 63RS0041-01-2023-001337-18)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка следственного изолятора, по итогам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, прокурором вынесено представление.
Решение: Удовлетворено в части.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2024 г. N 33а-9604/2024
Дело N 2-1924/2023
Судья: Селезнева Е.И. адм. дело N 33а-9604/2024
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Пудовкиной Е.С. и Мыльниковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-1924/2023 с апелляционной жалобой ФКУ СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, ФСИН России, УФСИН России по Самарской области на решение Советского районного суда г. Самары от 28 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя ФКУ СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, ФСИН России, УФСИН России по Самарской области Я., представителя прокуратуры Самарской области Никитиной Е.С., допросив свидетеля П., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Самарской области Бендовский Е.М. ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Советский районный суд г. Самары суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия ФКУ СИЗО-1 по Самарской области, выразившегося в неисполнении в период времени с ДД.ММ.ГГГГ г. требований об устранении нарушений федерального законодательства, содержащихся в требовании от <данные изъяты>
В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой Самарской области ДД.ММ.ГГГГ совместно с сотрудниками ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка в ФКУ СИЗО-1, по итогам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности в помещениях указанного следственного изолятора, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ г. прокурором области начальнику УФСИН России по Самарской области внесено вышеназванное представление.
Проверкой установлено, что в ФКУ СИЗО-1 выявлены нарушения требований
статьи 37 Закона N 69-ФЗ,
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППБ в РФ),
СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор с учетом уточнений (том 1 л.д. 210-212) просил признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области в период с ДД.ММ.ГГГГ г., выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области;
возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в зданиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области:
разместить пожарные краны в пожарных шкафах в режимных корпусах NN <данные изъяты>, в здании штаба N <данные изъяты>
оборудовать светильники колпаками, предусмотренными конструкцией, в режимных корпусах N <данные изъяты> в зданиях штаба <данные изъяты>
оборудовать приспособлениями для самозакрывания дверей, двери лестничных клеток в режимных корпусах N <данные изъяты>, в здании штаба N <данные изъяты>
обеспечить дублирование сигнала системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2;
оборудовать в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказания России в случае недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области собственных денежных средств в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений требований законодательства:
разместить пожарные краны в пожарных шкафах в режимных корпусах N N <данные изъяты>, в здании штаба N <данные изъяты>
оборудовать светильники колпаками, предусмотренными конструкцией, в режимных корпусах N <данные изъяты> в зданиях штаба N <данные изъяты>, штаба N <данные изъяты>
оборудовать приспособлениями для самозакрывания дверей, двери лестничных клеток в режимных корпусах N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты>
обеспечить дублирование сигнала системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2;
оборудовать в режимных корпусах N N <данные изъяты>, в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Решением Советского районного суда г. Самары от 28 августа 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено частично (том 1 л.д. 228-239), признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 в части оборудования в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану;
на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в зданиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области:
разместить пожарные краны в пожарных шкафах в режимных корпусах N <данные изъяты>, в здании штаба N <данные изъяты>;
оборудовать светильники колпаками, предусмотренными конструкцией, в режимных корпусах N <данные изъяты> в зданиях штаба N <данные изъяты>, штаба N <данные изъяты>
оборудовать приспособлениями для самозакрывания дверей, двери лестничных клеток в режимных корпусах N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты>
обеспечить дублирование сигнала системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2;
оборудовать в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказания России в случае недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области собственных денежных средств в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений требований законодательства:
-разместить пожарные краны в пожарных шкафах в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты>
оборудовать светильники колпаками, предусмотренными конструкцией, в режимных корпусах N <данные изъяты> в зданиях штаба N <данные изъяты> штаба N <данные изъяты>
оборудовать приспособлениями для самозакрывания дверей, двери лестничных клеток в режимных корпусах N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты>
обеспечить дублирование сигнала системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2;
оборудовать в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, ФСИН России, УФСИН России по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления (т. 2 л.д. 241).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с
пунктом 2 статьи 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит изменению.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, прокуратурой Самарской области проведена проверка в ФКУ СИЗО-1, по итогам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности в помещениях указанного следственного изолятора, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ г. прокурором области начальнику УФСИН России по Самарской области
В ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований
статьи 37 Закона N 69-ФЗ,
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479,
СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Так, установлено что, в пожарные краны размещены не в пожарных шкафах в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты> допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией, в режимных корпусах N <данные изъяты> зданиях штаба N <данные изъяты> штаба N <данные изъяты> в помещениях режимных корпусов N <данные изъяты>, эксплуатируются электропровода с видимыми нарушениями изоляции; отсутствуют приспособления для самозакрывания дверей лестничных клеток в режимных корпусах N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты> не организована заделка негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями в режимных корпусах N <данные изъяты> предел огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах ниже требуемого (двери переходов между корпусами N <данные изъяты> выполнены из листового металла не в противопожарном исполнении); в здании сборного отделения предел огнестойкости заполнения проема в противопожарной преграде ниже требуемого (помещение склада сборного отделения не отделено от других помещений противопожарной дверью); в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 системы пожарной сигнализации не дублируют сигнал на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; в поэтажном коридоре третьего этажа режимного корпуса N <данные изъяты> отсутствуют средства автоматической пожарной сигнализации; третий этаж режимного корпуса N <данные изъяты> не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечено автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов камерных помещений по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану; в здании штаба N <данные изъяты> запоры (замки) на дверях запасных эвакуационных выходов первого и второго этажей не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты (АПС и СОУЭ); отсутствуют соответствующие протоколы эксплуатационных испытаний, наружных открытых металлических лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий штаба N <данные изъяты> отсутствует техническая документация, подтверждающая проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью); отсутствует техническая документация, определяющая порядок и сроки проведения работ не реже 1 раза в год, по очистке воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта.
Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки
Прокурором Самарской области С.П. Бережицким ДД.ММ.ГГГГ. начальнику УФСИН России по Самарской области внесено представление N <данные изъяты> содержащий перечень об устранении нарушений требований законодательства об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 16-32).
Представление прокурора рассмотрено, как указано в ответе временно исполняющего обязанности начальника УФСИН России по Самарской области З. от ДД.ММ.ГГГГ. N <данные изъяты> нарушения закона в сфере пожарной безопасности, указанные прокурором в представлении от ДД.ММ.ГГГГ г., в полном объеме не устранены (т. 1 л.д. 33-46).
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора частично, суд первой инстанции, пришел к выводу, что бездействие необходимо признать незаконным в части оборудования в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану. При этом перечисленные в уточненном исковом заявлении требования по устранению нарушений подлежит удовлетворению в полном объеме.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.
Частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что к задачам уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с
пунктами 2,
4 и
5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу
части 1 статьи 82 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях обеспечивается соблюдение определенного режима - установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года и до 2030 года, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р и от 29 апреля 2021 года
N 1138-р, последовательно предполагают в сфере материально - бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществление мероприятий по созданию коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил, улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях.
В развитие
распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р
приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден и введен в действие свод правил "
СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования (в двух частях)" определивший требования к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе, исправительных колоний.
Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 утверждено
Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее по тексту - Наставление N 279), которое в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно - исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора и применяется с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы уголовно - исполнительной системы.
Обязательные требования, направленные на обеспечение противопожарной безопасности, материально-техническое оснащение исправительных учреждений установлены
Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 года N 214,
Порядком организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 года N 696, Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно - исполнительной системы, утвержденными
приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006 года N 512, Нормой N 2 обеспечения столово-кухонной посудой, оборудованием и инвентарем столовых образовательных организаций высшего образования. профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования уголовно-исполнительной системы, утвержденной
приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июля 2018 года N 570.
Установив, что административным ответчиком большая часть нарушений устранена, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. и фотоматериалами, а также справкой из отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Самара, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований в части оборудования в режимных корпусах NN <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимание приведенные в административном иске доводы о том, что характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, которые на момент рассмотрения дела не устранены, не обеспечивает надлежащую реализацию режимных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и персонала учреждения в случае возникновения внештатных ситуаций, возможность повреждения имущества учреждения, а также не обеспечивает единый подход к материально-бытовому обеспечению осужденных в учреждениях системы исполнения наказаний в связи с длительным невыполнением в отношении указанного в административном иске имущества требований законодательства о периодичности проведения ремонтных работ зданий и сооружений.
При этом, из
пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Одной из основных задач ФСИН России является в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями
(пункт 3).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы
(пункт 5).
Согласно пункту 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет: обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации
(абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным
кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим
кодексом (
абзац 38 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В
статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (
абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в
абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
На основании
пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным
кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
На основании положений
статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит необходимым отнести материальные расходы на проведение мероприятий по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений лишь на ФСИН России.
Кроме того, суд неверно определил началом течения шестимесячного срока устранения нарушений дату вступления решения суда в законную силу, тогда как правильным является исчисление названного срока с даты поступления финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Самары от 28 августа 2023 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
административное исковое заявление заместителя прокурора Самарской области Бендовского Е.М. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 в части оборудования в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области обязанность в течение шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в зданиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области:
разместить пожарные краны в пожарных шкафах в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты>
оборудовать светильники колпаками, предусмотренными конструкцией, в режимных корпусах N <данные изъяты>, в зданиях штаба N <данные изъяты> штаба N <данные изъяты>
оборудовать приспособлениями для самозакрывания дверей, двери лестничных клеток в режимных корпусах N <данные изъяты> в здании штаба N <данные изъяты>
обеспечить дублирование сигнала системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2;
оборудовать в режимных корпусах N N <данные изъяты> в здании сборного отделения, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности) автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Отнести материальные расходы на мероприятия по устранению вышеназванных нарушений требований законодательства на Федеральную службу исполнения наказания России.
В удовлетворении иных требований - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.