Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2025 по делу N 88-3309/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.09.2024 по делу N 33-11125/2024 (УИД 63RS0040-01-2024-000501-73)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании: 1) Задолженности по заработной плате; 2) Компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) Компенсации морального вреда; 4) Командировочных расходов.
Обстоятельства: Работник не представил доказательств того, что в период нахождения в служебных командировках он нес службу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в том числе в выходные или праздничные дни. Соответствующие приказы в регламентированном порядке не издавались. Денежное довольствие работника в период командировок проверено, нарушений трудовых прав работника не установлено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.


Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.09.2024 по делу N 33-11125/2024 (УИД 63RS0040-01-2024-000501-73)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании: 1) Задолженности по заработной плате; 2) Компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) Компенсации морального вреда; 4) Командировочных расходов.
Обстоятельства: Работник не представил доказательств того, что в период нахождения в служебных командировках он нес службу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в том числе в выходные или праздничные дни. Соответствующие приказы в регламентированном порядке не издавались. Денежное довольствие работника в период командировок проверено, нарушений трудовых прав работника не установлено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2024 г. по делу N 33-11125/2024
Судья: Минина О.С.
Дело N 2-1901/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей - Ереминой И.Н., Панковой М.А.,
при секретаре - Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 мая 2024 года,
установила:
В. обратился в суд с иском к Главному межрегиональному управлению ФССП, УФССП по Самарской области о взыскании недоплаченной заработной платы, суточных, компенсации за просрочку выплаты причитающихся денежных средств, компенсации морального вреда, в обоснование своих требований указал, что заключил с Управлением ФССП России по Самарской области контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения РФ.
В соответствии с приказом ФССП России N 6374-лс от 21.10.2021, истец назначен на должность младшего судебного пристава с 01.11.2021 в специализированное отделение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда, с испытательным сроком 6 (шесть) месяцев.
Приказом УФССП России по Самарской области N 1165-лс от 25.10.2021 за ним закреплен наставник.
Приказом ФССП России N 895-лс от 14.02.2022 ему был сокращен срок испытания и присвоено первое специальное звание - старший лейтенант внутренней службы.
В период c 05.10.2022 по 19.10.2022 истец проходил службу в г. Херсон, а с 20.10.2022 по 27.01.2023 (включительно) в Донецкой Народной Республике городах Донецк, Горловка, Волновах, Макеевка.
После командировки истец продолжает службу на территории Самарской области, что подтверждается, в том числе справкой ФССП России N 49-23/118-ГО от 10.02.2023 о том, что ст.лейтенант вн. сл. В. проходил службу в органах принудительного исполнения РФ и замещал должность ст.судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В период командировки, истец исполнял обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка действительности судов, старший смены на объекте, что отражалось в постовых ведомостях судебных приставов по ОУПДС.
В соответствии с распоряжением Спецотделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов N 1 ГМУ ФССП России, режим работы на указанных объектах был круглосуточный, с отдыхом 4 часа в сутки, доклад о складывающейся обстановке осуществлялся как в дневное, так и в ночное время.
Заработная плата за время командировки ему перечислялась на банковскую карту Главным Межрайонным управлением ФССП России в размере одного оклада с надбавками, без учета переработок, ночных смен и несения службы в выходные и праздничные дни. Суточные в размере, установленном законодательством РФ, также не выплачены.
Указывает, что в нарушение трудовых прав, заработная плата выплачивалась ему без учета переработок, ночных смен, несения службы в выходные и праздничные дни.
Всего недоплачено: сумма заработной платы за период с октября 2022 по январь 2023 в размере 1 368 865, 30 рублей; суточные за период с 05.10.2022 по 27.01.2023 в сумме 931 020 рублей.
08.01.2024 истцом заказной почтой в адрес ГМС Управления ФССП России направлен рапорт о выплате ему денежных средств за работу сверх установленной продолжительности, ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. В свою очередь, ответа на рапорт не получено, денежные средства не перечислены.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просил суд взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу: сумму недоплаченной заработной платы, за период с октября 2022 по январь 2023, в размере 1 368 865, 30 рублей; невыплаченные суточные за период с 05.10.2022 по 27.01.2023 в размере 931 020 рублей; проценты за несвоевременную выплату причитающихся денежных средств в размере 406 416,12 рублей; моральный вред в размере 100 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 27.05.2024 года постановлено:
"Уточненные исковые требования В. к Главному межрегиональному управлению ФССП, УФССП по Самарской области о взыскании недоплаченной заработной платы, суточных, компенсации за просрочку выплаты причитающихся денежных средств, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.",
В своей апелляционной жалобе истец считает решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить, принять новое решение, удовлетворить его требования в полном объеме, поскольку считает, необоснованным и неверным трактовку суда о нераспространении действия Указа Президента РФ от 17.10.2022 N 752 на сотрудников Федеральной службы судебных приставов. На основании ст. 64 ФЗ N 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ.
Суд первой инстанции необоснованно и незаконно в решении указал, что для организации начислений истцу денежного довольствия использовался наибольший размер должностного оклада, а именно 18679 рублей. При этом расчет, произведенный истцом, для определения размера исковых требований судом не рассмотрен, правовая оценка ему не дана.
Судом в решении неверно сделана ссылка на размеры надбавки сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни в мирное время в соответствии с приказом ФССП России от 26.05.2020 N 412, в связи с тем, что на территориях, куда был командирован истец введено военное положение. Истец считает незаконной ссылку суда первой инстанции в своем решении на отсутствие его заявления на выдачу денежных средств на командировочные расходы, на основании приказа руководителя ГМУ ФССП России и авансового отчета о командировочных расходах в качестве обоснованного основания для ответчика не производить и не компенсировать соответствующие обязательные выплаты.
Кроме того, считает отказ суда первой инстанции в удовлетворении его исковых требований в части переработки незаконным, поскольку сам ответчик признает продолжительность рабочего времени истца в течение недели более 40 часов. Не приняты во внимание условия прохождения службы истцом без нормального питания и бытовых условий, отдыха. Находился в режиме ненормированного рабочего дня весь период командировки. Полагает, что отсутствие приказа руководителя Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП - главного межрегионального судебного пристава З. о привлечении истца к исполнению служебных обязанностей сверх нормативов является нарушением трудового законодательства со стороны ответчика и не может быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований работника, так как сам факт прохождения службы в режиме, превышающем установленные нормативы установлен.
В суде апелляционной инстанции истец В., а также его представитель - П. поддержали доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчиков Главное межрегиональное управление ФССП, ГУФССП России по Самаркой области - Шпилевая В.И. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании почтового отправления с официального сайта Почта России.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ереминой И.Н., пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Судом установлено, что приказом ФССП России N 6374-лс от 21.10.2021 В. назначен на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Специализированного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов ГУФССП России по Самарской области с 01.11.2021.
Приказом ФССП России N 435 от 08.07.2022 образовано Главное (межрегиональное) специализированное управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России), приказом ФССП России N 449 от 11.07.2022 утверждено штатное расписание указанного территориального органа принудительного исполнения.
Приказом ФССП России N 717 от 27.09.2022 в штатное расписание ГМУ ФССП России внесены изменения в части добавления в структуру территориального органа принудительного исполнения новых подразделений, а именно Специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов N 1 ГМУ ФССП России, Специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов N 2 ГМУ ФССП России, Специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов N 3 ГМУ ФССП России, Специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов N 4 ГМУ ФССП России (далее - СО по ОУПДС N 4 ГМУ ФССП России).
Приказом ГУФССП России по Самарской области N 1224-ко от 22.09.2022 младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Специализированного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов ГУФССП России по Самарской области В. командирован в г. Ростов-на-Дону Ростовской области.
Приказом ФССП России N 8007-лс от 28.09.2022 "О временном возложении обязанностей по должностям сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в Главном (межрегиональном) специализированном управлении Федеральной службы судебных приставов" на В. временно возложены обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов СО по ОУПДС N 4 ГМУ ФССП России.
Приказом ГМУ ФССП России N 03-ко-ДСП от 04.10.2022 В. командирован для прохождения службы в г. Херсон Херсонской области.
Приказом ГМУ ФССП России N 07-ко-ДСП от 19.10.2022 В. командирован для прохождения службы в г. Донецк Донецкой Народной Республики.
Приказом ФССП России N 185-лс от 27.01.2023 вышеуказанный приказ ФССП России N 8007-лс признан утратившим силу с 30.01.2023, ввиду чего, исполнение истцом обязанностей на должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов СО по ОУПДС N 4 ГМУ ФССП России прекращено 30.01.2023, В. убыл на постоянное место службы в г. Самара.
Обращаясь с исковым заявлением, истец В. ссылается на то, что со стороны ответчика имело место нарушение его трудовых прав, выразившееся в ненадлежащем возмещении командировочных расходов и ненадлежащем начислении полагающихся ему выплат, поскольку истец нес службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Рассматривая дело по существу, и, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих несение службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, нарушений трудовых прав истца в части ненадлежащего возмещения командировочных расходов, начисления денежного довольствия и дополнительных выплат, не установлено.
При этом, суд, проанализировав положения Указа Президента РФ от 17.10.2022 N 752 "Об особенностях командирования отдельных категорий лиц на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", руководствуясь пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Приложением к Указу Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" пришел к выводу, что лица, замещающие должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, к поименованным в Указе Президента РФ от 17.10.2022 N 752 категориям лиц не относятся.
Также, суд первой инстанции указал, что права и обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов исчерпывающе поименованы в статье 11 Закона N 328-ФЗ, выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры не входит в обязанности соответствующего должностного лица, ввиду чего, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 N 1915 "Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не распространяется на деятельность истца в рамках осуществления им должностных обязанностей.
Соглашаясь с вышеуказанным выводом суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этих выводов доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, основанные на несогласии ответчика с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств.
Проверяя размер начисленного истцу в спорный период денежного довольствия, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 41 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России N 103 от 17.01.2020, исходил из того, что поскольку обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов СО по ОУПДС N 4 ГМУ ФССП России возложены на истца с 25.09.2022, с учетом того, что в силу пункта 7 Порядка обеспечения денежным довольствием выплата сотрудникам органов принудительного исполнения денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число, начисление выплат, связанных с выполнением истцом должностных обязанностей, за сентябрь 2022 произведено ГУФССП России по Самарской области, с октября 2022 по январь 2023 соответствующие начисления произведены ГМУ ФССП России.
Положения ч. 6 ст. 2 Закона N 283-ФЗ предусматривают следующий перечень дополнительных выплат сотрудникам органов принудительного исполнения:
1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;
8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Для организации начислений истцу денежного довольствия использовался размер должностного оклада в размере 18 679 рублей в соответствии с занимаемой должностью "судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов".
Квалификационное звание истцу не присваивалось, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не оформлялся, ввиду чего, основания для начисления выплат, поименованных в пунктах 2, 4 части 6 статьи 2 Закона N 283-ФЗ, у представителя нанимателя отсутствует.
При этом, на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2020 N 1 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" на период замещения должности СО по ОУПДС N 1 ГМУ ФССП России (г. Москва) истцу установлен повышающий коэффициент к окладу в размере 10%, что составило 1 868 рублей. (18 679 руб. * 10%) / 100% = 1 867,9 рублей).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 43.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 2 Закона N 283-ФЗ, при стаже службы от 10 до 15 лет ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в размере 30% от оклада денежного содержания, ввиду чего, с учетом стажа службы истца в органах принудительного исполнения указанная надбавка составила 6 640,18 рублей (18 679 руб. + 1 867,9 руб. + 12 654 руб. = 33 200,9 руб.; (33 200,9 руб. * 20%) / 100% = 6 640,18 руб.).
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 95 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти" размер надбавки (в процентах должностного оклада) не должен превышать 20%, ввиду чего, соответствующая надбавка для истца составила 4 109,38 рублей. ((18 679 + 1 867,9) руб. * 20%) / 100% = 4 109,38 руб.).
Размеры надбавки сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, устанавливаются приказом ФССП России от 26.05.2020 N 412.
В соответствии с указанным приказом, сотрудникам, замещающим штатные должности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, указанная надбавка устанавливается в размере 20% должностного оклада, ввиду чего, размер указанной надбавки для истца составил 4 109,38 руб. ((18 679 + 1 867,9) руб. * 20%) / 100% = 4 109,38 руб.).
Согласно пункту 2 приказа N 103, премия выплачивается ежемесячно за текущий месяц одновременно с выплатой денежного довольствия из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания, размер ежемесячной премии для истца составил 8 300,23 рублей. ((33 200,9 руб. * 25%) / 100% = 8 300,225 руб.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1701 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации установлена ежемесячная надбавка в процентах от денежного довольствия сотрудника, при этом для расчета ежемесячной надбавки в составе денежного довольствия учитываются оклад месячного денежного содержания, дополнительные выплаты, повышающие коэффициенты и надбавки, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно подпункту "а" пункта 3 указанного постановления с 01.10.2022 по 30.09.2023 данная надбавка устанавливается в размере 5% от денежного довольствия сотрудника, ввиду чего, указанная надбавка для истца составила 2 818,01 рублей. ((56 360,17 руб. * 5%) / 100% = 2 818,0085 руб.).
Согласно пункту 7 Порядка обеспечения денежным довольствием в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия, сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться разовые премии за успешное выполнение особо сложных и важных задач.
Во исполнении вышеуказанного пункта по решению уполномоченного руководителя истцу начислена и выплачена премия за выполнение особо сложных и важных задач в размере 134 641,16 рублей за каждый месяц в октябре, ноябре, декабре 2022 года, январе 2023 года.
В соответствии с содержанием Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 N 553 (далее положение о порядке и размерах выплат на командировочные расходы) при направлении сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в служебные командировки на территории Российской Федерации им возмещаются расходы по проезду к месту несения службы, расходы по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение), которые возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), размер которых не превышает 300 рублей, а также иные расходы, связанные со служебными командировками.
Согласно пункту 3 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы по возвращении из служебной командировки сотрудники обязаны в течение 3 служебных дней представить авансовый отчет (отчет) об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданным им перед отъездом в служебную командировку денежным авансам на командировочные расходы, при этом к авансовому отчету (отчету) прилагаются документы о бронировании и найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) и иных расходах, связанных со служебной командировкой.
Согласно пункту 3.9.5. Положения об учетной политике ГМУ ФССП России, утвержденного приказом ГМУ ФССП России от 27.04.2023 N 59 (далее - Положение об учетной политике), командирование и возмещение расходов на служебные командировки сотрудников органов принудительного исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 916 "О порядке и размерах возмещения сотрудникам некоторых органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, расходов на проезд в период нахождении в служебной командировке за счет средств федерального бюджета", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 N 553 "О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 N 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказом ФССП России от 05.03.2020 N 157 "Об утверждении порядка и условий командирования сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", приказом ФССП России от 27.05.2020 N 420 "О порядке и размерах возмещения сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 3.9.2. Положения об учетной политике, утвержденного приказом ГМУ ФССП России от 27.04.2023 года N 59 (далее - Положение об учетной политике), денежные средства выдаются под отчет на командировочные расходы на основании приказа руководителя ГМУ ФССП России и согласно письменному заявлению подотчетного лица (в исключительных случаях допускается выдача денежных средств только на основании письменного заявления, согласованного с лицом, имеющим право первой подписи на распорядительных и расчетных документах), составленному в произвольной форме и содержащему запись о назначении аванса, расчет (обоснование) размера аванса и о сроке, на который выдаются денежные средства. Выдача денежных средств под отчет производится путем выдачи из кассы или перечисления на зарплатную карту подотчетного или ответственного лица. Способ выдачи денежных средств указывается в письменном заявлении.
В соответствии с пунктом 3.9.3 Положения об учетной политике, подотчетные лица в срок, не превышающий трех рабочих дней после истечения срока, на который выданы денежные средства и (или) денежные документы под отчет, или со дня выхода на работу, обязаны предъявить Авансовый отчет (форма по ОКУД 0504505) об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. В исключительных случаях срок предоставления Авансового отчета (форма по ОКУД 0504505) может быть продлен на основании служебной записки подотчетного лица, согласованной с лицом, имеющим право первой подписи на распорядительных и расчетных документах, с указанием причин необходимости продления срока.
Вместе с тем, как установлено судом, на момент отбытия в служебную командировку соответствующего заявления В. о выдаче денежных средств не поступало, как и по возвращении В. из служебной командировки авансовый отчет о командировочных расходах данным лицом не предоставлялся.
При этом, как установлено судом, платежными поручениями N 224702 от 06.10.2022, N 558048 от 10.11.2022, N 525533 от 14.12.2022, N 684957 от 17.01.2023 истцу выплачены расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) в объеме 35 700 рублей: за октябрь (27 календарных дней), ноябрь (30 календарных дней), декабрь (31 календарный день) 2022 - 26 400 рублей (88 дней * 300 рублей = 26 400 рублей); январь 2023 (31 день) - 9 300 рублей (31 день * 300 рублей = 9 300 рублей).
Таким образом, суд верно в своем решении указал на то, что в случае начисления В. денежного довольствия в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 N 1915, истец получил бы сумму меньшую, нежели сумма денежных средств, фактически выплаченная представителем нанимателя.
Фактически за время служебной командировки в пользу истца перечислено денежное довольствие в общем размере 808 478,36 рублей, ввиду чего суд верно пришел к выводу об отсутствии нарушений трудовых прав истца в части ненадлежащего возмещения командировочных расходов, начисления денежного довольствия и дополнительных выплат.
Кроме того суд верно указал, что согласно информации, предоставленной ГУФССП России по Ростовской области, проезд командированных лиц к месту несения службы и обратно осуществлялся централизованно на основании договоров перевозки, заключенных и оплаченных данным территориальным органом, что подтверждается копиями соответствующих договоров перевозки, ввиду чего истец не понес транспортных расходов.
Обращаясь с указанным иском, истец указывает, что исполнение им должностных обязанностей оплачивалось ответчиком без учета переработок и несения службы в выходные и праздничные дни.
Согласно части 1 статьи 53 Закона N 328-ФЗ, служебное время - это время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени. Формы документов учета служебного времени сотрудников и порядок их заполнения определяются федеральным органом принудительного исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона N 328-ФЗ по общему правилу нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, при этом для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Согласно части 4 статьи 53 Закона N 328-ФЗ приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих должности, определяемые перечнем должностей в органах принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом принудительного исполнения. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 58 настоящего Федерального закона.
В соответствии с приложением к приказу ФССП России от 13.03.2020 N 192 "Об утверждении Перечня должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день" в указанный перечень входит должность "младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов - водитель".
Согласно части 5 статьи 53 Закона N 328-ФЗ, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с пунктом 13 Порядка обеспечения денежным довольствием, сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22.00 до 06.00) производится доплата из расчета 20% должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Согласно пункту 14 Порядка обеспечения денежным довольствием, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа) выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка; сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.
Между тем, по смыслу пунктов 2 и 3 Порядка привлечения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, утвержденного приказом Минюста России от 30.03.2020 N 72 (далее - Порядок N 72), сотрудник территориального органа принудительного исполнения привлекается к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя территориального органа принудительного исполнения, который доводится до сведения сотрудника под подпись.
Согласно пункту 4 Порядка N 72 в случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о привлечении сотрудника, подав рапорт руководителю территориального органа принудительного исполнения.
По смыслу положений пункта 2.3 Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденного приказом ФССП России от 17.12.2015 N 596, под руководителем в чьем прямом подчинении находился истец, понимается начальник отделения - старший судебный пристав СО по ОУПДС N 4 ГМУ ФССП России.
Разрешая исковые требования в этой части, суд верно установил, что приказ руководителя Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов - главного межрегионального судебного пристава З. о привлечении истца к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не издавался, рапорт начальника отделения - старшего судебного пристава СО по ОУПДС N 4 ГМУ ФССП России об изменении режима несения истцом службы в ГМУ ФССП России также не поступал.
Согласно пункту 5 Порядка N 72, в целях учета продолжительности исполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни составляются табели учета служебного времени сотрудников.
Кроме того, как следует из материалов дела, количество фактически отработанных часов в каждом календарном месяце отражено в расчетных листах должностного лица.
Из анализа табелей учета служебного времени и расчетных листов В. за период за октябрь 2022 года по январь 2023 года следует, что должностные обязанности осуществлялись данным лицом с соблюдением положений части 2 статьи 53 Закона N 328-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и полагает, суд верно пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих несение службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение соответствующих дней отдыха или компенсации, предоставление дополнительных дней отдыха или денежной компенсации по инициативе работодателя невозможно.
При этом, рапорты о предоставлении дополнительных дней отдыха или соответствующей денежной компенсации В. в ГМУ ФССП России не поступали. Такой рапорт был направлен истцом накануне обращения с настоящим иском лишь 08.01.2024.
Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд с заявленными требованиями.
Разрешая заявленное ходатайство стороны ответчика, суд, руководствуясь положениями ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта б Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2, принимая во внимание, что исковое заявление В. поступило в суд лишь 23.01.2024 года, согласился с доводами представителя ответчиков и определил, что истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением настоящего служебного спора.
Судебная коллегия отмечает, что истцом действительно пропущен срок за пределами периода с 23.01.2023 по 23.01.2024 (дата обращения в суд), таким образом, по требованиям о взыскании задолженности за январь 2023 года срок обращения в суд истцом не пропущен, но вместе с тем, поскольку по существу решение суда первой инстанции постановлено верно, указанные обстоятельства основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции не являются.
В апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 октября 2024 года.
Председательствующий
А.А.ЕВДОКИМЕНКО
Судьи
И.Н.ЕРЕМИНА
М.А.ПАНКОВА