Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 88а-29327/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 07.05.2024 по делу N 33а-5199/2024 (УИД 63RS0031-01-2023-005483-41)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что по истечении срока службы технические средства системы пожарной сигнализации не заменены на аналогичные либо на иные, в связи с чем допущены нарушения, было вынесено представление, которое исполнено не было, выявленные нарушения устранены не были.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 07.05.2024 по делу N 33а-5199/2024 (УИД 63RS0031-01-2023-005483-41)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что по истечении срока службы технические средства системы пожарной сигнализации не заменены на аналогичные либо на иные, в связи с чем допущены нарушения, было вынесено представление, которое исполнено не было, выявленные нарушения устранены не были.
Решение: Отказано.


Содержание

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2024 г. по делу N 33а-5199/2024
Судья: Энгель А.А.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Нехаева К.А. и Толмосовой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N с апелляционным представлением Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., пояснения прокурора Никитиной Е.С., объяснения представителя административного ответчика Г., судебная коллегия
установила:
прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился с административным заявлением, с учетом уточнения просил:
признать незаконным бездействие ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области;
возложить на ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области, расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в здании ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области: заменить технические средства системы пожарной сигнализации (приборы приемно-контрольные пожарные (ППКП), блоки бесперебойного питания (ББП), дымовые пожарные извещатели, ручные пожарные извещатели, шлейфы пожарной сигнализации) на иные в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91 ФЗ N 123, п. 6.6.3 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность".
В обоснование заявленных требований указано, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы (статья 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. В ходе проверки, проведенной в ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области в марте 2023 года, установлено, что по истечении срока службы, технические средства системы пожарной сигнализации (далее - СПС) не заменены на аналогичные либо на иные (СПС эксплуатируются более 10 лет, дата ввода 2008 год), чем нарушены ч. 2 ст. 1, ст. 4, ст. 5. ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91 ФЗ N, п. 6.6.3 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность". По выявленному нарушению в деятельности администрации КП-1 Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области временно исполняющему обязанности начальника КП-1 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации от 31 мая 2023 года N 17-05-2022/Прдп20-23-250.
Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией учреждения направлено служебное письмо N в адрес временно исполняющего обязанности начальника УФСИН России по Самарской области с просьбой о направлении специалистов ИТСОН в ФКУ КП-1 для устранения вышеуказанного, нарушения. Выявленные в ходе проведенной проверки нарушения закона не устранены, для устранения выявленных нарушений закона необходимо выделение денежных средств.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Самарской области, а также, изменен процессуальный статус с заинтересованного лица на административного ответчика Управление федеральной службы исполнения наказания России по Самарской области, Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН).
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных требований прокурора отказано (т. 2 л.д. 5-11).
В апелляционном представлении Тольяттинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда (т. 2 л.д. 14-19).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной представления и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что что "Колония-поселение N 1" УФСИН России по Самарской области (далее - КП-1) является учреждением уголовно-исполнительной системы, в которых содержатся осужденные к лишению свободы.
В КП-1 установлена и введена в эксплуатацию в 2008 году система пожарной сигнализации.
ДД.ММ.ГГГГ между УФСИН России по Самарской области и Федеральным казенным учреждением "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Федеральной службы исполнения наказаний по самарской области (ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Самарской области) заключен договор, согласно которого последний принимает на себя обязательства по монтажу и техническому обслуживанию АПС и СОУЭ на объектах УФСИН России по Самарской области указанных в приложении N 1 к договору, в котором указана, в том числе КП-1.
ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Самарской области ГУ МЧС России по Самарской области выдана лицензия N от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
КП-1 неоднократно обращалась в ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Самарской области о необходимости проведения ежегодных испытаний СПС, а также установке системы пожарной сигнализации в чердачном помещении.
ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Самарской области проведены комплексные испытания на работоспособность СПС выработавшей срок эксплуатации более 10 лет в КП-1, о чем составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых установлено, что система пожарной сигнализации в работоспособном состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области и Тольяттинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области проведена проверка в КП-1 на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, вместе с тем, нарушения, являющиеся предметом административного иска с учетом уточнений, не выявлены.
ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области и Тольяттинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области проведена проверка в КП-1 на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности по 7 пунктам.
Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и лицами, участвующим в деле не оспаривались.
ДД.ММ.ГГГГ Тольяттинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в КП-1 внесено представление об устранении нарушений N, в том числе, указанных в пункте 3 справки от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа КП-1 от ДД.ММ.ГГГГ на предписание от ДД.ММ.ГГГГ признаны обоснованными установленное нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 1, ст. 4, ст. 5. ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91 ФЗ N, п. 6.6.3 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд исходил, пришел к выводу, что административным ответчиком предприняты необходимые меры (проведение комплексных испытаний на работоспособность СПС) в соответствии с пунктом 54 Правил и пункта 7 Приказа N, направленные на эксплуатацию исправной и работоспособной СПС.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Из пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Одной из основных задач ФСИН России является в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (пункт 3).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
В соответствии с пунктом 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ" при монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.08.2021 N 791-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность".
ГОСТ Р 59638-2021 устанавливает требования к проектированию, монтажу, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, а также требования к методам испытаний систем пожарной сигнализации на работоспособность (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 ГОСТ Р 59638-2021 данный стандарт распространяется на системы пожарной сигнализации, проектируемые, монтируемые, реконструируемые, модернизируемые и функционирующие на объектах, расположенных на территории Российской Федерации. Под объектом в настоящем стандарте понимается здание (сооружение) в целом.
Пунктом 6.6 ГОСТ Р 59638-2021 регламентирована замена технических средств СПС. По истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией (пункт 6.6.3).
Раздел 7 ГОСТ Р 59638-2021 предусматривает методы испытаний на работоспособность СПС. В силу подпункта 7.1 ГОСТ Р 59638-2021 методы испытаний на работоспособность применяют при контроле функционирования технических средств СПС и при комплексных испытаниях на работоспособность СПС. Согласно подпункту 7.3 ГОСТ Р 59638-2021 рекомендуемое содержание методов испытаний на работоспособность СПС изложено в приложении Б.
Доводы апелляционного представления про СПС смонтированную не по проектной документации, в части огнестойкого кабеля судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 59638-2021 для кабельной продукции дополнительно должны быть проверены:
- соответствие диаметра (сечения) жил рабочей документации;
- целостность жил (на всей протяженности кабеля);
- отсутствие видимых нарушений изоляции
Установленный кабель является аналогичным замененному, так технические характеристики являются идентичными, о чем также было заявлено специалистом, допрошенным в ходе судебного заседания.
В соответствии с пунктом 54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ" руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области и Тольяттинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области проведена проверка в КП-1 на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой установлено следующее.
Представителями ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Самарской области осуществляется монтаж (замена) системы пожарной сигнализации. На ДД.ММ.ГГГГ проведена замена элементов СПС на первом, четвертом, пятом и частично 3 (коридор) этажах. При этом, при замене оборудования осуществляется замена кабеля СПС на огнестойкий и дымовых пожарных извещатели (аналогов), предусмотренных проектом 2008 года. Часть оборудования, а также приборы приемно-контрольные на момент проверки не смонтированы. Согласно п. 6.6.3 ГОСТ Р 59638-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", по истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией. При фактических обстоятельства проведена замена провода на огнестойкий, не предусмотренного проектом 2008 года. В соответствии с ч. 1 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. По окончанию проведенных монтажных работ СПС согласно раздела 6.2 ГОСТ должна быть проведена процедура приемки СПС и комплексные испытания СПС, а по окончанию испытаний составлен акт ввода в эксплуатацию СПС. Указанные документы при проверке ДД.ММ.ГГГГ представлены не были.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сотрудниками ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по самарской области в КП-1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены монтажные и пуско-наладочные работы, в результате которых замены технические средства СПС, проведены испытания и проверка работоспособности СПС и СОУЭ путем контрольных срабатываний ИП212-141 и ИПР-55К. СПС и СОУЭ введены в эксплуатацию.
Так, административным ответчиком предприняты необходимые меры (проведение комплексных испытаний на работоспособность СПС) в соответствии с пунктом 54 Правил и пункта 7 Приказа N, направленные на эксплуатацию исправной и работоспособной СПС.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что каких-либо незаконных действий (бездействия) должностными лицами ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Самарской области не совершено, вся работа произведена в рамках проектной документации. Нормы предусматривающей обновлять (заменять) проектную документацию при утверждении новых ГОСТ или каких-либо нормативных актов законом не предусмотрено.
В материалы административного дела доказательства внештатных ситуаций в КП-1, связанных с неправильным функционированием СПС, приведших к негативным последствиям лицам, содержащимся в исправительном учреждении, должностным или третьих лицам не представлено.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, приведенные в апелляционном представлении доводы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и, соответственно, не влекут его отмены.
Несогласие административного истца с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, а доводы апелляционного представления не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом первой инстанции, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ