Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2024 N 88-26507/2024 данное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 01.08.2024 N 33-6958/2024 (УИД 63RS0043-01-2023-003740-75)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на самовольную постройку.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является собственником земельного участка и им построено нежилое здание, строительство которого произведено без получения разрешительной документации, здание соответствует всем нормам и требованиям, не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, однако не представляется возможным оформить право собственности во внесудебном порядке.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 01.08.2024 N 33-6958/2024 (УИД 63RS0043-01-2023-003740-75)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на самовольную постройку.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является собственником земельного участка и им построено нежилое здание, строительство которого произведено без получения разрешительной документации, здание соответствует всем нормам и требованиям, не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, однако не представляется возможным оформить право собственности во внесудебном порядке.
Решение: Отказано.


Содержание


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2024 г. N 33-6958/2024
УИД 63RS0043-01-2023-003740-75
Судья: Подусовская В.В.
Дело N 2-3429/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
судей Баданова А.Н., Кривицкой О.Г.,
при секретаре Г.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.о. Самара на решение Красноглинского районного суда г. Самара от 5 декабря 2023 года, которым постановлено:
"Исковые требования Г.В,В. - удовлетворить.
Признать за Г.В,В. (паспорт гражданина РФ N NN) право собственности на нежилое здание - гостевой дом, общей площадью 116,4 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения К., действующей в качестве представителя Г.В,В., судебная коллегия
установила:
Г.В,В. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права собственности на самовольную постройку.
В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка, площадью 693 кв. м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения базы отдыха "<данные изъяты>", кадастровый номер N, расположенного по адресу: <адрес>. В 2015 году ею построено нежилое здание - гостевой дом, общей площадью 116,4 кв. м, строительство которого произведено без получения разрешительной документации. Здание соответствует всем нормам и требованиям, не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В выдаче разрешительных документов в заявительном порядке отказано, в связи с чем, не представляется возможным оформить право собственности во внесудебном порядке.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец Г.В,В. просила суд признать за ней право собственности на нежилое здание - гостевой дом, общей площадью 116,4 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Самара просит отменить данное решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В заседании судебной коллегии К., действующая в качестве представителя Г.В,В., просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменений. После соответствующих разъяснений об отсутствии в материалах дела заключения строительно-технической экспертизы, проведенной государственной судебно-экспертной организацией, пояснила, что в подобном учреждении им было отказано в проведении экспертизы по поставленным вопросам, в связи с чем, они не намерены заявлять ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы с поручением ее проведения в государственной судебно-экспертной организации. Также пояснила, что на принадлежащем Г.В,В. земельном участке расположено три подобных объекта, на один из которых вступившим в законную силу решением суда признано право собственности.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания была доступна к ознакомлению на официальном сайте Самарского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, Г.В,В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 693 кв. м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения базы отдыха "<данные изъяты>", расположенного по адресу: <адрес>, границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На указанном земельном участке самовольно, без получения соответствующих разрешений, произведено строительство нежилого здания - "гостевой дом" общей площадью 116,4 кв. м, что подтверждается техническим паспортом, составленным ООО Кадастрово-риэлторский центр "СПЕКТР" по состоянию на 26.04.2023, планом границ земельного участка, составленного кадастровым инженером Л. 17.10.2023.
Истец предпринимала меры к легализации самовольной постройки, однако, уведомлением от 12.10.2023 Главой г.о. Самара ей отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из технического заключения ООО "Регионпроминжиниринг" N 130/2023-ТЗ от 2023 года по итогам инженерно-технического обследования строительных конструкций здания следует, что здание (гостевой дом) находится в нормативном техническом состоянии. Пространственная жесткость н устойчивость здания в целом обеспечена. С учетом нормативного технического состояния конструкций здания (гостевой дом) возможна его дальнейшая безопасная эксплуатация по своему назначению в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. На основании произведенного данного технического обследования здания (гостевой дом) установлено, что основные строительные конструкции имеют нормативное техническое состояние, инженерно-техническое состояние строительных конструкций и инженерных систем обеспечивает безопасную эксплуатацию, не угрожает жизни и здоровью граждан, соответствует градостроительным нормам, а также соответствует требованиям СП 55.13330.2022 Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 73.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы", СП 70.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции". Здание (гостевой дом) может эксплуатироваться по своему назначению.
В соответствии с экспертным заключением N 059-23 от 11.09.2023, выполненным ООО "ПожПроектЭкспертиза" в рамках проведенной экспертизы установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений здания гостевого дома, требованиям пожарной безопасности, действующим на территории Российской Федерации. Здание гостевого дома, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, территория базы отдыха Бережок, земельный Литера Б17, пригодно для дальнейшего использования по своему функциональному назначению при условии соблюдения в процессе эксплуатации обязательных требований "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
Из экспертного заключения N 46 от 13.09.2023, выполненного ООО "Мастерстроитель", следует, что по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы здание (гостевой дом) на земельном участке с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, Литера Б17, не противоречит требованиям ФЗ РФ N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", действующих государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и может эксплуатироваться по своему назначению без угрозы для жизни и здоровья граждан в части санитарно-эпидемиологической безопасности.
Согласно выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда Управлением Росреестра по Самарской области, следует, что земельный участок под спорным жилым домом к землям лесного фонда не относится, в отношении данного земельного участка установлен вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха <данные изъяты>. Установлены ограничения в отношении земельного участка, связанные с приаэродромными территориями, охранной зоной транспорта, участок находится в водоохранной зоне водного объекта.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самара к основным видам использования земельных участков в Зоне Р-1 относятся туристическое обслуживание, санаторная деятельность, условно разрешенные виды использования - гостиничное обслуживание.
Оценив вышеуказанные доказательства, положив в основу решения представленные истцом заключения, и, установив, что отнесение земельного участка под гостевым домом к территориальной зоне Р-1 по Карте правового зонирования не препятствует в использовании земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - для размещения базы отдыха "<данные изъяты>", спорное здание возведено в соответствии с назначением земельного участка, находящегося в собственности истца, с соблюдением строительно-технических, противопожарных и градостроительных норм и правил, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, сославшись на то, что отсутствие разрешительной документации на строительство спорного строения само по себе не может служить безусловным основанием к отказу в иске о признании права собственности на самовольную постройку, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 218, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные истцом требования, признав за ней право собственности на самовольную постройку.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" правовое регулирование отношений, связанных с возведением (созданием) на земельном участке объектов недвижимого имущества, осуществляется нормами гражданского, земельного, градостроительного, водного, лесного и иного законодательства.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 36 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие).
Возведение (создание) здания, сооружения (далее также - объект, постройка) с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ).
Из анализа указанных правовых норм следует, что осуществление самовольной постройки фактически является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 10, 16, 18, 19, 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" последствиями возведения (создания) самовольной постройки являются ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями на основании решения суда (пункт 2 статьи 222 ГК РФ) ...
При разрешении споров, связанных с самовольными постройками, судам следует учитывать, что правовой режим земельного участка определяется исходя из принадлежности этого участка к определенной категории земель и его разрешенного использования, а также специальных требований законодательства, которыми могут быть установлены ограничения в использовании участка (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок, видов разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ, статья 30, часть 1 статьи 36, статья 37 ГрК РФ, пункт 12 части 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости), за исключением случаев, если на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется (часть 4 статьи 36 ГрК РФ).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности ... которого находится земельный участок, на котором возведен (создан) объект, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что для целей признания права собственности самовольная постройка должна отвечать требованиям, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, обязательным требованиям к параметрам постройки, установленным на день обращения в суд (абзац четвертый пункта 2, абзац третий пункта 3 статьи 222 ГК РФ, пункты 4, 7 статьи 2 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно - делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном статьями 37, 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, так и (в случае заявления таких требований) в порядке 2скового производства. Рассмотрение указанных вопросов судом в ходе производства по делу, связанному с легализацией самовольного строения, или сносом, без установления фактов, свидетельствующих об обращении заинтересованного лица за соответствующим разрешением в административном порядке, недопустимо.
Именно вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем (статья 37 Градостроительного кодекса; подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 7, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Из материалов дела следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащий Г.В.В. земельный участок с кадастровым номером N, площадью 693 кв. м, имеет категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения базы отдыха "<данные изъяты>".
Также из материалов дела следует, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, данный земельный участок по Карте градостроительного зонирования городского округа Самара находится в зоне Р-1 (зона центра рекреационных территорий).
В соответствии со статьей 8 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- основные виды разрешенного использования;
- условно разрешенные виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, принимаются органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками, в соответствии с действующим законодательством.
Решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, принимаются органами местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками, в соответствии с действующим законодательством.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами городского округа Самара.
Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами городского округа Самара.
Согласно статье 13 Правил застройки и землепользования в городе Самара, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
Применительно к перечисленным в статье 11 настоящих Правил территориальным зонам устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования (ОВ);
2) условно разрешенные виды использования (УВ);
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ВВ).
Как следует из содержания оспариваемого решения, удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, в том числе, исходил из того, что отнесение принадлежащего истцу земельного участка на котором возведен гостевой дом по Карте градостроительного зонирования городского округа Самара к зоне Р-1, не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - для размещения базы отдыха "Бережок".
Между тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа Самара (статья 11 Правил застройки и землепользования в городе Самара) к основным видам разрешенного использования в зоне Р-1 относятся:
- дошкольное, начальное и среднее общее образование;
- парки культуры и отдыха;
- цирки и зверинцы;
- обеспечение занятий спортом в помещениях;
- площадки для занятий спортом;
- оборудованные площадки для занятий спортом;
- водный спорт;
- спортивные базы;
- природно-познавательный туризм (Размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природо-восстановительных мероприятий);
- туристическое обслуживание (Размещение пансионатов, гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, размещение детских лагерей);
- охота и рыбалка (Обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы);
- причалы для маломерных судов;
- поля для гольфа или конных прогулок;
- внеуличный транспорт;
- курортная деятельность (использование, в том числе с их извлечением, для лечения и оздоровления человека природных лечебных ресурсов (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, особый климат и иные природные факторы и условия, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека), а также охрана лечебных ресурсов от истощения и уничтожения в границах первой зоны округа горно-санитарной или санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курорта);
- санаторная деятельность (размещение санаториев, профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей);
- улично-дорожная сеть.
К условно разрешенным видам использования в зоне Р-1 относятся:
- предоставление коммунальных услуг;
- религиозное использование;
- осуществление религиозных обрядов;
- религиозное управление и образование;
- общественное питание;
- гостиничное обслуживание (размещение гостиниц);
- развлекательные мероприятия;
- деятельность по особой охране и изучению природы;
- охрана природных территорий;
- историко-культурная деятельность;
- общее пользование водными объектами;
- специальное пользование водными объектами;
- гидротехнические сооружения.
Из материалов дела следует, что Главой администрации г.о. Самара не принималось решения о предоставлении Г.В,В. разрешения на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка.
Согласно Приказу Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" применительно к наименованию вида разрешенного использования - туристическое обслуживание в качестве описание данного вида разрешенного использования земельного участка указано размещение пансионатов, гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, размещение детских лагерей.
Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определены, в том числе, следующие понятия:
- туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
- туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим) и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
- сельский туризм - туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
- средство размещения - имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц;
- гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности.
Согласно статье 5 Положения о классификации гостиниц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860, действие настоящего Положения распространяется на следующие виды гостиниц:
а) городская гостиница (отель) - вид гостиниц, расположенных в городе, не обладающих признаками гостиниц, указанных в подпунктах "б" - "з" настоящего пункта;
б) гостиница, расположенная в здании, являющемся объектом культурного наследия, и (или) выявленным объектом культурного наследия, и (или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения, - вид гостиниц, имеющих в силу этого ограничение при проведении реставрации и ремонтных работ;
в) курортный отель, дом отдыха, центр отдыха, пансионат - вид гостиниц, которые расположены в лечебно-оздоровительных местностях или на курортах, оказывающих помимо гостиничных услуг комплекс дополнительных услуг оздоровительного характера, в том числе с использованием лечебных природных ресурсов;
г) апарт-отель - вид гостиниц, номерной фонд которых состоит из номеров категорий "студия" и "апартамент";
д) комплекс апартаментов - вид гостиниц, расположенных в одном или нескольких зданиях (корпусах, строениях), объединенных одной территорией, или в части здания, с номерным фондом, состоящим из номеров различных категорий с кухонным оборудованием и санузлом (душ и (или) ванная, туалет);
е) мотель - вид гостиниц, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги или придорожных полос автомобильных дорог, с автостоянкой, вход в номера которых может быть осуществлен с улицы (с места парковки автомобиля);
ж) хостел - вид гостиниц, включающих в себя номера различных категорий, в том числе многоместные номера (но не более 12 мест в одном номере), с возможностью предоставления проживающим как номера целиком, так и отдельных мест, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для приема пищи и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуги;
з) загородный отель, туристская база, база отдыха, гостиничные номера при визит-центре - вид гостиниц, расположенных в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (далее - земельные участки особо охраняемых природных территорий), на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.
В соответствии со статьей 7 Положения о классификации гостиниц, классификации не подлежат средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, кемпинги, общежития, средства размещения в жилых помещениях (за исключением жилых помещений, переведенных в нежилые помещения в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации), туристские приюты, туристские стоянки, дома-кордоны, в том числе расположенные на земельных участках особо охраняемых природных территорий, а также иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что в описании вида разрешенного использования - туристическое обслуживание такой объект как гостевой дом не поименован.
В качестве подтверждения обоснованности заявленных требований истцом представлен и судебной коллегией прият в качестве нового доказательства акт экспертного исследования N 03/06/2024 от 14.06.2024, изготовленный экспертом ООО "Инвест-Центр", в котором эксперт Б. со ссылкой, в том числе, на ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003), и ГОСТ Р 56641-2015, приходит к выводу о том, что исследуемый объект является нежилым зданием - гостевым домом, размещение которого возможно на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - туристическое обслуживание.
Между тем, в части данных выводов судебная коллегия критически относится и не принимает во внимание акт экспертного исследования N 03/06/2024 от 14.06.2024, изготовленный экспертом ООО "Инвест-Центр", исходя из следующего.
Как следует из содержания данного акта экспертного исследования, выводы эксперта Б. не содержат описаний обстоятельств по установлению функционального назначения спорного объекта применительно к понятию "нежилое здание".
Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации. В Приложении 1 к данной Инструкции содержатся основные понятия, используемые в целях настоящей инструкции. В частности указано на то, что различают жилые и нежилые здания. Жилое здание - жилой дом постоянного типа, рассчитанный на длительный срок службы. Нежилое здание - предназначенное для использования для производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и др. (кроме постоянного проживания) целей.
Общероссийским классификатором основных фондов "ОК 013-2014 (СНС 2008)", принятым и введеным в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, определено, что к группировке "здания (кроме жилых)" относятся нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т.п. К данному виду основных фондов также относятся дебаркадеры с возведенными на них зданиями и аналогичные "плавучие" здания. В состав нежилых зданий и их частей включается также арматура, устройства и оборудование, которые являются их неотъемлемыми частями, а также исторические памятники, идентифицируемые прежде всего как нежилые, т.е. общая полезная площадь нежилых помещений которых занимает не менее 50% от всей полезной жилой и нежилой площади. Нежилыми зданиями могут являться такие объекты, как склады, гаражи и промышленные здания, коммерческие (торговые) здания, здания для проведения развлекательных мероприятий, гостиницы, рестораны, школы, больницы, тюрьмы и т.д. Помещения тюрем, колоний, следственных изоляторов, казарм для заключенных, казарм для военных, общежития исправительных и воспитательных колоний, лечебные исправительные учреждения, школы и больницы рассматриваются как нежилые здания, несмотря на то, что они могут служить местом жительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит такого термина - нежилое здание, при этом раскрывает термин - объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Как следует из содержания данного акта экспертного исследования N 03/06/2024 от 14.06.2024, фактически спорный объект капитального строительства состоит из помещений, которые обычно используется в жилых помещениях, включая, коридор, гостиную, туалет, ванную, спальни.
Содержание представленных в материалы дела документов, включая представленные истцом заключения, позволяют судебной коллегии прийти к выводу о том, что спорный объект капитального строительства, исходя из положений вышеуказанных правовых норм, не подпадает под описание таких объектов как гостинца, кемпинг, дом отдых, не оказывающий услуги по лечению, детский лагерь.
Указанная в акте экспертного исследования N 03/06/2024 от 14.06.2024 классификация спорного объекта капитального строительства как гостевой дом, не принимаемся судебной коллегией во внимание, поскольку в федеральном и региональном законодательстве отсутствует правовое понятие "Гостевой дом". Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" не содержит такого вида использования помещения, как "гостевой дом". ФЗ-132 от 24 ноября 1996 года "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" не имеет в своем содержании правового регулирования такого средства размещения, как "гостевой дом", нет и строительно-технических регламентов для объектов капитального строительства "гостевой дом".
Указанные в акте экспертного исследования N 03/06/2024 от 14.06.2024 "ГОСТ Р 56641-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 14.10.2015 N 1561-ст, и "ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003). Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 496-ст, утратили силу с 23.12.2019 в связи с утратой актуальности ввиду вступления в силу изменений в Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ, а также принятия Федерального закона от 15.04.2019 N 59-ФЗ запрещающего размещение в жилых помещениях гостиниц и предоставление гостиничных услуг в жилом помещении многоквартирного дома (Приказ Росстандарта от 23.12.2019 N 1431-ст).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный объект капитального строительства не соотносится с видом разрешенного использования земельного участка - туристическое обслуживание, как и не соотносится с иными разрешенными видами использования земельного участка в зоне Р-1 согласно Карты градостроительного зонирования городского округа Самара (статья 11 Правил застройки и землепользования в городе Самара).
Поскольку согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Самара, размещение заявленного в иске объекта капительного строительство на принадлежащем истцу земельном участке не допускается, судебная коллегия приходит к выводу о том, данный объект капитального строительства расположен на земельном участке, не отведенном для этих целей, т.е. на участке разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
Как выше указанно, одним из критериев самовольной постройки в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является возведение недвижимого имущества на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
При этом пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возведение недвижимого имущества на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, является препятствием для признания права собственности на подобную самовольную постройку.
Данные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учтены, в связи с чем, сделан ошибочный вывод о наличии законных оснований для признания за истцом права собственности на самовольную постройку.
Кроме того, при вынесении решения судом первой инстанции также не учтено Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2023 N 3041-р "О внесении изменений в перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р".
Данным распоряжением перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 3214-р дополнен разделом VIII следующего содержания: "VIII. Судебные экспертизы по гражданским делам, связанным с самовольным строительством. Судебная строительно-техническая экспертиза".
Решением Верховного Суда РФ от 20.03.2024 N АКПИ23-1168 отказано в удовлетворении заявления ООО "Межрегиональный Экспертный Центр "Флагман", общероссийской общественной организации содействия судебно-экспертной деятельности "Судебно-экспертная палата Российской Федерации" об оспаривании распоряжения Правительства РФ от 31.10.2023 N 3041-р, раздела VIII перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р.
Из содержания данного судебного акта следует, отказывая в удовлетворении заявления Верховный Суд РФ исходил из того, что в силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1); акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации (часть 2); акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу (часть 5); акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (часть 6).
Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон о государственной судебно-экспертной деятельности. Этим же законом в преамбуле установлено, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В статье 41 указанный федеральный закон закрепил право Правительства Российской Федерации устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации издало Распоряжение N 3214-р, утвердившее Перечень, а впоследствии и Распоряжение N 3041-р, дополнившее Перечень разделом VIII.
Распоряжения N 3214-р и 3041-р официально опубликованы в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, распоряжения N 3214-р и 3041-р изданы Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями законодательства к процедуре принятия, опубликования и вступления в силу.
Статья 41 Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности закрепляет, в частности, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (часть первая); при этом Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (часть третья).
Приведенные нормативные положения действуют во взаимосвязи с иными положениями названного федерального закона, в том числе закрепляющими задачи и принципы государственной судебно-экспертной деятельности (статьи 2, 4 - 8), профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту (статья 13), его обязанности (статья 16), а также требования к заключению эксперта и его содержанию (статья 25).
Исходя из положений статьи 9 Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности, статьи 79 ГПК РФ, статьи 57 УПК РФ, частей 1 и 2 статьи 77 КАС РФ судебная экспертиза предполагает проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. С учетом характера рассматриваемого судом спора и конкретных обстоятельств каждого дела вид назначаемой экспертизы, профессиональные и квалификационные требования к эксперту, проверка наличия у него специальных знаний в области предмета экспертизы, а также проверка сведений о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и круг вопросов, которые ставятся перед экспертом или экспертным учреждением, определяет исключительно суд, которому принадлежит право назначения судебной экспертизы.
Федеральный закон о государственной судебно-экспертной деятельности, закрепив в статье 41 возможность проведения судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, не являющимися государственными судебными экспертами, в этой же статье предусмотрел, что отдельные виды экспертиз могут проводиться исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Следовательно, ограничение на проведение отдельных видов экспертиз государственными судебно-экспертными организациями установлено непосредственно федеральным законодателем. При этом Правительству Российской Федерации предоставлено право определить виды этих экспертиз.
Дела, связанные с самовольным строительством, имеют общественное значение и направлены на обеспечение общественной безопасности.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 г. N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", правовое регулирование отношений, связанных с возведением (созданием) на земельном участке объектов недвижимого имущества, осуществляется нормами гражданского, земельного, градостроительного, водного, лесного и иного законодательства (абзац первый пункта 1).
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 36 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие) (абзац второй пункта 1).
Возведение (создание) здания, сооружения (далее также - объект, постройка) с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки (пункт 1 статьи 222 ГК РФ) (абзац третий пункта 1).
В пункте 30 этого же постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что суд с учетом положений пункта 3.1 статьи 222 ГК РФ выносит на обсуждение вопрос об устранимости допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а в отношении самовольной постройки, возведенной с нарушением разрешенного использования земельного участка, в том числе ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством, - о возможности приведения ее в соответствие с таким разрешенным использованием (часть 2 статьи 56 ГПК РФ, часть 2 статьи 65 АПК РФ), а также разъясняет право стороне по делу на заявление ходатайства о назначении строительно-технической экспертизы.
Из изложенного следует, что при проведении исследований самовольно построенных зданий и сооружений прежде всего устанавливается техническая безопасность зданий и сооружений для проживания или для эксплуатации, определяется, есть ли угроза жизни и здоровью граждан, нарушение прав и интересов третьих лиц, искажается ли облик объекта культурного наследия в случае самовольной постройки к объекту культурного наследия.
Правительство Российской Федерации с учетом возложенных на него полномочий и обязанностей, а также приведенных положений Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности в целях исключения нанесения ущерба жизни и здоровью граждан, искажения облика объектов культурного наследия приняло решение о проведении судебных экспертиз по гражданским делам, связанным с самовольным строительством (строительно-техническая экспертиза), в государственных судебно-экспертных организациях, включив данный вид экспертизы в раздел VIII Перечня.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленные истцом в обоснование иска заключения строительного-технических экспертиз о соответствии спорного объекта капитального строительства действующим нормам и правилам, а также об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, являются недопустимыми доказательствами.
Несмотря на то, что судебной коллегией неоднократно разъяснились установленные Распоряжением Правительства РФ требования к проведению строительного-технических экспертиз в отношении самовольных построек, а именно, на необходимость подтверждения соответствии спорного объекта капитального строительства действующим нормам и правилам, а также отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан посредствам проведения соответствующей экспертизы в государственной судебно-экспертной организации, представитель истца отказалась заявлять ходатайство о назначении судебной строительной-технической экспертизы с поручением ее проведения в государственной судебно-экспертной организации.
Ссылаясь на невозможность проведения по данному делу строительной-технической экспертизы в государственной судебно-экспертной организации, представитель истца представила сообщение о возможности производства экспертизы от 09.07.2024 N 1629-4, в котором начальник отдела ФБУ Самарская ЛСЭ Минюста России - Ю., сообщила о том, что принять к производству определение и выполнить исследования по поставленным в запросе вопросам ФБУ Самарская ЛСЭ Минюста России возможно в рамках строительной-технической судебной экспертизы. Однако, в связи загруженностью двух экспертов, при поступлении определения суда о назначении экспертизы в ближайшее время, приступить к производству экспертизы в 2024 году не имеем физической возможности.
Соответственно данное сообщение ФБУ Самарская ЛСЭ Минюста России от 09.07.2024 N 1629-4 не подтверждает доводы представителя истца о невозможности проведения по данному делу строительной-технической экспертизы в государственной судебно-экспертной организации, в том числе, за пределами г. Самара.
Таким образом, истцом также не представлено доказательств, что спорный объект капитального строительства соответствует действующим нормам и правилам, а также не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, квалифицируя как недобросовестные действия истца, направленные в обход надлежащей процедуры получения разрешительной документации на возведение спорного строения, которое не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания за истцом права собственности на самовольную постройку.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом допущено неправильное применение норм материального права, что привело к принятию неправильного решения, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает подлежащим отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе Г.В. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноглинского районного суда г. Самара от 5 декабря 2023 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Г.В,В. к администрации г.о. Самара о признании права собственности на самовольную постройку отказать, удовлетворив апелляционную жалобу администрации г.о. Самара.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 06.08.2024.