Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2024 N 88а-38474/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.05.2024 по делу N 33а-5526/2024 (УИД 52RS0012-01-2022-003927-58)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, об обязании совершить действия, о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: В ходе судебного разбирательства установлены отклонения фактических условий содержания заявителя в исправительной колонии, в частности, от требований материально-бытового обеспечения осужденных (рукомойники, унитазы), превышении численности осужденных в отрядах.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.05.2024 по делу N 33а-5526/2024 (УИД 52RS0012-01-2022-003927-58)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, об обязании совершить действия, о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: В ходе судебного разбирательства установлены отклонения фактических условий содержания заявителя в исправительной колонии, в частности, от требований материально-бытового обеспечения осужденных (рукомойники, унитазы), превышении численности осужденных в отрядах.
Решение: Удовлетворено в части.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2024 г. по делу N 33а-5526/2024 (2 инстанция)
Дело N 2а-956/2023(2а-4384/2022) (1 инстанция)
УИД: 52RS0012-01-2022-003927-58
Судья: Сочнева К.А.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ворониной Т.А.,
судей: Гущевой Н.В., Кулаевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания К.В.,
с участием представителя ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России К.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гущевой Н.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2023 г. по административному исковому заявлению Ж. к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установила:
Ж. обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением, уточненным в порядке
ст. 46 КАС РФ, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания Ж. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области (далее - ФКУ ИК-11) с 25.05.2015 по 05.09.2022 в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период отбывания им наказания в ФКУ ИК-11 не соблюдались санитарные нормы, жилищные условия не отвечали требованиям законодательства,
Кроме того, план отрядов не соответствовал техническому паспорту здания; из-за самовольного переустройства помещений создавалась опасность обрушения.
Также, при трудоустройстве Ж. не направляли на медицинский осмотр; не выдали средства индивидуальной защиты; не провели обучение по пожарной безопасности, по технике безопасности, охране труда, оказанию первой медицинской помощи при травмах на производстве; не проводили экзамены в составе комиссии. Отсутствовал паспорт рабочего времени. Перечисление заработанной платы в налоговую службу, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования не производилось, стажа труда не учитывался.
29.04.2022 Ж. был водворен в ШИЗО на 14 суток постановлением начальника ФКУ ИК-11, которое 20.05.2022 было отменено прокурором в связи с нарушением требований
ч. 1 ст. 117 УИК РФ. В уточнениях к исковому заявлению истец просил взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении за период содержания в ШИЗО в течение 14 суток (т. 2 л.д. 12-14, 15-16, т. 3 л.д. 3, 4-5, 19, 71, 72-73, 82-83).
Определением Борского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2023 г. принят отказ Ж. от административного иска к Министерству финансов РФ, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в части требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении за период содержания в ШИЗО в течение 14 суток по постановлению начальника ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о применении меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, которое отменено постановлением Нижегородского прокурора по надзору на соблюдением законов в исправительном учреждении от 20 мая 2022 г., производство по делу в данной части прекращено (т. 3 л.д. 88).
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2023 г. административное исковое заявление Ж. удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Ж. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Ж. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере <данные изъяты>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Ж. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
От Ж. поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела без его участия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области К.У. доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме.
От Министерства финансов Российской Федерации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств не заявлено.
Руководствуясь
ст. ст. 150,
307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Положениями
ч. 1 ст. 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, заслушав представителя ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области К.У., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
частям 1 и
2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном
КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно
ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (
ст. 82 УИК РФ).
В соответствии со
ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии со
ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с
приказом Минюста России от 30.12.2005 N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (
п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность
(п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).
Согласно
Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (далее - Правила N 295), прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи
(п. 29).
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным
постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Из материалов дела следует, что Ж., [дата] года рождения, осужден 13.02.2015 Советским районным судом г. Тулы по
ст. 30 ч. 3,
ст. 228.1 ч. 4 п. "г",
ст. 228 ч. 2,
ст. 69 ч. 3 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (т. 1 л.д. 147).
С 25.05.2015 по 05.09.2022 Ж. отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в разных отрядах:
- в помещении карантина с 25.05.2015 по 28.05.2015,
- в отряде [номер] с 28.05.2015 по 31.10.2017,
- в отряде [номер] с 31.10.2017 по 06.12.2017,
- в отряде [номер] с 06.12.2017 по 07.03.2018,
- в отряде [номер] с 07.03.2018 по 23.05.2018,
- в отряде [номер] с 23.05.2018 по 07.02.2020,
- в отряде [номер] с 07.02.2020 по 09.06.2020,
- в отряде [номер] с 09.06.2020 по 25.06.2021,
- в отряде [номер] с 25.06.2021 по 22.07.2022,
- в отряде [номер] с 22.07.2022 по 05.09.2022 (т. 1 л.д. 32, 148).
05.09.2022 Ж. этапирован в УФСИН России по Рязанской области (т. 1 л.д. 147).
Судом установлено, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались, качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками, при оценке которой медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды.
Жилые секции отрядов, в которых содержался административный истец, оборудованы естественной вытяжной вентиляцией. Поступление наружного воздуха и вытяжка осуществляется через открывающиеся фрамуги окон, находящихся в разных частях помещения за счет разности плотностей воздуха, что не противоречит
п. 7.1.10 СП 60.13330.2012. Секции отрядов оборудованы оконными проемами двойного остекления размером 1430х2000 мм. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, проветривание жилых секций производится по графику уборки помещений. Кроме того, согласно представленной начальником учреждения справки, осужденным не запрещается открывать фрамуги окон для проветривания помещений вне графика по мере необходимости (т. 1 л.д. 148об.).
Также судом установлено, что медицинская помощь осужденным в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оказывается филиалом "Медицинской части N 6" ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России в соответствии с приказом Минюста России от 28.12.2018 N 285 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Согласно медицинской документации, истец неоднократно обращался за медицинской помощью, которая по каждому факту оказывалась ему в полном объеме.
Данных об обращении административного истца с жалобами на неоказание либо некачественное оказание ему медицинской помощи суду не представлено, таких обстоятельств судом не установлено (т. 2 л.д. 22, 26).
Согласно данным филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, среди контактных лиц по случаю заболевания новой коронавирусной инфекции "Ковид-19" Ж. не зарегистрирован, в связи с чем оснований для проведения Ж. обследования на "Ковид-19" не имелось (т. 2 л.д. 23).
Согласно справке ФКУ ИК-11 о трудоустройстве Ж., он привлекался к оплачиваемым работам со сдельной системой оплаты труда на должности столяра, пильщика, сборщика пакетов, подсобного рабочего, дневального (т. 2 л.д. 21, 40, 42-45, 58-71).
Указанные виды работ в перечни работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников не входили с 2011 г. по 2020 г., согласно положениям
Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, что свидетельствует об отсутствии необходимости прохождения Ж. медицинского осмотра не только перед трудоустройством, но и периодического в период работы.
Кроме того, за время нахождения Ж. в ФКУ ИК-11 ему неоднократно оказывалась медицинская помощь, а также проводились диспансерные медицинские осмотры.
Из справки главного инженера ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 09.03.2023, а также представленных выборочных копий журналов следует, что в соответствии с журналами ежедневного практического инструктажа, а также повторных инструктажей Ж. инструктировался под роспись по требованиям охраны труда и оказанию первой помощи пострадавшему в соответствии с инструкцией. Кроме этого, на всех производственных участках, где трудоустроены осужденные, вывешена актуальная документация с инструкциями, к которой есть свободный доступ для осужденных (т. 2 л.д. 46-57).
Ж. выдавались средства индивидуальной защиты, что следует из личной карточки учета выдачи СИЗ (т. 2 л.д. 38-39).
Жалоб от административного истца, и актов прокурорского реагирования о нарушении трудовых прав Ж. не поступало, в суд такие доказательства не представлены.
Из справки главного бухгалтера ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области следует, что Ж. получал заработанную плату в период отбывания наказания в учреждении, с которой были произведены отчисления налогов и страховых взносов в установленном законом порядке (т. 3 л.д. 10).
Согласно справке начальника ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области N 302 от 05.09.2022, выданной Ж., исправительным учреждением произведен учет времени работы, зачисляемого в общий трудовой стаж. Суммарное время работы Ж. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области для начисления пенсии составило 02 года 11 месяцев 25 дней (т. 2 л.д. 37).
Как следует из справки начальника отдела безопасности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 05 апреля 2023 года в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области при неблагоприятных погодных условиях проверка наличия осужденных переносится по времени до момента нормализации погодных условий, либо проверка проводится в помещении отрядов (т. 3 л.д. 15).
Согласно справке начальника ОВРсО, осужденный Ж. переводился из отряда в отряд по рапортам сотрудников оперативного отдела, для улучшения оперативной обстановки в отрядах (т. 3 л.д. 12).
Из представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений прокурора следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Также, материалами дела подтверждается, что в период отбывания Ж. наказания в отряде имелся минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная комната, помещение для сушки вещей, камера хранения вещей повседневного пользования).
В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные.
В то же время, при проведении проверок Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях был установлен ряд нарушений, что нашло отражение в вынесенных в адрес ФКУ ИК-11 соответствующих представлениях.
Ж. содержался в отряде [номер] с 28.05.2015 по 31.10.2017, в отряде [номер] с 31.10.2017 по 06.12.2017.
В представлении от 22.06.2015 N 4-2-2015 указывается, что в нарушение требований, установленных
ч. 3 ст. 99,
ч. 3 ст. 110 УИК РФ,
п. 10 приказа Минюста России от 30.12.2005 N 259,
Приложения N 1 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 N 512 осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками; численность осужденных превышает 100 человек; комната воспитательной работы используется не по назначению, а для проживания осужденных (т. 1 л.д. 44-47).
В представлении от 17.06.2016 N 4-2-2016 указывается, что в нарушение требований, установленных
ст. 99,
ч. 3 ст. 101,
ч. 3 ст. 110 УИК РФ,
п. 10 приказа Минюста России от 30.12.2005 N 259,
Приложения N 1 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 N 512, п. п. 34, 35 таблицы 12 приказа Минюста РФ N 130 ДСП от 02.06.2003 осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, напольными чашами (унитазами); комната воспитательной работы используется не по назначению, а для проживания осужденных (т. 1 л.д. 54-60).
В представлении от 27.02.2017 N 4-2-2017 указывается, что в нарушение требований, установленных
ч. 1 ст. 99,
ч. 3 ст. 110 УИК РФ,
п. 10 приказа Минюста России от 30.12.2005 N 259,
Приложения N 1 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 N 512, не соблюдается норма жилой площади, в отряде [номер] на 1 осужденного приходится 1,95 в.м.,; комната воспитательной работы используется не по назначению, а для проживания осужденных.
В нарушение
ст. 101,
ст. 104 УИК РФ в учреждении ненадлежащим образом организован вывоз отходов производства, на площадке для сбора мусора отмечается скопление отходов производства. В результате чего отходы бытового и строительного характера размещаются около зданий промышленной зоны, что недопустимо (т. 1 л.д. 80-84).
В представлении от 15 мая 2017 года N 4-2-2017 указывается, что в нарушение требований, установленных
ч. 1 ст. 99,
ч. 3 ст. 110 УИК РФ,
п. 10 приказа Минюста России от 30.12.2005 N 259, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками; численность осужденных превышает 100 человек; комната воспитательной работы используется не по назначению, а для проживания осужденных; в отряде отсутствует комната отдыха, кухня, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, постирочная, кладовая для спортивного инвентаря, комната для хранения хозинвентаря; в туалете отряда [номер] частично отсутствовали перегородки, обеспечивающие приватность.
В нарушение
ст. 101 УИК РФ,
п. 4.5 СанПиН 2.2.3.1385-03 в учреждении ненадлежащим образом организован вывоз отходов производства, на площадке для сбора мусора отмечается скопление отходов производства. В результате чего отходы бытового и строительного характера размещаются около зданий промышленной зоны, что недопустимо.
В нарушение
ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в учреждении до настоящего времени не принято мер по выполнению предписаний пожарной охраны. В настоящее время не выполненными остаются 8 пунктов. Неисполнение требований
закона о пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью, как осужденных, так и сотрудников учреждения (т. 1 л.д. 96-102).
В период с 06.12.2017 по 07.03.2018 Ж. содержался в отряде [номер].
В представлении от 15.01.2018 N 4-2-2018 указывается, что в нарушение требований, установленных
ч. 1 ст. 99,
ч. 3 ст. 101,
ч. 3 ст. 110 УИК РФ,
п. 10 приказа Минюста России от 30.12.2005 N 259,
Приложения N 1 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 N 512 не соблюдается норма жилой площади, в отряде [номер] на 1 осужденного приходится 1,86 в.м., осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, напольными чашами (унитазами), на 175 осужденных приходится 9 умывальников, 10 унитазов; численность осужденных превышает 100 человек; комната воспитательной работы используется не по назначению, а для проживания осужденных (т. 1 л.д. 116-118).
В период с 23.05.2018 по 07.02.2020 Ж. содержался в отряде [номер].
В представлении от 11.01.2019 N 5-2-2018/3 указывается, что в нарушение требований, установленных
ст. 99 УИК РФ,
Приложения N 1 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 N 512 осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками (т. 1 л.д. 123-128).
В другие периоды нарушений условий содержания не выявлено.
По результатам рассмотрения представлений прокурора в установленные сроки направлены ответы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд достоверно установил факты нарушения условий содержания Ж. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Вопреки требованиям
ч.ч. 2 и
3 ст. 62 КАС РФ и указанных выше руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Ж. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу соответствующей компенсации.
Доводы жалоб административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном устранении допущенных нарушений повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, но не опровергают выводов суда, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании законодательства.
Однако судебная коллегия не может согласиться с размером компенсации - <данные изъяты>, взысканной судом первой инстанции с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ж. за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, при этом исходит из следующего.
Частью 12.1
УИК РФ установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, упреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации.
При этом для целей присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях учитываются не любые несоответствия установленным нормам, в частности,
ст. 99,
ст. 110 УИК РФ, а также
приказа ФСИН России, а только те, которые повлекли реальное нарушение прав заявителя.
Как следует из материалов дела, в период отбывания Ж. наказания в ФКУ ИК-11 (с 25.05.2015 по 05.09.2022) было вынесено 6 (шесть) представлений прокурора (в период с 22.06.2015 по 11.01.2019).
Из них в пяти представлениях было указано на нарушение в виде не обеспечения по установленной норме рукомойниками, в двух представлениях - не обеспечение напольными чашами (унитазами).
На нарушение норм жилой площади было указано в двух представлениях (от 27.02.2017, от 15.01.2018). При этом коллегия полагает, что существенное нарушение было выявлено только при пребывании Ж. в отряде [номер] в период с 06.12.2017 по 07.03.2018 (три месяца), когда норма жилой площади на 1 осужденного составила 1,86 кв. м. Норма жилой площади 1,95 кв. м, указанная как нарушение в представлении прокурора от 27.02.2017, не существенно отличается от установленной нормы (2 м), в связи с чем, не может рассматриваться как нарушение прав административного истца для целей присуждения компенсации за ненадлежащие условия содержания.
На превышение численности отрядов 100 человек указано в трех представлениях прокурора; на не правильное использование комнаты воспитательной работы - для проживания осужденных указано в четырех представлениях. Вместе с тем, материалы дела не содержат фактов, подтверждающих моральные страдания административного истца от нецелевого использования комнаты для воспитательной работы. В связи с чем, данное нарушение не может повлечь правовые последствия в виде взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания.
С учетом степени нравственных и физических страданий административного истца, периодов содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания (с 22.06.2015 по 11.01.2019), подтвержденных представлениями прокуратуры, видов таких нарушений, требований разумности и справедливости, а также тот факт, что исправительное учреждение принимало меры к устранению нарушений условий содержания заключенных, судебная коллегия полагает справедливой и соразмерной компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере <данные изъяты>.
По мнению судебной коллегии, указанный размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, является справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания.
На основании
пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части взысканной суммы за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в остальной части - оставлению без изменения.
Руководствуясь
статьями 309,
310,
311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2023 г. по настоящему делу изменить, снизив размер компенсации до <данные изъяты>
В остальной части решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 22 мая 2024 г.