Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 по делу N 66а-412/2025
Об оставлении без изменения решения Самарского областного суда от 10.12.2024, которым отказано в признании не действующими в части абзаца "СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", Правил благоустройства территории городского округа Сызрань, утвержденных решением Думы г.о. Сызрань от 27.02.2019 N 12.

Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 по делу N 66а-412/2025
Об оставлении без изменения решения Самарского областного суда от 10.12.2024, которым отказано в признании не действующими в части абзаца "СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", Правил благоустройства территории городского округа Сызрань, утвержденных решением Думы г.о. Сызрань от 27.02.2019 N 12.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2025 г. по делу N 66а-412/2025
Судья Родина Т.А.
(номер дела в суде первой инстанции 3а-1929/2024)
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.,
судей Красновой Н.П., Калугина Д.М.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Циклон" о признании не действующим нормативного правового акта в части по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Циклон" на решение Самарского областного суда от 10 декабря 2024 года, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., объяснения представителя Думы городского округа Сызрань С., представителя Администрации городского округа Сызрань Г., представителя ГУ МЧС Т., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы г.о. Сызрань от 27.02.2019 года N 12 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Сызрань.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в издании "Вестник местного самоуправления", N 8(402), 01.03.2019 года.
В последующем в указанное решение Думы вносились изменения решениями Думы г.о. Сызрань от 29.01.2020 года N 5, от 28.10.2020 года N 97, от 30.06.2021 года N 39, от 30.03.2022 года N 24.
25 октября 2023 года решением Думы г.о. Сызрань N 10 внесены изменения в Правила благоустройства территории городского округа Сызрань, утвержденные решением Думы городского округа Сызрань от 27.02.2019 года N 12.
Подпункт 1.1.6 пункта 1.1 Раздела 1 Правил благоустройства дополнен абзацами следующего содержания: Приказ Минстроя России от 30.12.2020 года N 913/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды; СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (пункт 1.1 Решения Думы от 25.10.2023 года N 10).
В пункте 1.6 решения Думы от 25.10.2023 N 10 пункт 2.12.6 пункта 2.12 Раздела 2 Правил благоустройства изложен в следующей редакции: "2.12.6. Не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений при входах в здания и сооружения, в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных), посадочных площадках (за исключением сблокированных с остановочным павильоном, но не более двух объектов), на сетях инженерных коммуникаций, ближе 15 метров от жилых и общественных зданий, сооружений, ближе 10 м от остановочных павильонов, 25 м - от вентиляционных шахт, в зависимости от степени огнестойкости здания и класса конструктивной пожарной опасности на расстоянии менее 10 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов, 5 м - от ствола дерева (за исключением временных торговых площадок бытового обслуживания, общественного питания, нестационарных торговых объектов, занимающихся розничным распространением печатно-газетной продукции), в местах проведения массовых мероприятий (городские площади, площади перед домами культуры), за исключением временных торговых площадок, работающих в период проведения мероприятия, на площадках, предназначенных для парковки автомобильного транспорта, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, 5 м - от наземных и подземных пешеходных переходов, 1,5 м от внешней границы кроны кустарника, на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц на одном уровне, а также на пешеходных переходах при невыполнении условий по треугольнику видимости, в границах пешеходных переходов и подходов к ним, не менее 3 м от края проезжей части".
Решение Думы г.о. Сызрань от 25.10.2023 года N 10 официально опубликовано в Вестнике местного самоуправления г. Сызрани от 27 октября 2023 года N 42 (640).
Общество с ограниченной ответственностью "Циклон" (далее по тексту - ООО "Циклон"), являющееся пользователем земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных торговых объектов, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения, просило признать недействующим абзац "СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" подпункта 1.1.6 пункта 1.1 раздела 1, подпункт 2.12.6 пункта 2.12 раздела 2 в части слов "ближе 15 метров от жилых и общественных зданий сооружений, класса конструктивной пожарной опасности на расстоянии менее 10 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов" Правил благоустройства территории городского округа Сызрань, утвержденных решением Думы г.о. Сызрань от 27.02.2019 N 12 в редакции решения Думы г.о. Сызрань от 25.10.2023 N 10.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое Решение Думы противоречит требованиям Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требованиям к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденному приказом МЧС России от 24.04.2013 года N 288 (ред. от 27.06.2023 года), принято с превышением предоставленных Думе полномочий и с нарушением процедуры принятия. Разработка и принятие нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности. Оспариваемые положения Решения Думы регулируют вопросы пожарной безопасности, не относящиеся к компетенции органа местного самоуправления. Правила благоустройства в редакции оспариваемого Решения незаконно распространяют свое действие на все объекты независимо от времени их проектирования, постройки, начала эксплуатации и на расстояния, указанные в подпункте 2.12.6 Правил, без учета степени огнестойкости и класса функциональной пожарной безопасности вопреки требования пункта 4.15 Свода правил. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта административному истцу предоставлено право пользования местом для размещения НТО, местоположение КН N по адресу: <адрес>.
Решением Самарского областного суда от 10 декабря 2024 года в удовлетворении требований ООО "Циклон" о признании недействующим абзаца "СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" подпункта 1.1.6 пункта 1.1 раздела 1, подпункт 2.12.6 пункта 2.12 раздела 2 в части слов: "ближе 15 метров от жилых и общественных зданий сооружений, класса конструктивной пожарной опасности на расстоянии менее 10 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов" Правил благоустройства территории городского округа Сызрань, утвержденных решением Думы г.о. Сызрань от 27.02.2019 N 12 в редакции решения Думы г.о. Сызрань от 25.10.2023 N 10 отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Циклон" просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы ООО "Циклон" Думой городского округа Сызрань, Администрацией городского округа Сызрань представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Думы г.о. Сызрань С., участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил оставить решение суда первой инстанции - без изменения.
Представители заинтересованных лиц - Администрации г.о. Сызрань Г., ГУ МЧС по Самарской области Т., участвующие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями абзаца 22 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства территории муниципального образования представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 25 части 1 статьи 16, пунктов 2 и 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям представительных органов местного самоуправления отнесено принятие правил благоустройства территории муниципального образования, которые включают требования к проектированию, размещению, содержанию и восстановлению элементов благоустройства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет, что благоустройство территории как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1).
Понятие "элементы благоустройства" включает в себя, декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1).
Как следует из материалов дела, оспариваемое Решение Думы г.о. Сызрань N 10 принято на заседании Думы г.о. Сызрань VIII созыва от 25.10.2023 года единогласно.
Принятию вышеуказанного нормативного правового акта предшествовала подготовка проекта Решения Думы г.о. Сызрань "О внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа Сызрань, утвержденных Решением Думы г.о. Сызрань от 27.02.2019 N 12.
18 июля 2023 года принято постановление Главы городского округа Сызрань N 108 о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила благоустройства, утвержденные Решением г.о. Сызрань от 27.02.2019 года N 12, проведение которых назначено на 18.08.2023 года.
Официальное опубликование проекта Решения Думы и оповещение о назначении публичных слушаний произведено в Вестнике местного самоуправления г. Сызрани от 21.07.2023 года N 28(626).
В протоколе публичных слушаний от 18.08.2023 года и в заключении о результатах публичных слушаний отражено признание состоявшимися публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила благоустройства.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в издании "Волжские вести" 25 августа 2023 года N 63(23347).
В соответствии с пунктом 1 Главы 4 Положения "О порядке подготовки проектов решений Думы городского округа Сызрань", утвержденного Решением Думы г.о. Сызрань от 25.02.2009 года N 28, срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей городского округа об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний составляет по Правилам благоустройства - 35 календарных дней.
В рассматриваемом случае с даты оповещения жителей о проведении публичных слушаний (с 21.07.2023 года) до даты опубликования заключения о результатах публичных слушаний (25.08.2023 года) прошло 35 календарных дней, что свидетельствует о соблюдении сроков, указанных в пункте 1 Главы 4 вышеуказанного Положения.
По результатам рассмотрения проекта Решения Думы г.о. Сызрань "О внесении изменений в Правила благоустройства территории г.о. Сызрань, утвержденные Решением Думы г.о. Сызрань от 27.02.2019 года N 12, отчета о проведении оценки регулирующего воздействия установлено соблюдение процедуры оценки регулирующего воздействия, проект был доработан с учетом заключений прокуратуры г. Сызрань от 11.10.2023 года, от 16.10.2023 года.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке. Оспариваемые положения Правил благоустройства каких-либо запретов и ограничений для субъектов предпринимательской деятельности не содержат, права и законные интересны административного истца не нарушают. Оспариваемые истцом пункты Правил благоустройства не имеют в своем содержании правовой не определенности и признаков несоответствия нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что они основаны на правильном применении норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, 30 мая 2023 года между Комитетом имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань и ООО "Циклон" заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 127-р, согласно которому ООО "Циклон" получило право пользования местом для размещения нестационарного торгового объекта (НТО) на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>. Нестационарный торговый объект является несезонным, павильоном, имеет специализацию: продажа продовольственных и иных непродовольственных товаров.
Согласно акту обследования, выполненному 25 апреля 2024 года специалистами Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г.о. Сызрань, Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань, Думы г.о. Сызрань, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 2052 кв. м по адресу: <адрес> расположены нестационарные торговые объекты ООО "Циклон" на основании договора N 127-р от 30.05.2023 года.
Обследованием установлено, что минимальное расстояние торгового ряда N 1 от жилого дома до <адрес>, составляет 1,5 м, до торгового ряда N 2 - 0,74 м.
Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 утвержден Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - Свод правил).
В соответствии с пунктом 4.15 Свода правил СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м.
Расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных, временных сооружений (построек) не нормируется при применении противопожарных стен в соответствии с пунктом 4.11.
Противопожарные расстояния между указанными некапитальными, временными сооружениями (постройками) не нормируются, если их суммарная площадь застройки (размещения) не превышает 800 м2. Противопожарные расстояния от такой группы до других подобных сооружений (построек) или групп должны составлять не менее 15 м.
В правилах благоустройства г.о. Сызрань в редакции оспариваемого Решения Думы воспроизведены положения обязательных требований, предусмотренных СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2021 года N 14-П изложена правовая позиция, согласно которой, наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих требования к размещению таких элементов благоустройства, как нестационарные торговые объекты, само по себе согласуется с положениями пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", по смыслу которых к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности, создание условий для обеспечения жителей муниципальных, городских округов услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, и не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти и предназначенного для решения именно вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 15-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1808-О-О и др.).
Более того, наделение органов местного самоуправления указанным полномочием соотносится также и с нормой пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации о благоустройстве территории, под которым понимается, в том числе, деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
Как верно отмечено судом первой инстанции, к компетенции органов местного самоуправления относятся полномочия по принятию указанными органами правил благоустройства территории муниципального образования, содержащие требования к размещению элементов благоустройства, в том числе нестационарных торговых объектов.
Утверждаемые муниципальным правовым актом правила благоустройства территории муниципального образования могут как воспроизводить обязательные требования, предусмотренные в нормативных правовых актах, принятых уполномоченными федеральными органами государственной власти (строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные), так и предусматривать дополнительные требования при условии, что таковые, во-первых, непосредственно направлены на решение вопросов благоустройства территории, и во-вторых, не представляют собой ограничения (запреты) на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
Исходя из изложенной правовой позиции, судом обоснованно указано, что в правилах благоустройства г.о. Сызрань не установлены запреты и ограничения сверх предусмотренных обязательными требованиями Свода правил.
Минимальное расстояние до нестационарного торгового объекта 15 метров от жилых и общественных зданий сооружений, 10 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов, установленное представительным органом местного самоуправления, отвечает требованиям градостроительных регламентов, строительных, противопожарных и иных правил, нормативов.
Оспариваемый нормативный правовой акт не является произвольным и необоснованным, не содержит неопределенности, не является несоразмерным, не препятствует ведению торговой деятельности, не создает несправедливого преимущества отдельным категориям предпринимателей, так как распространяется на все нестационарные торговые объекты, а административный истец не лишен права осуществлять законную предпринимательскую деятельность.
Оспариваемая норма не носит произвольного характера, а основана на Своде правил СП 4.13130.2013, утвержденных приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288.
Руководствуясь при принятии нормативного правового акта наряду с другими нормативными правовыми актами Сводом правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", Дума г.о. Сызрани не нарушила действующее законодательство, а также права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными.
Установленный оспариваемой нормой запрет на размещение нестационарных объектов на расстоянии до нестационарного торгового объекта 15 метров от жилых и общественных зданий сооружений, 10 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Данная норма отвечает требованиям соразмерности и разумности проводимых мер по благоустройству, поскольку учитывают архитектурно-планировочную организацию территории города, инженерно-технические требования, требования в области пожарной безопасности, безопасности зданий и сооружений, исключает хаотичное расположение нестационарных торговых объектов, негативно влияющего на улучшение санитарного, эстетического состояния, внешнего облика муниципального образования, и не предполагают ограничение свободы предпринимательской деятельности в сфере торговли.
Установив соответствие оспариваемого Решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие в нем признаков неопределенности и нарушений прав и законных интересов административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения Решения Думы регулируют вопросы пожарной безопасности, не относящиеся к компетенции органа местного самоуправления, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку Правила благоустройства регулируют вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 10 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Циклон" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 марта 2025 года.