Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2025 по делу N 16-3188/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2025 по делу N 16-3188/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2025 г. по делу N 16-3188/2025
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу защитника Карамышевой М.Ю. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора районов Аэропорт, Беговой, Савеловский, Х. и Сокол г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве N 106 от 20 декабря 2023 года, решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 30 мая 2024 года, решение судьи Московского городского суда от 11 ноября 2024 года, вынесенные в отношении ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора районов Аэропорт, Беговой, Савеловский, Х. и Сокол г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве N 106 от 20 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 30 мая 2024 года, решением судьи Московского городского суда от 11 ноября 2024 года, ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Защитник Карамышева М.Ю. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене вышеуказанных актов и прекращении производства по делу.
Савеловская межрайонная прокуратура г. Москвы, извещенная в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Как следует из представленных материалов, основанием для привлечения ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в судебных актах обстоятельства о том, что 8 сентября 2023 года ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" на объекте защиты по адресу: <адрес>, нарушило требования пожарной безопасности, а именно:
В нарушение требований
пункта 37 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" светильники аварийного освещения не отличаются от светильников рабочего освещения знаками или окраской.
В нарушение требований
пп. "б" п. 27 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" при эксплуатации эвакуационных путей и эвакуационных выходов допускается размещение мебели и различных горючих материалов (1 подъезд, 4, 10 этажи приквартирный холл).
В нарушение требований
ст. 4,
ст. 6,
ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на объекте защиты помещения различного класса функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости, с соответствующим заполнением проемов (электрощитовая, складские помещения).
В нарушение требований
п. 12 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (подсобное помещение).
В нарушение требований п. 10 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") на объекте в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.
В нарушение требований
ст. 1,
ст. 3,
ст. 4,
ст. 6,
ч. 6 ст. 134,
табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на путях эвакуации для отделки стен и потолков, допущено использование материалов, имеющих более высокий показатель пожарной опасности, чем Г2, В2, ДЗ, Т2 (отделка стен пластиком, деревом в 1-м подъезде на 3-м этаже).
В нарушение требования
п. 54 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных средств или их замены в установленном порядке, которые используются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), отсутствует информация изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации (система внутреннего противопожарного водоснабжения, автоматическая установка пожаротушения, система противодымной защиты).
В нарушение требования
п. 43 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта.
В нарушение требования
п. 17(1) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" не обеспечивается ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В нарушение требования
п. 9 приказа МЧС России от 18 ноября 2021 г. N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию Указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" противопожарные инструктажи не проводятся по программам, разработанным лицами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Порядка, и утвержденным руководителем организации или лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации.
В нарушение требования пп. "б" п. 16 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" допускается использование технических помещений для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
В нарушение требования п. 48 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" отсутствуют указатели, обозначающие направление движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В нарушение требования
ст. 1;
ст. 3;
ст. 4;
ст. 5;
ч. ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 61 Федерального закона от 22.07.2008 N 123ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.1 СП 31108-2002;
Пункт 54 "Правила противопожарного режима в РФ" утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 противопожарное оборудование мусоропровода не обеспечивает автоматическое пожаротушение в стволе и мусоросборной камере (система автоматического пожаротушения находится в неисправном состоянии).
В нарушение требования
ст. 1;
ст. 3;
ст. 4;
ст. 5;
ч. ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 4.2.24 СП 1.13130.2020 двери не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах (1-й подъезд, этажи 12, 11, 9, 6, 5, 4, 3, 2).
В нарушение требования
ч. 4 ст. 4,
ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 5.8. СНиП 21-02-99;
п. 5.1.16 СП 113.13330.2016;
п. 6.1.3 СП 506.1311500.2021;
п. 2(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479) сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения допускается без устройства тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре (в паркинге устроено помещение для шиномонтажа и хранения автомобильных колес).
В нарушение требования
ч. 4 ст. 4,
ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
6.1.5 СП 506.1311500.2021;
п. 2(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 размещение помещений или групп помещений для сервисного обслуживания автомобилей (за исключением помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей), а также помещений, отнесенных к категориям А и Б по взрывопожарной опасности, в подземных (подвальных) и цокольных этажах зданий стоянок автомобилей не допускается (в паркинге размещены группы помещений (мойка для автомобилей, помещение для обслуживания автомобилей, помещение для хранения автомобильных колес, помещение для приема пищи персонала шиномонтажа и мойки автомобилей) в одном месте.
В нарушение требования
ч. 4 ст. 4,
ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
6.2.3 СП 506.1311500.2021;
п. 2(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 помещения мойки должны размещаться не ниже первого подземного этажа и отделяться от помещений хранения автомобилей противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа. Обслуживание газобаллонных автомобилей в указанных помещениях мойки не допускается.
В нарушение требования п. 13 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" при эксплуатации объекта защиты руководитель организации не обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости инженерного оборудования, не осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ (короба дымоудаления в венткамере и технических помещениях).
В нарушение требования п. 54 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации не организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (система внутреннего противопожарного водопровода в жилой части).
B нарушение требования п. 54 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты.
В нарушение требования
ст. 1;
ст. 3;
ст. 4;
ст. 5;
ч. ч. 1,
3 ст. 6;
ст. 83 ФЗ-123,
п. 4.1,
СП 486.1311500.2020,
п. 2 (1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализацией (технические помещения первого этажа). Также в нарушение требования
ст. 1,
ст. 3,
ст. 4,
ст. 6 ФЗ-123,
п. 6.10.14 СП 485.1311500.2020
Правил системы противопожарной защиты. Утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.08.2020 N° 628 насосная станция пожаротушения не оборудована телефонной связью (или другим видом оперативной связи) с помещением пожарного поста.
В нарушение требования
п. 51 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 помещение насосной станции не оборудованы схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей.
В нарушение требования
п. 31 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 ковры, ковровые дорожки, на путях эвакуации поверх покрытий полов и в эвакуационных проходах не надежно крепиться к полу.
В нарушение требования
ст. 1;
ст. 3;
ст. 4;
ст. 5;
ч. ч. 1,
3 ст. 6;
ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
п. 4.12 СП 486.1311500.2020 извещатель пожарный ручной установлены на стенах и конструкциях на высоте менее (1,5 0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (фактически 1,3 м).
В нарушение требования
п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 руководитель не организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Факт правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" в его совершении подтверждаются исследованными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований
статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для: соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Кодексе РФ об административных правонарушениях статья 20.4.28 отсутствует, имеется в виду часть 1 статьи 20.4. | |
При рассмотрении дела и жалобы должностное лицо и судебные инстанции правильно применили нормы
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе об отсутствии события и состава вмененного ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" административного правонарушения, о проведении проверки с нарушением закона, о недопустимости собранных доказательств, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и получили соответствующую правовую оценку в судебных актах.
Несогласие заявителя с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с положениями
статей 3.1,
3.5,
4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора районов Аэропорт, Беговой, Савеловский, Х. и Сокол г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве N 106 от 20 декабря 2023 года, решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 30 мая 2024 года, решение судьи Московского городского суда от 11 ноября 2024 года, вынесенные в отношении ТСЖ "ХОДЫНСКИЙ 17" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Карамышевой М.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции
М.А.ЗЮЛИН