Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.05.2025 N 16-2387/2025 (УИД 38RS0017-01-2024-001106-05)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.05.2025 N 16-2387/2025 (УИД 38RS0017-01-2024-001106-05)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2025 г. N 16-2387/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу главы Алзамайского муниципального образования Л. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Нижнеудинского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнеудинскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области от 14 мая 2024 г.,
решение судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 июля 2024 г. и
решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2024 г., вынесенные в отношении администрации Алзамайского муниципального образования по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Нижнеудинского района по пожарному надзору от 14 мая 2024 г., оставленным без изменения
решением судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 июля 2024 г. и
решением судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2024 г., администрация Алзамайского муниципального образования признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвернута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава Алзамайского муниципального образования Л. просит отменить указанные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно
статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный
закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
пунктам 10,
24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В
статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.
Территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (
пункт 3.1 части 1 статьи 11 Закона N 131-ФЗ).
В
статье 37 Закона N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу
части первой статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, и органы местного самоуправления.
В соответствии с требованиями
статьи 21 Закона N 69-ФЗ меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 1 апреля 2024 г. в период с 09 часов 00 минут 8 апреля 2024 г. по 16 часов 00 минут 18 апреля 2024 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Алзамайского муниципального образования с целю реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности.
В ходе проверки в 16 часов 18 апреля 2024 г. в администрации Алзамайского муниципального образования, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479), Федеральным
Законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, а именно: не обеспечение обновления минерализованной полосы вокруг населенного пункта, чем нарушены требование
пункта 70 Правил и
статьи 21 Закона N 69-ФЗ; на въезде со стороны федеральной трассы Р-255 в г. Алзамай в лесном массиве в районе пер. Сосновый в границах населенного пункта и на выезде из г. Алзамай по дороге, ведущей в п. Костино за ул. Некрасова и р. Топорок в лесном массиве в границах населенного пункта допущены свалки городских отходов (мусора), чем нарушены требование
пункта 68 и
пункта 69 Правил.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 14 мая 2024 г. заместителем главного государственного инспектора Нижнеудинского района по пожарному надзору постановления о привлечении администрации Алзамайского муниципального образования к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными по делу доказательствами, которым должностным лицом и судьями была дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности для установления обстоятельств указанных в
статье 26.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями
статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно положениям
статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 указанного Кодекса.
Деяние администрации Алзамайского муниципального образования должностным лицом и судьями двух судебных инстанций правильно квалифицировано по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного
Кодекса и законодательством о пожарной безопасности.
Доводы жалобы главы Алзамайского муниципального образования Л., поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в его жалобе на рассматриваемое постановление должностного лица, являлись предметом проверки судей двух судебных инстанций, обоснованно отвергнуты ими по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, которые базируются на совокупности оцененных судами доказательств.
Несогласие главы Алзамайского муниципального образования с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных указанными судьями обстоятельств, правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в жалобе главы Алзамайского муниципального образования Л. не содержится.
Вопреки доводам жалобы орган местного самоуправления является субъектом вмененного правонарушения, поскольку в силу
статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, к числу которых относятся не только руководители, но и юридические лица, в том числе органы местного самоуправления.
Доводы жалобы об отсутствии вины органа местного самоуправления опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, так как у лица, привлекаемого к административной ответственности, имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого администрации Алзамайского муниципального образования деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании
статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные
статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со
статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Порядок привлечения администрации Алзамайского муниципального образования к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении администрации Алзамайского муниципального образования к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Право администрации Алзамайского муниципального образования на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Административное наказание администрации Алзамайского муниципального образования назначено в соответствии с требованиями
статей 3.1,
3.8,
4.1,
4.2 и
4.3 КоАП РФ в минимальном размере, установленном для юридических лиц санкцией
части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Апелляционные жалобы главы Алзамайского муниципального образования на названный акт должностного лица рассмотрены судьями городского и областного судов в порядке, установленном
статьей 30.6 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену принятых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты являются законными и обоснованными.
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Нижнеудинского района по пожарному надзору от 14 мая 2024 г.,
решение судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 июля 2024 г.,
решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2024 г., вынесенные в отношении администрации Алзамайского муниципального образования по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы Алзамайского муниципального образования Л. - без удовлетворения.
Судья
А.А.ГАЛЛИНГЕР