Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2025 N 16-2988/2025 (УИД 42RS0020-01-2025-000058-93)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа, на законных основаниях осуществляющего государственный контроль.
Решение: Производство прекращено.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2025 N 16-2988/2025 (УИД 42RS0020-01-2025-000058-93)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа, на законных основаниях осуществляющего государственный контроль.
Решение: Производство прекращено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2025 г. N 16-2988/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А.,
рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Осинниковского городского округа и Калтанского городского округа по пожарному надзору С. на вступившее в законную силу
решение судьи Кемеровского областного суда от 24 марта 2025 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Осинниковская",
установил:
постановлением судьи Осинниковского городского суда Кемеровской области от 12 февраля 2025 г., оставленным без изменения
решением судьи Кемеровского областного суда от 24 марта 2025 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО "Шахта "Осинниковская" прекращено на основании
п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа С. просит вступившее в законную силу решение судьи областного суда отменить, приводя доводы о его незаконности, дело возвратить на новое рассмотрение.
ООО "Шахта "Осинниковская" в соответствии с
ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ по доводам жалобы представило возражения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В соответствии с
ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 12 или
13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу
ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на организации и их руководителей возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также по выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Как следует из материалов дела, в период с 10-00 часов 4 апреля 2024 г. по 15-00 часов 15 апреля 2024 г. заместителем главного госинспектора Осинниковского и Калтанского городских округов по пожарному надзору С. проведена внеплановая выездная проверка по контролю за исполнением предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в помещениях, зданиях, сооружениях и территории ООО "Шахта "Осинниковская" по адресу: ул. Шахтовая, 3, г. Осинники, Кемеровская область, по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в предписании N от 15 апреля 2024 г. со сроком исполнения - 1 декабря 2024 г.
16 декабря 2024 г. в адрес ОНДПР Осинниковского городского округа и Калтанского городского округа УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу от ООО "Шахта "Осинниковская" поступила информация о выполнении пунктов предписания от 15 апреля 2024 г. из которой следует, что не устраненные в полном объеме п. 1, 2, 3 предписания включены в исковое заявление прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ООО "Шахта "Осинниковская" о понуждении к совершению действий.
По результатам рассмотрения информации установлено, что 1 декабря 2024 г. ООО "Шахта "Осинниковская" по адресу: ул. Шахтовая, 3, г. Осинники, Кемеровская область нарушило требования пожарной безопасности, а именно: в здании АБК отсутствует эвакуационное освещение; удаленная промплощадка вентиляционного ствола "Черная Тайжина", в здании подъемной машины не организовано техническое обслуживание пожарных извещателей; здание клетьевого ствола надшахтного копра - отсутствует эвакуационное освещение на путях эвакуации, чем не выполнены п. 1, 2, 3 предписания от 15 апреля 2024 г., срок исполнения которого истек 1 декабря 2024 г., с учетом постановления N 5-15/2024 от 13 мая 2024 г. - повторно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО "Шахта "Осинниковская".
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда пришел к выводу о том, что должностным лицом был нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, допущено грубое нарушение процедуры проведения проверки, и, следовательно протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований на основании доказательств, полученных с нарушением закона.
С указанными выводами судьи городского суда согласился судья областного суда.
Не согласиться с выводами судей нижестоящих судебных инстанций, изложенными в указанных судебных актах, оснований не имеется.
В настоящей жалобе должностное лицо зам. главного государственного инспектора Осинниковского городского округа и Калтанского городского округа по пожарному надзору С. просит решение отменить, мотивируя тем, что привлечение контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания допускается без проведения контрольных (надзорных) мероприятий при наличии достаточных сведений, позволяющих сделать вывод о таком неисполнении.
Вместе с тем, доводы жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных актов не являются.
Вопреки доводам жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены без существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, и с выводами, изложенными в соответствующих судебных актах, следует согласиться.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (
ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений
ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно
ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных
пунктами 1 -
3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных
частями 3.2 -
3.5 ст. 28.1 и
ст. 28.6 КоАП РФ.
Согласно
примечанию к ст. 28.1 КоАП РФ, положения
частей 3.1 и
3.2 указанной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным
законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным
законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, положения
части 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, как верно отмечено судьей областного суда, устанавливает правило о предварительном проведении контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, проверки, перед возбуждением дела об административном правонарушении, если поводами к возбуждению дела являются перечисленные в
пунктах 1 -
3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ основания (с учетом
примечания к указанной статье).
Пункты 1 -
3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ содержат список поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются.
При наличии специальных поводов возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных
КоАП РФ в отношении отдельных составов правонарушений, либо при выявлении административных правонарушений, не предполагающих оценку соблюдения обязательных требований в рамках осуществления государственного контроля (надзора), в порядке, указанном в
примечании к ст. 28.1 КоАП РФ, положения
ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ неприменимы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлены ограничения в отношении проведения контрольных мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом. Так внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры по исключительным основаниям, в том числе, по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г., за исключением случая, предусмотренного абз. 12 подп. "б" настоящего пункта (абзац введен
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2023 г. N 372; в ред.
Постановления Правительства РФ от 23 мая 2024 г. N 637).
Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилась информация, содержащаяся в ответе ООО "Шахта "Осинниковская" от 13 декабря 2024 г. на запрос начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Осинники и г. Калтан Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу ФИО12 (исполнитель С.) от 2 декабря 2024 г. о предоставлении информации о выполнении пунктов предписания от 15 апреля 2024 г.
Указанный ответ ООО "Шахта "Осинниковская" не содержал данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и не являлся сообщением, заявлением юридического лица о совершенном административном правонарушении. В нем содержалось уведомление административного органа о том, что в производстве Осинниковского городского суда находится гражданское дело по иску межрайонного прокурора к ООО "Шахта "Осинниковская" о понуждении к совершению действий.
Правильно установив фактические и юридически значимые обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам
ст. 26.11 КоАП РФ, судьи городского и областного судов пришли к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований закона, поскольку основан на доказательствах, полученных с нарушением требований законодательства к проведению государственного контроля (надзора).
Таким образом, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ООО "Шахта "Осинниковская" состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь
ст. ст. 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление судьи Осинниковского городского суда Кемеровской области от 12 февраля 2025 г. и
решение судьи Кемеровского областного суда от 24 марта 2025 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Осинниковская", оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Осинниковского городского округа и Калтанского городского округа по пожарному надзору С. - без удовлетворения.
Судья
А.А.ГАЛЛИНГЕР