Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2025 N 16-3132/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-006187-65)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2025 N 16-3132/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-006187-65)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2025 г. N 16-3132/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника Зуйченко А.М., действующего на основании доверенности в интересах ПАО "Россети Сибирь" на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 5 июля 2024 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 5 марта 2025 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Россети Сибирь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 5 июля 2024 г. N 570/29-2024 публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере одного миллиона рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2024 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная защитником Зуйченко А.М. жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 5 марта 2025 г. постановление должностного лица от 5 июля 2024 г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2024 г. изменены, исключены указания на допущение ПАО "Россети Сибирь" неочистки просеки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, вырубленных деревьев и кустарников, порубочных остатков, отходов производства и потребления в нарушение пункта 45 Правил пожарной безопасности в лесах. В остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Зуйченко А.М., действующий в интересах ПАО "Россети Сибирь", полагает вынесенные по делу акты незаконными, просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей.
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, в том числе организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 45 указанных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
Основанием привлечения ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности по настоящему делу послужили содержащиеся в материалах данные о допущении Обществом в нарушение пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2020 г. N 1614, неотделения до начала пожароопасного сезона и в последующем после введения особого противопожарного режима минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером территории просеки находящейся в собственности ПАО "Россети Сибирь" линии электропередачи ЛЭП 110 кВ С-366 отпайка от ЛЭП ПС Шушенская опорная - ПС Ермаковская на ПС Каратузская с кадастровым номером N в месте прилегания ее к лесному участку в квартале 14 выдел 17 Степного участкового лесничества совхоз "Каратузский" Каратузского лесничества между опорами 246 и 247, неочистки этой территории в указанном месте прилегания на полосе шириной не менее 10 метров от леса от сухой травянистой растительности до начала пожароопасного сезона, что при возникшем вследствие имевшего место в пролете опор 246 и 247 указанной ЛЭП 11 мая 2024 г. в 4 часа 30 минут замыкания с последующим обрывом электрического кабеля возгорании сухой травянистой растительности на территории просеки между указанными опорами привело к переходу огня с этой территории на указанный лесной участок и возникновение на последнем лесного пожара, обнаруженного в тот же день в 8 часов 30 минут.
В соответствии с разъяснением, приведенным в абзаце пятом пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренного статьей 261 УК РФ, и подлежит квалификации по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ (при условии, что совершенные действия (бездействие) не повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждены собранными доказательствами, указанными в обжалуемых актах, им дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Деяние ПАО "Россети Сибирь" квалифицировано по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области пожарной безопасности.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности вины ПАО "Россети Сибирь" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и соблюдении порядка привлечения к административной ответственности.
Юридические лица, эксплуатирующие воздушные линии электропередачи, обязанные содержать в безлесном состоянии просеки вдоль и по периметру таких линий в границах охранных зон при прохождении их через расположенные в границах лесничеств земельные участки, в местах прилегания территорий охранных зон к лесу на таких участках должны в соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах обеспечивать очистку таких территорий от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Вопреки доводам жалобы, представленными в дело доказательствами, данными публичной кадастровой карты подтверждается нахождение бетонной опоры 246 ЛЭП С-677 не на относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для выпаса сельскохозяйственных животных земельном участке с кадастровым номером 24:19:1701002:1267, а на расположенном непосредственно под опорой и очевидно предназначенном для ее эксплуатации земельном участке с кадастровым номером 24:19:1701002:601 площадью 5 кв. м, при этом зафиксированные на видеозаписях места обнаружения лежащего на земле электрического кабеля ЛЭП в пролете между указанной и ближайшей к ней металлической опорой, равно как и место обнаружения обрыва кабеля согласно акту осмотра лесного участка, расположены на относящемся к категории земель лесного фонда Каратузское лесничество, Степное участковое лесничество, совхоз "Каратузский" в том числе квартал 14 земельном участке с кадастровым номером 24:19:0000000:3192.
Изложенное свидетельствует о прохождении находящейся в собственности ПАО "Россети Сибирь" ЛЭП С-366 и ее охранной зоны через территорию указанного лесного участка, что предполагает возникновение у ПАО "Россети Сибирь" обязанности в соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах обеспечивать очистку определяемой в соответствии с упомянутыми Требованиями к границам установления охранных зон территории просеки в месте прохождения ЛЭП через лесной участок в том числе от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Вопреки доводам жалобы, ПАО "Россети Сибирь" обоснованно привлечено к административной ответственности как лицо, использующее леса для эксплуатации линейного объекта без предоставления лесного участка, без установления сервитута, публичного сервитута для содержания в безлесном состоянии просеки вдоль и по периметру ЛЭП в границах ее охранной зоны, не выполнившее в нарушение пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах обязанность по очистке территории просеки.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии события и состава административного правонарушении, об отсутствии установленной причины возникновения пожара, очага пожара, необоснованном отказе в проведении пожаро-технической экспертизы, о недопустимости представленных доказательств, акта патрулирования, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу по правилам ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в минимальном размере.
Материалы дела не подтверждают наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, поэтому оснований для применения положений ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.
Жалобы на постановление рассмотрены районным и краевым судами с соблюдением требований ст. ст. 30.6. 30.9 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 5 июля 2024 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 5 марта 2025 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Россети Сибирь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Зуйченко А.М., действующего в интересах ПАО "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Судья
А.А.ГАЛЛИНГЕР