Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2025 N 08АП-3959/2025 по делу N А46-2760/2025
Требование: О привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2025 N 08АП-3959/2025 по делу N А46-2760/2025
Требование: О привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2025 г. N 08АП-3959/2025
Дело N А46-2760/2025
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3959/2025) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на
решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2025 по делу N А46-2760/2025 (судья Солодкевич И.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Интернациональная, д. 41) к обществу с ограниченной ответственностью "ОПС-Сервис" (ОГРН 1145543003671, ИНН 5503247814, адрес: 644024, Омская область, г. Омск, ул. Пушкина, д. 39, офис 7) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее также - заявитель, административный орган, Управление, ГУ МЧС России по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ОПС-Сервис" (далее также - Общество, ООО "ОПС-Сервис", заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам
статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.04.2025 по делу N А46-2760/2025, резолютивная часть которого объявлена 15.04.2025, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Возражая против принятого по делу решения, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Управление приводит доводы о допущенных Обществом нарушениях
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
части 7 статьи 82,
части 3 статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
пунктов 5.4,
5.11,
5.17,
5.19,
6.3,
6.3.4,
6.6.9,
6.6.36 СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 484.1311500.2020);
пункту 3.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности (далее - СП 3.13130.2009),
пункту 5.17 СП 484.1311500.2020.
23.05.2025 ООО "ОПС-Сервис" представило возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии с
частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в
пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными
статьей 335.1 ГПК РФ,
статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила
частей первой и
второй статьи 232.4 ГПК РФ,
абзаца первого части 1,
части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ОПС-Сервис" осуществляет лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии от 08.05.2015 N 55-Б/00100.
22.05.2024 между ООО "ОПС-Сервис" (исполнитель) и ООО "Долголетие" (заказчик) был заключен договор N 897 (далее - договор), согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по поставке и монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей (АПС и СОУЭ) на объекте заказчика - пансионат ООО "Здравница Алтая", расположенный по адресу: г. Омск, ул. Суровцева, д. 28 в Кировском административном округе города Омска согласно локально-сметному расчету N 1, выполненному ООО "ОПС-Сервис" (приложение N 1 к договору), на основании рабочей документации N 1738-СПС, выполненной ИП Ударцевым Д.Е. в апреле 2024 года.
После выполнения работ исполнитель представляет заказчику акт выполненных работ или передаточный документ. В течение трех рабочих дней заказчик передает исполнителю подписанный акт (либо передаточный документ) или мотивированный отказ (пункты 4.1, 4.2 договора).
Гарантия на оборудование и выполненные работы составляет один год с момента подписания акты выполненных работ (пункт 7.1 договора).
Техническое обслуживание может осуществляться исполнителем по отдельному договору (пункт 7.2 договора).
09.07.2024 между ООО "ОПС-Сервис" и ООО "Долголетие" подписан акт о приемке технических средств в эксплуатацию, согласно которому технические средства сигнализации, прошедшие комплексное опробование, включая пусконаладочные работы, считаются принятыми в эксплуатацию с 09.07.2024.
В соответствии с актом освидетельствования скрытых работ от 09.07.2024, подписанного сторонами договора, работы выполнены в соответствии с проектом, стандартами, нормами и отвечают требованиям приемки; скрытые работы не производились.
В связи с наступлением срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в области пожарной безопасности ГУ МЧС России по Омской области на 2025 год начальником территориального отдела надзорной деятельности профилактической работы по Кировскому административному округу города Омска управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области (главным государственным инспектором Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору) принято решение о проведении планового рейдового осмотра от 09.01.2025 N 2501/000-55/2-П/РРО.
Согласно пункту 6 решения от 09.01.2025 N 2501/000-55/2-П/РРО рейдовый осмотр проводится в отношении здания по адресу: г. Омск, ул. Суровцева, д. 28, в пункте 8 решения указано, что контролируемые лица - Волошина Т.А., ООО "Долголетие".
Согласно пункту 12 решения от 09.01.2025 N 2501/000-55/2-П/РРО рейдовый осмотр проводится в период с 20.01.2025 по 31.01.2025.
По итогам рейдового осмотра составлен акт от 31.01.2025 N 2501/000-55/2-П/АРО, согласно которому выявлены, в частности, следующие нарушения:
2. При единичной неисправности линии связи (короткое замыкание) произошел отказ как ручного формирования сигнала управления (ручные пожарные извещатели), так и автоматического (автоматические дымовые пожарные извещатели) (фактически при имитации короткого замыкания произошел отказ в работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации) (нарушение
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ,
пунктов 5.4,
6.3.4 СП 484.1311500.2020);
3. В здании часть дымовых пожарных извещателей установлено на стенах, при этом возможность установки данных пожарных извещателей на перекрытиях здания имеется (предусмотрено
частью 4 статьи 4,
частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ,
пунктом 6.6.9 СП 484.1311500.2020);
6. При прокладке линии связи за подвесными потолками не применяются опуски к извещателям пожарным автоматическим, установленным на подвесном потолке (
часть 4 статьи 4,
часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ,
пункт 5.19 СП 484.1311500.2020);
7. Не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости (
часть 7 статьи 82 Закона N 123-ФЗ);
К акту рейдового осмотра от 31.01.2025 приложен протокол инструментального обследования системы пожарной сигнализации от 31.01.2025 б/н, а также протокол инструментального обследования системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от 31.01.2025 б/н.
В акте рейдового осмотра от 31.01.2025 N 2501/000-55/2-П/АРО отражено, что при проведении рейдового осмотра был представлен и рассмотрен, в том числе договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации с ООО "Авангард" (подпункт 9 пункта 10).
18.02.2025 в присутствии представителя Общества государственным инспектором Кировского административного округа города Омска по пожарному надзору Сидоренко М.Н. в отношении ООО "ОПС-Сервис" составлен протокол N 9 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями
статьи 23.1 КоАП РФ, на основании
статьи 28.8 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлениями о привлечении ООО "ОПС-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
25.04.2025 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что Управлением не доказан факт наличия вменяемых ООО "ОПС-Сервис" нарушений.
В апелляционной жалобе Управление оспаривает выводы суда, ссылается на то, что факты нарушений подтверждаются актом рейдового осмотра от 31.01.2025 N 2501/000-55/2-П/АРО, протоколом инструментального обследования от 23.01.2025 N 1-7-4.1-2025 ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области, настаивает на привлечении ООО "ОПС-Сервис" к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы Управления, принимая во внимание обстоятельства истечение срока давности привлечения ООО "ОПС-Сервис" к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы.
В соответствии с
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения такого административного правонарушения.
С учетом правовой позиции, изложенной в
постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, срок давности по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет три месяца.
Протокол N 9 об административном правонарушении в отношении ООО "ОПС-Сервис" по признакам совершения правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ составлен 18.02.2025.
Соответственно, срок давности привлечения ООО "ОПС-Сервис" к административной ответственности, предусмотренный
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 18.05.2025.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, в силу
пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении или отказу в привлечении к административной ответственности вне зависимости от наличия либо отсутствия в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах привлечение Общества к административной ответственности за пределами предусмотренного
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности, с учетом положений
пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является недопустимым.
В соответствии со
статьями 4.5 и
пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе, о наличии либо отсутствии отсутствия вины Общества, обсуждаться не может.
Истечение срока давности является основанием к отказу в привлечении к административной ответственности.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу
статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Распределения судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в порядке
статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не осуществляется, в силу освобождения Управления от уплаты таковой.
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2025 по делу N А46-2760/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным
главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных
частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно
статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья
Н.А.ШИНДЛЕР