Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2025 N 16-911/2025 (УИД 10RS0018-01-2023-000560-43)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2025 N 16-911/2025 (УИД 10RS0018-01-2023-000560-43)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2025 г. N 16-911/2025
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "<данные изъяты>" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия от 28.09.2023, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.03.2024, решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 05.06.2024, состоявшиеся в отношении акционерного общества "<данные изъяты>" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия от 28.09.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 31.01.2023), оставленным без изменения решением судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 13.12.2023, акционерное общество "<данные изъяты>" (далее - АО "<данные изъяты>") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 15.12.2024 решение судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 13.12.2023 отменено, дело направлено на рассмотрение в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.03.2024, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 05.06.2024, постановление и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия от 28.09.2023 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "<данные изъяты>" ФИО2 выражает несогласие с постановлением и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия от 28.09.2023, решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.03.2024, решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 05.06.2024, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 10 Правил установлено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Из материалов дела следует, что 10.07.2023 в период времени с 08 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин. в кварталах <адрес> Райконкосского участкового лесничества Райконкосского лесничества по лесоустройству Суоярвского района Республики Карелия в ходе проведения мероприятий по лесной охране (патрулированию) в лесах на основании задания на осуществление патрулирования N 504 от 29.06.2023 должностными лицами выявлены нарушения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима:
к выделам 25, 27 квартала 206 примыкает часть земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в литере "в", с кадастровым номером N; к выделу 35 квартала 207 примыкает часть земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в литере "в", с кадастровым номером N; к выделам 28, 32, 46 квартала 207 примыкает часть земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в литере "в", с кадастровым номером N; к выделам 23, 29, 31, 32, 34, 36 квартала 208 примыкает часть земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в литере "в", с кадастровым номером N; к выделам 32, 28, 37, 44, 46 квартала 209 примыкает часть земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в литере "в", с кадастровым номером N; к выделу 2 квартала 229 примыкает часть земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в литере "в", с кадастровым номером N; к выделам 1, 7, 8 квартала 230 примыкает часть земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в литере "в", с кадастровым номером N; поименованные земельные участки не используются, заросли древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, расчистка от горючих материалов не производится, минерализованная полоса на границе с лесным фондом отсутствует.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "<данные изъяты>" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения АО <данные изъяты>" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что АО "<данные изъяты>" является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, подлежат отклонению как необоснованные.
В силу статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункт 2).
В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (статья 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные в Суоярвском районе Республики Карелия переданы в доверительное управление АО "<данные изъяты>" сроком 23.12.2008 по 16.01.2024 на основании договора, прошедшем государственную регистрацию (18.11.2006 N), на обществе согласно Правил доверительного управления лежит обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности на данных земельных участках.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, АО "<данные изъяты>" имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в деянии АО "<данные изъяты>" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы описки, допущенные в описательно-мотивировочной части постановления и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия от 28.09.2023 (однократное неверное указание части 1 статьи 8.32 вместо части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, неверно указан вид административного наказания, назначенного ранее), устранены определением от 31.10.2023 в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существо означенного постановления не меняют, его законность и обоснованность под сомнение не ставят.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения АО "<данные изъяты>" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО "<данные изъяты>" в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административный штраф уплачен 31.07.2024).
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Республики Карелия от 28.09.2023, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.03.2024, решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 05.06.2024, состоявшиеся в отношении акционерного общества "<данные изъяты>" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "<данные изъяты>" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции
Е.Г.МАЛЬЦЕВА