Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2025 N 16-1886/2025 (УИД 39RS0006-01-2024-000390-92)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2025 N 16-1886/2025 (УИД 39RS0006-01-2024-000390-92)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2025 г. N 16-1886/2025
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" ФИО3 на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Балтийского и Светловского городских округов по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области от 16.05.2024, решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 18.07.2024, решение судьи Калининградского областного суда от 06.11.2024, представление от 16.05.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (далее - администрация Балтийского городского округа, администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Балтийского и Светловского городских округов по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области от 16.05.2024, оставленным без изменения решением судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 18.07.2024, решением судьи Калининградского областного суда от 06.11.2024, администрация муниципального образования "Балтийский городской округ" привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
16.05.2024 заместителем главного государственного инспектора Балтийского и Светловского городских округов по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области в адрес администрации Балтийского городского округа внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" ФИО3 выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене, прекращении производства по делу, ссылаясь на незаконность привлечения к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи.
За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности"),
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим определен названной статьей как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 15.03.2024 N 24 на территории Калининградской области на период с 18.03.2024 по 31.05.2024 установлен особый противопожарный режим, в период действия которого органам местного самоуправления в числе прочего рекомендовано принять дополнительные меры пожарной безопасности в виде организации удаления (сбора) сухой растительности.
В соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии с положениями пункта 414 Правил противопожарного режима паспорт населенного пункта и паспорт территории составляются к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также на территорию организации отдыха детей и их оздоровления, территорию садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, по формам согласно приложениям N 8 и 9. Паспорт населенного пункта и паспорт территории должны содержать достоверную информацию, соответствующую фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующей территории.
Как усматривается из материалов дела на основании распоряжения от 12.04.2024 N-В/РВП должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области была проведена выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на территории города Балтийска. При проведении проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение требований пункта 8.9 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 (далее - СП 8.13130) и части 5 статьи 68 Федерального закона "О пожарной безопасности" территория населенного пункта (города Балтийска) по адресам: <адрес>, 5; <адрес>, 15, 17, 19, 21, 23; Русская наб., <адрес>, 9; <адрес>, 2а, 26, 6, 12, 12а, 14, 16, 25, 28; <адрес>; пр-кт <адрес>, <адрес>, <адрес>; ш. Морской пехоты; <адрес>, 5; <адрес>, 56; <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров;
в нарушение требований пункта 48 Правил противопожарного режима не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения г. Балтийска в соответствии с актом (сводным) проверки противопожарного водоснабжения от 30.11.2023;
в нарушение требований пункта 67 Правил противопожарного режима не произведен покос травы на земельных участках с кадастровыми номерами N;
в нарушение требований пункта 414 Правил противопожарного режима раздел II и пункт 4 раздела V паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, содержат недостоверную информацию, не соответствующую фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на закрепленной территории.
Изложенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении юридическим лицом требований пожарной безопасности, совершенном в условиях особого противопожарного режима, послужили основанием для привлечения его постановлением должностного лица ГУ МЧС России по Калининградской области, с выводами которого согласились судебные инстанции при рассмотрении жалоб на постановление, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае административный орган и судебные инстанции установили, что администрация муниципального образования "Балтийский городской округ" имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доводы жалобы об обеспеченности источниками наружного противопожарного водоснабжения зданий, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, 5, <адрес>, 15, 17, 19, 21, 23, Русская наб., <адрес>, 9, <адрес>, 2а, 26, 6, 12, 14, 25, 28, <адрес>, пр-кт Ленина, <адрес>, <адрес> подлежат отклонению, поскольку не подтверждены допустимыми доказательствами. Напротив, при рассмотрении дела установлено, что в городе Балтийске выявлены 45 пожарных гидрантов с неисправностями и 6 пожарных водоемов, не пригодных для забора воды, а также имеются районы, не обеспеченные наружным противопожарным водоснабжением, указанные в обжалуемых актах.
Утверждение в жалобе о том, что на обеспечение исправности, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения г. Балтийска в соответствии с актом (сводным) проверки противопожарного водоснабжения от 30.11.2023 в бюджете администрации Балтийского городского округа на 2024 год предусмотрены денежные средства и ведется работа по подбору подрядной организации, не исключаю выводов о виновности юридического лица
Необходимо учесть, что недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения администрации от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 05.10.2015 N 288-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Доводы жалобы о том, что администрация муниципального образования Балтийский городской округ не является надлежащим субъектом ответственности, со ссылкой на то, что в целях практической реализации исполнения полномочий администрации Балтийского городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Балтийского городского округа на основании постановления N 309 от 19.12.2018 создано муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций Балтийского городского округа", также являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов в числе прочих относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Аналогичное требование закреплено в пункте 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Само по себе делегирование администрацией своих полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности иному лицу не освобождает ее от исполнения требований действующего законодательства, а также исполнения обязанности контроля за деятельностью муниципальных учреждений, созданных в целях обеспечения противопожарной безопасности.
Доводы жалобы свидетельствуют о субъективном толковании заявителем правовых норм, направленном на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установленности и доказанности тех обстоятельств, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 этого Кодекса).
Оснований для признания незаконным представления от 16.05.2024 не установлено.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Представление внесено должностным лицом в порядке, предусмотренном статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях администрации "Балтийский городской округ" Калининградской области установлен и доказан.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Балтийского и Светловского городских округов по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Балтийскому и Светловскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области от 16.05.2024, решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 18.07.2024, решение судьи Калининградского областного суда от 06.11.2024, представление от 16.05.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (далее - администрация Балтийского городского округа, администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" ФИО3 - без удовлетворения.
Судья
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции
Е.Г.МАЛЬЦЕВА