Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2025 N 16-2932/2025 (УИД 16MS0084-01-2024-004608-55)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2025 N 16-2932/2025 (УИД 16MS0084-01-2024-004608-55)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2025 г. N 16-2932/2025
УИД 16MS0084-01-2024-004608-55
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Союнова Юсупа Тачмамедовича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Татнефть - АЗС Центр", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 16 января 2025 года,
решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2025 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (далее ООО "Татнефть - АЗС Центр", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 16 января 2025 года, оставленным без изменения
решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2025 года, ООО "Татнефть-АЗС Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Союнов Ю.Т. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении общества, прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Кроме того, защитником общества Союновым Ю.Т. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования судебных актов, которое следует оставить без рассмотрения, поскольку
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок обжалования вступивших в законную силу решений.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (
статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности
статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела следует, что во исполнение решения должностного лица МЧС России по Самарской области от 28 марта 2024 года N 2403/002-63/203-П/РВП в отношении ООО "Татнефть - АЗС Центр", осуществляющего свою деятельность по адресу: <...>, проведена выездная проверка в целях соблюдения контролируемым лицом требований пожарной безопасности, по итогам которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности и обществу было выдано предписание от 24 апреля 2024 года N 2403/002-63/203-П/ПВП со сроком исполнения до 1 ноября 2024 года об устранении выявленных нарушений.
На основании решения должностного лица Главного управления МЧС России по Самарской области от 7 ноября 2024 года N 2411/002-63/718-В/РИВ 21 ноября 2024 года проведен инспекционный визит по адресу: <...>, в ходе которого установлено, что ООО "Татнефть - АЗС Центр" допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе невыполнение в полном объеме предписания начальника отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти, управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - государственного инспектора городского округа Тольятти Самарской области по пожарному надзору от 24 апреля 2024 года N 2403/002-63/203-П/ПВП, а именно:
- в нарушение требований
части 2 статьи 1,
статьи 4,
статьи 5,
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункта 7.2,
пункта 4 таблицы 2, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" не обеспечено минимальное расстояние между проемами здания сервисного обслуживания посетителей и персонала АЗС и топливо раздаточной колонкой.
Действующая декларация пожарной безопасности, разработанная в отношении объекта защиты, не содержит зарегистрированного в установленном порядке расчета пожарного риска объекта защиты; представленный документ "Пожарный риск определение расчетных величин (отчет) - Альметьевск 2019" не содержит сведений о расчетной величине индивидуального пожарного риска для находящихся людей, указания требуемых исходных данных;
- в нарушение требований
части 2 статьи 1,
статьи 4,
статьи 5,
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункта 5.2.3 СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты";
пунктов 25,
33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", не представлены сведения (техническая документация) о показателях пожарной опасности рекламных баннеров размещаемых на фасаде и по периметру здания сервисного обслуживания посетителей и персонала АЗС III степени огнестойкости. Транспаранты и баннеры, а также другие рекламные элементы конструкции, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, должны выполняться из негорючих материалов или материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1, В1, Д2, Т2, если иное не предусмотрено в технической, проектной документации или в специальных технических условиях.
Представлен сертификат соответствия N POCCRU.32079.СПБ1.ОС05.14648 N 0028130 со сроком действия с 29 ноября 2021 года по 28 ноября 2024 года, что не может подтверждать установку указанной продукции (баннера), закупленного по представленным счету-фактуре от 14 марта 2019 года N 190 и товарной накладной от 14 марта 2019 года N 188, представленный сертификат содержит сведения о группе горючести Г2.
По факту невыполнения предписания от 24 апреля 2024 года N 2403/002-63/203-П/ПВП старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области в отношении ООО "Татнефть - АЗС Центр" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи ООО "Татнефть - АЗС Центр" привлечено к административной ответственности по указанной норме за неисполнение предписания от 24 апреля 2024 года N 2403/002-63/203-П/ПВП.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от (л.д. 4-7); предписанием от 24 апреля 2024 года N 2403/002-63/203-П/ПВП (л.д. 19-20); актом инспекционного визита (л.д. 21-22); протоколом осмотра от 21 ноября 2024 года с фотоматериалами (л.д. 23-24, 25); протоколом опроса контролируемого лица (л.д. 26-27); протоколом истребования необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений (л.д. 28); требованием о предоставлении необходимых документов (л.д. 29-30); решением о проведении инспекционного визита от 7 ноября 2024 года (л.д. 31-32); уведомлением о проведении инспекционного визита (л.д. 33); выпиской из ЕГРЮЛ с указанием адреса юридического лица: <...> (л.д. 34-36); иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что предписание должностного лица административного органа обществом исполнено в полном объеме являются несостоятельными, подлежащими отклонению.
Утверждение в жалобе о том, что обществом произведен расчет величины индивидуального пожарного риска, согласно которому индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому и не превышает значение одной миллионной и десятитысячной в год, не заслуживает внимания, поскольку данный расчет проверен пожарным надзором на его соответствие действительности и не принят в качестве доказательства устранения нарушений по предписанию. Кроме того, данные об утверждении данной декларации отсутствуют.
Решение должностного лица о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты вынесено в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения требований пожарной безопасности и предоставление указанного расчета не свидетельствует о выполнении предписания.
Таким образом, в данной части предписание юридическим лицом не исполнено, документов не представлено.
Согласно
пунктом 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
В соответствии с
пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, транспаранты и баннеры, а также другие рекламные элементы и конструкции, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются из негорючих материалов или материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1, В1, Д2, Т2, если иное не предусмотрено в технической, проектной документации или в специальных технических условиях.
При этом их размещение не должно ограничивать проветривание и естественное освещение лестничных клеток, а также препятствовать использованию других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений, для удаления дыма и продуктов горения при пожаре.
Прокладка в пространстве воздушного зазора навесных фасадных систем открытым способом электрических кабелей и проводов не допускается.
Как предусмотрено
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Ошибочно представленные инспектору счет-фактура и товарная накладная на покупку баннеров, закупленных согласно счет-фактуре от 14 марта 2019 года N 190 и товарной накладной от 14 марта 2019 года N 188, которые были установлены на объекте защиты в 2019 году на момент ввода объекта после реконструкции в эксплуатацию не свидетельствуют об исполнении указанного пункта предписания.
Как следует из материалов дела, предписание от 24 апреля 2024 года N 2403/002-63/203-П/ПВП является законным, выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах своих полномочий. Оно содержит указание на допущенное нарушение в области пожарной безопасности, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым при наличии реальной возможности у общества устранить в указанный срок выявленные нарушения.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Главного управления МЧС России по Самарской области в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены. Они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со
статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому обоснованно приняты судебными инстанциями и положены в основу обжалуемых актов, что нашло свое отражение в решении судьи, которое мотивировано, отвечает требованиям
статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО "Татнефть - АЗС Центр" квалифицированы по
части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность общества, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом ООО "Татнефть - АЗС Центр" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.
Административное наказание назначено ООО "Татнефть - АЗС Центр" в минимальном размере, предусмотренном санкцией
части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 16 января 2025 года,
решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2025 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Союнова Ю.Т. - без удовлетворения.
Судья
Л.А.ТРЕСКУНОВА