Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2025 N 06АП-1751/2023 по делу N А73-1973/2023
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2025 N 06АП-1751/2023 по делу N А73-1973/2023
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2025 г. N 06АП-1751/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2025 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А. при участии в заседании:
от ООО "Центр безопасности": представителя Ляхова Р.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр безопасности"
на решение от 15.03.2023 по делу N А73-1973/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Центр безопасности" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Центр безопасности" (далее - ООО "Центр безопасности", общество, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.03.2023 общество привлечено к административной ответственности по вышеназванной норме права, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ в размере 4000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. указывая, что административный орган не доказал наличие в действиях ООО "Центр безопасности" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 26.05.2023 производство по настоящему делу приостанавливалось до рассмотрения Арбитражным судом Хабаровского края дела N А73-11864/2022, и определением от 14.04.2025 производство по дело возобновлено.
На основании части 4 статьи 18 АПК РФ произведена замена первоначально сформированного состава суда, в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
Определением от 26.05.2025 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ в связи с рассмотрением Арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы в рамках дела N А73-11864/2022.
В судебном заседании, проведенном 24.06.2025, представитель апеллянта на доводах и требованиях настаивал.
ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Отзыв не представлен.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "Центр безопасности" на основании лицензии N 27-06-2016-001272 (Л014-00101-27/00094669) от 21.04.2016 осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Управлением на основании решения N 81 от 07.12.2022 в период с 13.12.2022 по 26.12.2022 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований, установленных законодательством о пожарной безопасности в здании, эксплуатируемом ООО "УК "Феликс-Сити" по адресу: г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 65.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО "Центр безопасности" при выполнении работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы модульного пожаротушений на основании договора N 11/19 от 01.03.2019 допустило грубое нарушение лицензионных требований, о чем составлен акт от 26.12.2022 N 81.
13.02.2023 по данному факту составлен протокол об административном правонарушении N 5/03 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и в порядке статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении лицензиата к административной ответственности.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Центр безопасности" состава вменяемого административного правонарушения, в связи, с чем привлек его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением штрафа с учетом положений части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Позиция апеллянта направлена на несогласие с данным выводом.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к указанной норме Закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условиям и требованиям.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий и требований.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) (пункт 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 указанного Закона лицензионные требования - обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1128 от 28.07.2020 (далее - Положение N 1128) установлены лицензионные требования, в том числе в подпункте "д" выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 3, 5 Положения N 1128 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к названному Положению.
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 Положения N 1128, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ.
В перечень включены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов (пункт 5).
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативному регулированию, в том числе относится техническое регулирование в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии со статей 24 Закона N 69-ФЗ деятельность в области пожарной безопасности осуществляется в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях предупреждения и тушения пожаров.
К видам деятельности в области пожарной безопасности относятся: профилактика пожаров в организациях и населенных пунктах на договорной основе; тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; опытно-конструкторские работы, производство и проведение испытаний пожарно-технической продукции; испытание, ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, наружных пожарных лестниц и ограждений кровли, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности; проведение научно-технического консультирования и экспертиз; выполнение проектных и изыскательских работ по обеспечению пожарной безопасности; разработка деклараций пожарной безопасности;
разработка специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности таких объектов защиты и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности; проведение расчетов пожарного риска, а также иных расчетов в целях обеспечения пожарной безопасности; независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности); осуществление противопожарной пропаганды (издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации, проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения); обучение населения мерам пожарной безопасности; кладка печей (каминов), монтаж дымовых каналов, их техническое обслуживание и ремонт; проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Как установлено частью 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ, положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
К числу таких нормативно-правовых актов относятся, в частности СП 5.13130.2009, СП 486.1311500.2020, СП 3.13130.2009.
Указанные Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно, правила носят обязательный для исполнения характер и подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.
Согласно статье 51 Закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения (статья 52 Закона).
В силу статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с пунктом А4 Приложения А Свода правил "СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.) (в силу пункта 38 таблицы А.3 помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные).
Пунктом 4.4 Свода правил "СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539, установлено, что в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматическими установками пожаротушения и (или) системы пожарной сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (в силу пункта 48 таблицы 3 помещения иного административного, административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные).
Согласно абзацу 3 пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, на объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
В соответствии с пунктом 1.5.1 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания. РД 009-01-96" на объекте, эксплуатирующем установку пожарной автоматики, должна быть следующая документация: а) проектно-сметная документация (акт обследования); б) исполнительская документация и схемы, акты скрытых работ (при их наличии), испытаний и замеров; в) акт приемки установки в эксплуатацию; г) паспорта на технические средства имеющейся установки; д) ведомость смонтированного оборудования.
В силу пункта 1.5.2 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания. РД 009-01-96" техническую документацию по подпунктам "а" - "е" пункта 1.5.1 РД 009-01-96 разрабатывает монтажно-наладочная организация (по договоренности с Заказчиком); по подпунктам "з" - "п" - заказчик с привлечением к разработке обслуживающей организации (при наличии договора с ней).
Согласно пункту 4.4 Свода правил "СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
Таким образом, соблюдение указанных выше требований при осуществлении рассматриваемого вида деятельности относится к лицензионным требованиям и условиям, следовательно, невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ, которое может создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, является грубым нарушением лицензионных требований и влечет административную ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в ходе проверочного мероприятия, проведенного в период с 13.12.2022 по 26.12.2022, административным органом установлено, что ООО "Центр безопасности" при выполнении работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы модульного пожаротушений на основании договора N 11/19 от 01.03.2019 допустило грубое нарушение лицензионных условий, а именно:
- на 9 этаже в кабинете N 906 отсутствуют пожарные извещатели, чем нарушено требование статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт А4 приложения А, пункт 38 таблицы А.3 Свода правил "СП 5.13130.2009. Система противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, пункт 4.4, пункт 48 таблицы 3 Свода правил "СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539;
- на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, результаты пусконаладочных испытаний указанных систем, а также исполнительская документация (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями) на автоматические системы противопожарной защиты (далее - АСПЗ); техническая документацию предприятий - изготовителей АСПЗ; сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ АСПЗ; акт обследования АСПЗ; акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж АСПЗ; акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ АСПЗ; акт о проведении входного контроля АСПЗ; акт об окончании монтажных работ АСПЗ; акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность АСПЗ: акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу АСПЗ; акт освидетельствования скрытых работ АСПЗ; акт об окончании пусконаладочных работ АСПЗ; ведомость смонтированных приборов, извещателей АСПЗ, чем нарушены требования пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020;
- настенные речевые оповещатели располагаются на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее, чем 150 мм а именно: 14 этаж - в общем коридоре возле кабинета N 1403 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1404А речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1404 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 100 мм, в кабинете N 1405 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1412 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 13 этаж - в кабинете отдела земельно-правовых отношений и исходно-разрешительной документации речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете отдела подготовки объектов строительства речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1313 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в лифтовом холле речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре возле кабинета N 1310 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1309 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1310 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1308 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм; 12 этаж - в лифтовом холле речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре речевые оповещатели установлены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 11 этаж - в общем коридоре речевой оповещатели установлены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1102 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1103 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1106 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1108 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете "Практик" речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре возле кабинета N 1109 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1107 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм; 10 этаж - в общем коридоре возле кабинета N 1002 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1001А речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 1003 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1004 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1008 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1006 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 1005 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 100 мм, в кабинете N 1010 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 9 этаж - в кабинете N 9001 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 9046 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 906 отсутствует речевой оповещатель, в кабинете N 905 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 908А речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещения 0 мм, в общем коридоре возле кабинета N 911 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 8 этаж - кабинет N 800 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 802 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 805 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 804 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 807 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 100 мм, в кабинете N 809 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 811 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 7 этаж - в кабинете N 701 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 704 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 706А речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете "Нотариус" речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 708 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 710А речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 712 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, а также речевой оповещатель накрыт пакетом, в кабинете N 714 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 716 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре речевые оповещатели установлены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 714 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 6 этаж - в кабинете N 601 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 604 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм в кабинете N 606 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в буфете речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 612 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 611 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 610 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 607 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм; 5 этаж - в кабинете N 500 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 506 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 505 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 508 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 30 мм, в кабинете N 510 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 30 мм, в кабинете N 512 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 516Б речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части 50 мм, в кабинете N 516А речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 518 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 20 мм, в кабинете N 511 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 30 мм; 4 этаж - в лифтовом холле речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре речевые оповещатели установлены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 00 мм, в кабинете N 404 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете N 406 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 408 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 30 мм, в кабинете N 410 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 100 мм, в кабинете N 410А речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 414 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 100 мм, в кабинете N 410Б речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм, в кабинете N 410В речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 100 мм, в кабинете N 412 речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 50 мм; 3 этаж - в лифтовом холле речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 2 этаж - в лифтовом холле речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм; 1 этаж - в помещении "Ателье" речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в общем коридоре речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 20 мм, 2 этаж в общем коридоре речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в помещениях банк "Авангард" речевой оповещатель установлен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя 0 мм, в кабинете английского 0 мм, чем нарушено требование статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 4.4 Свода правил "СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173.
Актом проверки, протоколом по делу об административном правонарушении и иными доказательствами подтверждается факт нарушения обществом лицензионных требований и условий.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда апелляционной инстанции, доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела не содержится. Апеллянтом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей.
Имеющиеся в деле доказательства апелляционный суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также принимая во внимание, что обществом допущены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, арбитражный суд первой инстанции мотивированно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Судом второй инстанции также не установлена вся совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ для замены назначенного административного штрафа на предупреждение, поскольку обществом допущены грубые нарушения лицензионных требований по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что исключает возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания в виде штрафа суд первой инстанции, учитывая положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, принимая во внимание, что ООО "Центр безопасности" является субъектом малого предпринимательства, пришел к выводу о возможности применения к правонарушителю наказания, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В данной части судебное решение не оспаривается административным органом.
Нарушений порядка и срока давности привлечения общества к административной ответственности судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.03.2023 по делу N А73-1973/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Т.Е.МАНГЕР
Е.А.ШВЕЦ