Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2025 по делу N 16-3284/2025 (УИД 50RS0003-01-2024-005502-63)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2025 по делу N 16-3284/2025 (УИД 50RS0003-01-2024-005502-63)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2025 г. по делу N 16-3284/2025
50RS0003-01-2024-005502-63
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу начальника отдела лесной охраны N 4 управления государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства Московской области К. на вступившие в законную силу решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 26 декабря 2024 года, решение судьи Московского областного суда от 20 февраля 2025 года, вынесенные в отношении А. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлениями начальника отдела лесной охраны N 4 управления государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства Московской области от 29 октября 2024 года N, N, N, от 05 ноября 2024 года N, N А. признан виновным в совершении пяти административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей за каждое административное правонарушение.
Определением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 16 декабря 2024 года данные дела были объединены в одно производство.
Решением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 26 декабря 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 20 февраля 2025 года, указанные постановления должностного лица изменены, действия А. квалифицированы как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. В остальной части постановления оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановления, К. выражает несогласие с состоявшимися по делу об административном правонарушении судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на то, что патрулирование лесов в рамках осуществление лесной охраны не относится к контрольному (надзорному) мероприятию в связи с чем А. обоснованно был привлечен к административной ответственности за каждое административное правонарушение.
А., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей в момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения А. к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Исходя из положений части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 10 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 01 апреля 2024 года N 30П-731 "О начале пожароопасного сезона 2024 года в лесах Московской области" в связи с наступлением на территории Московской области устойчивой теплой погоды и сходом снежного покрова, определено начало пожароопасного сезона на территории земель лесного фонда в границах Московской области с 01 апреля 2024 года.
Основанием для привлечения А. постановлениями должностного лица за совершение пяти эпизодов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что 11 апреля 2024 года в период с 10 часов 30 минут по 11 часов 00 минут в ходе патрулирования должностными лицами лесной охраны Виноградовского филиала Государственного автономного учреждения Московской области "Мособллес" на лесном участке Воскресенского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи д. Скрипино городского округа Воскресенск Московской выявлен факт нарушения лесного законодательства.
На прилегающих к лесу в выделе 14 квартала 33 Воскресенского участкового лесничества Виноградовского лесничества земельных участках с кадастровыми номерами N, а также на прилегающих к лесу в выделе <адрес> с кадастровыми номерами N, принадлежащих на праве собственности А., на полосе шириной 10 метров от границы с лесом выявлено наличие сухой травянистой растительности и отсутствие отделяющей лес противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера по границе с лесом.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменяя постановления должностного лица, судебные инстанции исходили из того, что указанные административные правонарушения, являющиеся однородными, были выявлены при проведении одного надзорного мероприятия за исполнением законодательства в сфере лесопользования, в связи с чем, А. подлежал привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций о том, что вменяемые А. административные правонарушения выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) не имеется.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233, федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах).
Таким образом, государственный надзор включает как организацию и проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, так и проведение мероприятий по контролю в лесах.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным кодексом.
Частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что А. привлечен должностным лицом к административной ответственности за совершение пяти административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленных по результатам проведения одного контрольного мероприятия.
Данное обстоятельство применительно к положениям части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции обоснованно приняли во внимание, изменив вышеуказанные постановления должностного лица и назначив административное наказание А. в соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение одного административного правонарушения.
Неправильное указание в судебных актах должности К., должностного лица, вынесшего постановления в отношении А., - начальник Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области вместо правильного - начальник отдела лесной охраны N 4 управления государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства Московской области является технической опиской, не влечет отмену обжалуемых актов и может быть исправлено в соответствии с положениями статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.
Административное наказание, назначено А. в пределах санкции частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания судебные инстанции обоснованно применили часть 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 26 декабря 2024 года, решение судьи Московского областного суда от 20 февраля 2025 года, вынесенные в отношении А. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела лесной охраны N 4 управления государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства Московской области К. на вступившие в законную силу - без удовлетворения.
Судья
А.М.КОЗЛОВ