Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2025 N 11АП-4911/2025 по делу N А65-37721/2024
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка; обязании осуществить возврат лесного участка, пригодного для ведения лесного хозяйства, в соответствии с актом приема-передачи лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2025 N 11АП-4911/2025 по делу N А65-37721/2024
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка; обязании осуществить возврат лесного участка, пригодного для ведения лесного хозяйства, в соответствии с актом приема-передачи лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2025 г. N 11АП-4911/2025
Дело N А65-37721/2024
резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2025 года полный текст постановления изготовлен 06 июня 2025 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей: Копункина В.А., Романенко С.Ш.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2025 года апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2025 по делу N А65-37721/2024 (судья Муллагулова Э.Р.)
по иску Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (ОГРН 1071690010644, ИНН 1660098481)
к обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-финансовая компания "Ак Барс - Казанский химический комбинат", г. Казань (ОГРН 1021602837134, ИНН 1653020477)
о расторжении договора аренды лесного участка N 28/2020/1593 от 30.12.2020; обязании осуществить возврат лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878, пригодного для ведения лесного хозяйства в соответствии с актом приема-передачи лесного участка,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное казенное учреждение Республики Татарстан "Пригородное лесничество" (ОГРН 1071690057427, ИНН 1660105996),
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - представитель Минкин Д.В. по доверенности от 01.10.2024,
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (ОГРН 1071690010644, ИНН 1660098481) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-финансовая компания "Ак Барс - Казанский химический комбинат", г. Казань (ОГРН 1021602837134, ИНН 1653020477) о расторжении договора аренды лесного участка N 28/2020/1593 от 30.12.2020 г.; обязании осуществить возврат лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878, пригодного для ведения лесного хозяйства в соответствии с актом приема-передачи лесного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2025 по делу N А65-37721/2024 в удовлетворении иска отказано.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Как полагает заявитель, материалами дела подтвержден факт ограничения доступа на земельный участок, что является нарушением положений
ст. 83 ЛК РФ, также на земельном участке имеются резервуары. Заявитель полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2025 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 29.05.2025 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным
ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явился представитель ответчика.
Ответчик представил отзыв, возражал против доводов жалобы и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со
статьями 123 и
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, проверив в соответствии со
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.12.2020 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 28/2020/1593 (договор) по условиям которого арендодатель на основании распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 28.12.2020 N 755-р обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в п. 1.2. договора.
Согласно п. 1.2. договора лесной участок, предоставляемый по договору, имеет следующие характеристики: площадь: 0,4301 га, местоположение: Республика Татарстан, Матюшинское участковое лесничество Пригородное лесничество, квартал 45, части выдела 24, 25, 27, 29. Кадастровый номер 16:24:260201:3878. Целевое назначение лесов - защитные леса. Вид разрешенного использования: для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к договору. Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к договору.
В соответствии с п. 6.1. договора срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права лесного участка, представляемого в соответствии с договором и составляет 49 лет.
Как указывает истец, в соответствии с представлением Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 06.05.2024 и поручением Министерства от 24.05.2024 ГКУ "Пригородное лесничество" 10.06.2024 и 18.06.2024 было направлено требование об обеспечении доступа на лесной участок в связи с необходимостью проведения осмотра (обследования) лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878, предоставленного ответчику в аренду, на предмет соблюдения условий договора аренды и проекта освоения лесов.
В соответствии с пп. а, в пункта 3.1. договора арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения арендатором выполнения условий настоящего договора в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения арендатором условий договора и проекта освоения лесов.
Пп. г пункта 3.1. договора определено, что арендодатель обязан уведомить арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения арендатором условий договора и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки.
Согласно актам обследований от 13.06.2024 и 28.06.2024 доступ на лесной участок не предоставлен, осуществление осмотра лесного участка невозможно.
От ответчика 27.06.2024 получен ответ о наличии доступа на лесной участок, об отсутствии ограждений на участке.
Как указывает истец, отсутствие доступа на лесной участок обусловлено следующим. Лесной участок с кадастровым номером 16:24:260201:3878 является смежным с лесным участком с кадастровым номером 16:24:260201:3877, на котором установлено сплошное ограждение протяженностью 402 метра и высотой 3 метра. Также смежным участком является земельный участок с кадастровым номером 16:24:260201:3644, который не относится к землям лесного фонда и к данному участку прилегают земельные участки, находящиеся на праве собственности у частных лиц. На лесном участке с кадастровым номером 16:24:260201:3878 установлены также резервуары (емкости с водой), которые в свою очередь установлены таким образом, что при наличии ограждений на иных участках, создают препятствие для доступа на лесной участок, предоставленный в аренду. Отсутствие доступа на лесной участок является существенным нарушением условий договора аренды. В данном случае участок предоставлен в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, категория защитности лесов - нерестоохранные полосы лесов, что не является основанием для возможного установления ограждения на используемом лесном участке.
В адрес арендатора направлена досудебная претензия от 18.09.2024, согласно которой было указано о необходимости приведения лесного участка в состояние пригодное для свободного и беспрепятственного пребывания граждан в лесах, в соответствии со
статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случае неисполнения требования по истечении тридцати календарных дней со дня получения претензии Министерство обратится с исковым заявлением Арбитражный суд Республики Татарстан о расторжении договора аренды лесного участка N 28/2020/1593 от 31.12.2020 и возврате Министерству по акту-приема передачи, пригодного для ведения лесного хозяйства.
В ответ на досудебную претензию ответчик указал, что использует земельный участок с кадастровым номером 16:266260201:3878 в соответствии с заключенным договором аренды лесного участка и считает требования Министерства необоснованными.
Арендатором требование Министерства об обеспечении доступа на лесной участок не исполнено. Кроме того, по мнению истца, на земельном участке с кадастровым номером 16:24:260201:3878 установлены резервуары (емкости с водой), которые в свою очередь установлены таким образом, что при наличии ограждений на иных участках, создают препятствие для доступа на лесной участок.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд с учетом
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к следующему.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации законодательно закреплено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами.
В соответствии с
частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса.
В соответствии с
частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с частью 1 статьи 45, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
Пункт 4 части 1 статьи 21, согласно которому строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
В соответствии с
частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных
статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу
статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены, в том числе, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В
пункте 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов заключаются договоры аренды лесных участков в случаях предусмотренных, в том числе в
статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со
статьей 39.36 ЗК.
В 2018 году Федеральный
закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принятием Федерального
закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" был дополнен статьей 3.6, согласно которой в соответствии с
пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном
главой V.7 ЗК, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Таким образом, в переходный период, предусмотренный
пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, положения
пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК не применяются при предоставлении указанных в нем земельных участков в аренду (за исключением переоформления права постоянного (бессрочного) пользования), соответственно, собственники линейных объектов, которые могут размещаться на условиях публичного сервитута, были вправе до 1 января 2022 года приобрести земельные участки для размещения таких объектов в аренду при условии, что права на такие земельные участки у них отсутствуют, а права на линейные объекты возникли до 1 сентября 2018 года.
Согласно
пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Частью 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей
статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным
кодексом Российской Федерации. Данная норма определена и пунктом 3.5 Договора, а именно арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендованный лесной участок может быть огорожен, в случаях, предусмотренных Лесным
кодексом Российской Федерации.
В соответствии с
частями 4,
5 и
6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей
статьей, не допускается.
Также Лесным
кодексом Российской Федерации установлены следующие случаи огораживания лесных участков:
часть 3 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах, допускается возведение ограждений на землях, на которых располагаются такие леса. -
частью 2 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
Часть 4 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что на лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся некапитальными строениями, сооружениями, в том числе ограждений.
В силу
части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом.
В силу
пункта 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным
кодексом Российской Федерации и настоящим
Кодексом.
В силу
статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством или договором.
Основания для досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя приведены в
статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, в том числе, в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных
статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и
статьями 450 и
619 Гражданского кодекса Российской Федерации,
пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
В
пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что обстоятельства, указанные в
статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 22 сентября 2021 г. установлено, что Распоряжение Министерства лесного хозяйства РТ N 755-р от 28.12.2020 г. о предоставлении земель лесного фонда в аренду ООО "ТФК "Ак Барс-КХК" полностью законно, следовательно, в удовлетворении административного иска Хайбуллиной Ф.А. к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан N 755-р от 28.12.2020 о предоставлении земель лесного фонда в аренду ООО "ТФК "Ак Барс-КХК"; и обязании повторно рассмотреть заявления административного истца от 29.12.2020, 30.12.2020 отказано полностью.
Определением Верховного суда Республики Татарстан от 18.01.2022 г., дело N 33а-591/2022 было направлено по подведомственности в Лаишевским районный суд Республики Татарстан и в дальнейшем объединено с делом N 2-21/2022.
В соответствии с Решением от 20 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований Хайбуллиной Ф.А. отказано полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан по делу N 33-1341/2023 от 30 января 2023 г. решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 20 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Хайбуллиной Ф.А. без удовлетворения.
В рамках рассмотрения данных дел судами установлено: законность предоставления на основании Распоряжения N 755-р от 28 декабря 2020 г. в пользу ООО "ТФК "Ак Барс-КХК" аренды лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878 для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (стр. 10 Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан по делу N 33-1341/2023 от 30 января 2023 г.); законность формирования и предоставления в аренду с учетом требований земельного, градостроительного, лесного законодательства лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878 (стр. 8 вышеуказанного апелляционного определения ВС РТ); отсутствие материально-правового интереса у гр. Хайбуллиной Ф.А. для обжалования предоставления лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878 в аренду в связи с отсутствием препятствий в пользовании своим земельным участком, где имеются надлежащие подъездные пути, какие-либо препятствия отсутствуют (стр. 9 апелляционного определения ВС РТ).
В рамках судебного спора были изучены и представлены доказательства, что сетевые объекты были возведены на лесном участке с кадастровым номером 16:24:260201:3878 до введения в действие Лесного
кодекса РФ в 2007 г. Именно наличие на земельном участке электрических сетей ООО "ТФК "Ак Барс - КХК" дало право ответчику оформить земельный участок на правах аренды для их эксплуатации.
Вышеуказанные судебные решения имеет преюдициальное значение по настоящему делу, т.к. Истец совместно с Ответчиком по делу доказали законность предоставления Истцом в аренду Ответчику лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878.
Решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан по делу N 2-75/2023, оставленным без изменения определением Верховного суда РТ по делу N 33-14534/2023, отмененными в части определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2024 г. по делу N 88-6450/2024; решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан по делу N 2-1337/2024, вступившим в законную силу 12.11.2024, установлено следующее: нарушения истцом норм Федерального
закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при проведении контрольных мероприятий в отношении ответчика (абз. 5 стр. 5. решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан по делу N 2-1337/2024); отсутствие создания Ответчиком препятствий и ограничений свободного доступа граждан на арендуемый лесной участок (абз. 6 стр. 5. решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан по делу N 2-1337/2024).
Истцом при рассмотрении данного дела самим преюдициально подтверждено, что ограждение на арендуемом участке (аренду которого Истец просит суд расторгнуть) с кадастровым номером 16:24:260201:3878 не расположено, т.к. ограждение расположено на ином земельном участке 16:24:260201:3877 (не арендуемым Ответчиком). При этом Истец в данном споре приложил заключение кадастрового инженера, где указано что данное ограждение не является сплошным, так как имеет ворота 1 и ворота 2, следовательно, доступ на территорию лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878 возможен через ворота 1, ворота 2, а также через земельный участок с кадастровым номером 16:24:260201:3644.
Необоснованными являются доводы Министерства лесного хозяйства РТ, указанные в исковом заявлении, о том, что ООО "ТФК" Ак Барс КХК" препятствует доступу на лесной участок с кадастровым номером 16:24:260201:3878.
Истцом не представлено доказательств принадлежности ООО "ТФК "Ак Барс КХК" указанного в исковом заявлении, а также в приложенных к нему актах обследования, ограждения протяженностью 402 метра и высотой 3 метра.
Более того, в отношении данного ограждения с участием Истец и Ответчика по делу приняты вступившие в законную силу судебные акты судов общей юрисдикции.
При рассмотрении Лаишевским районным судом Республики Татарстан судебного дела N 2-75/2023 Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан ссылалось на документы, датированные июлем и сентябрем 2020 г., согласно которым указывало на наличие в квартале 45, выделах 24,25,27,29 Матюшинского участкового лесничества (лесной участок с кадастровым номером 16:24:260201:3878) ограждения, принадлежность которого Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан не определена, при этом указанный факт не послужил препятствием для заключения в декабре 2020 г. между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и ООО "ТФК "Ак Барс КХК" Договора аренды лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878, что дополнительно подтверждает отсутствие со стороны ООО "ТФК "Ак Барс КХК" каких-либо нарушений лесного законодательства.
Отсутствие ограждения на участке лесного фонда 16:24:260201:3878 также подтверждено судебными актами, в том числе определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2024 г. по делу N 88-6450/2024 (абз. 3 стр. 6 определения), Решением Лаишевского районного суда РТ по делу N 2-1337/2024 от 10.10.2024 г. (абз. 6 стр. 5. решения).
В рамках дела N 2-1337/2024 судом установлено, что Истец не предоставил надлежащих доказательств, подтверждающих расположение ограждения на территории арендуемого лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:3878 и свидетельствующие о принадлежности ответчику спорной конструкции, не предоставил доказательств ограничения свободного доступа граждан на арендуемый лесной участок с кадастровым номером 16:24:260201:3878, также не предоставил доказательств, безусловно определяющих, что ограждение возведено ООО "ТФК Ак Барс-КХК".
В соответствии с ч. 2 с. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно
ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением с требованием о расторжении договора аренды лесного участка, истец ссылается на отсутствие предоставления со стороны ответчика доступа на лесной участок, что является существенным нарушением условий договора аренды.
Между тем, в рамках настоящего дела истцом не представлено доказательств наличия со стороны ответчика препятствий к доступу на лесной участок с кадастровым номером 16:24:260201:3878.
Истец не представил доказательств допущенных Ответчиком нарушений существенных условий Договора аренды лесного участка N 28/2020/1593 от 30 декабря 2020 г.
Истцом в судебном заседании представлена схема расположения на кадастровой карте объектов, расположенных по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Лаишевский р-н, Матюшинское сельское поселение, Матюшинское участковое лесничество, ГБУ "Пригородное лесничество", квартал 45.
На схеме зеленым цветом обозначен участок с кадастровым номером 16:24:260201:3877, предоставленный в аренду ответчику, желтым цветом обозначен земельный участок с кадастровым номером 16:24:260201:3877 - земли лесного фонда, аренды нет, оранжевым цветом земельный участок с кадастровым номером 16:24:260201:3644 - земли поселений.
Как пояснил сам истец, забор, обозначенный на карте малиновым цветом, расположен по границе лесного участка желтого цвета с кадастровым номером 16:24:260201:3877.
При этом, доказательств, что забор был установлен ответчиком не имеется, что ответчик препятствует доступу отсутствуют.
Сторонами подтверждено в судебном заседании, что обстоятельства после вынесения указанных выше судебных актов не изменились.
По итогам исследования материалов дела арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку расторжение долгосрочного договора является крайней мерой и нарушения должны носить существенный характер и их наличие должно быть подтверждено объективными доказательствами, придя к выводу, что ответчик каким-либо образом не препятствует проходу на лесной земельный участок, доказательства того, что резервуары (емкости с водой) создают препятствие для доступа на лесной участок, не представлены, обоснованно отказал в иске.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с
подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
руководствуясь
статьями 110,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2025 по делу N А65-37721/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.А.ДЕГТЯРЕВ
Судьи
В.А.КОПУНКИН
С.Ш.РОМАНЕНКО