Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2025 N 09АП-13506/2025-ГК по делу N А40-274209/2024
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: Бездействие общества, выраженное в неочистке подконтрольной территории от горючих материалов и в неотделении полосы отвода железной дороги от опушки леса минерализованной полосой, способствовало распространению огня на лесной массив. Уполномоченный орган понес расходы, связанные с тушением пожара.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2025 N 09АП-13506/2025-ГК по делу N А40-274209/2024
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: Бездействие общества, выраженное в неочистке подконтрольной территории от горючих материалов и в неотделении полосы отвода железной дороги от опушки леса минерализованной полосой, способствовало распространению огня на лесной массив. Уполномоченный орган понес расходы, связанные с тушением пожара.
Решение: Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2025 г. N 09АП-13506/2025-ГК
Дело N А40-274209/24
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Н.И. Левченко,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2025 года
по делу N А40-274209/24, принятое судьей Т.В. Кравченко в порядке упрощенного производства,
по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области
(ОГРН: 1057200733831, 625000, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 34, пом. 1)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании убытков
установил:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 161 985 рублей 32 копеек убытков.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 21.11.2024 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с
главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2025 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт, в котором отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями
части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с
частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со
статьями 266,
268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 14.02.2025 не имеется на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 19.05.2024 в 14 часов 20 минут произошел лесной пожар N 3, огонь распространялся по напочвенному покрову по сухой траве от железной дороги на 2231 км железной дороги Москва - Владивосток в сторону лесного массива квартала N 7 (выделы 41, 53) Падунского участкового лесничества урочища Сельского Заводоуковского лесничества Заводоуковского района Тюменской области на расстоянии 1,5 км от г. Заводоуковска, на площади 0,2 га.
В постановлении от 04.07.2024 N 00747 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" установлено, что причина возникновения пожара - от линейного объекта (железная дорога) (согласно акта о лесном пожаре N 3 от 21.05.2024 и объяснения свидетелей).
В ходе проведения осмотра лесного участка, пройденного пожаром, выявлено отсутствие минерализованной полосы шириной 3-5 м, отделяющей полосу отвода железной дороги от лесного массива и неочистка территории отвода железной дороги, прилегающей к лесу от сухой травы, что способствовало распространению огня на лесной массив. Тем самым нарушен
пункт 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1614 от 07.10.2020 (далее - Правила).
Таким образом, бездействие ОАО "РЖД", выраженное в отсутствие минерализованной полосы шириной 3-5 м, отделяющей полосу отвода железной дороги от лесного массива и неочистка территории отвода железной дороги, прилегающей к лесу от сухой травы, привело к возникновению и дальнейшему распространению лесного пожара N 3.
Возникший пожар был ликвидирован силами и средствами Уватского авиаотделения филиала ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" 19.05.2024 в 15:10 часов. Возникшие затраты на тушение пожара в размере 16 459 руб. 68 коп. подтверждаются: журналом по учету затрат на тушение лесного пожара N 4, общей сводной ведомостью затрат, актом о лесном пожаре N 3, общей сводной ведомостью затрат, актом о лесном пожаре N 3, учетной ведомостью о лесном пожаре; списком-табелем работников, участвовавших в тушении лесного пожара N 3, табелем учета рабочего времени, схематическим планом расположения лесного пожара N 3, нарядом-актом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара N 3, справкой о затратах времени на тушение лесного пожара N 3, схематическим планом пройденной огнем площади N 3, расчетом компенсации за продукты питания работникам, участвовавшим в тушении лесного пожара N 3, расшифровкой стоимости израсходованных материалов при тушении пожара N 3, расчетом списания масел, затраченных на тушение пожара N 3, путевыми листами о работе транспортных средств, актом о списании материальных запасов с бухгалтерской справкой, реестром заработной платы N 3, расчетом основной заработной платы, справкой-расчетом страховых взносов.
Согласно разъяснению
пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу
статей 15,
393 ГК РФ, кредитор должен представить доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (
статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Обязанность доказывания факта неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправности), наличия убытков (вреда), причинной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками возложена законом на истца.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (
пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
В
абзаце 4 пункта 5 Постановления ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (
пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Таким образом, требование о взыскании убытков, может быть удовлетворено при доказанности факта нарушения стороной обязательств по договору, наличия причинной связи между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением обязательств, документальным подтверждением размера убытков, вины лица, нарушившего обязательство, если в соответствии с законом или договором вина является основанием ответственности за причинение убытков.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом вины ответчика.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в результате тушения пожара истец понес расходы, связанные с тушением пожара в виде финансирования специализированного государственного учреждения по тушению лесных пожаров на территории Тюменской области.
ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Тюменской области, подведомственным Департаменту лесного комплекса Тюменской области - органу государственной власти Тюменской области, которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда. Указанное обязано осуществлять тушение любых лесных пожаров, что в свою очередь, не ограничивает право истца взыскивать с причинителей вреда расходы, которые были понесены в связи с тушем пожара, возникшего по вине установленного лица.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация. Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (
пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ). При этом, в силу
части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с
частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из постановления Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 153-п "Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области" следует, что это уполномоченный государственный орган, осуществляющий в соответствии с действующим законодательством реализацию полномочий в сфере лесного хозяйства, что свидетельствует о его праве требовать возмещения вреда с лиц, причинивших своими действиями ущерб лесам, расположенным на территории Тюменской области.
Ответчик считает вывод суда первой инстанции об обоснованности состава убытков в пользу истца, понесенных в результате тушения лесного пожара третьим лицом основанным на неправильном применении норм материального права.
При этом, в обоснование изложенных доводов, ответчиком в материалы дела не представлен свой расчет и состав убытков.
Расчет затрат произведен истцом в соответствии с
письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 N АС-05-54/7018 (Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений). Возникшие затраты на тушение лесного пожара подтверждаются документально.
Указанные
Рекомендации обязательны к применению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, подведомственными им учреждениями, иными организациями, осуществляющими тушение лесных пожаров, в том числе специализированными государственными учреждениями по охране лесов от пожаров.
Согласно
Рекомендаций, за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, принимаются к учету следующие виды расходов
(раздел III):
1) оплата труда (оклады (ставки заработной платы), сдельные расценки, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; надбавки к окладам (ставкам заработной платы) за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; дополнительные выплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхурочные работы; доплата за руководство бригадой; компенсационные и льготные выплаты; премии по результатам выполненной работы по тушению лесного пожара; оплата прыжков с парашютом и спусков на спусковых устройствах к месту тушения лесного пожара; оплата за фактический налет часов летчиков-наблюдателей, участвовавших в тушении и обслуживании лесных пожаров; оплата за фактический налет часов экипажей воздушных судов, участвовавших в тушении и обслуживании лесных пожаров; прочие денежные выплаты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и непосредственно связанные с оплатой работ по тушению лесных пожаров.
Расчет оплаты труда производится на основании табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда, табеля использования рабочего времени и расчета заработной платы, других документов с указанием отработанного времени, в том числе сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время.
В расчет оплаты труда на тушении лесного пожара включается: заработная плата работников, осуществляющих работы по обследованию очага лесного пожара; заработная плата водителей, членов экипажей водного транспорта, членов летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ), обеспечивающих доставку рабочих к месту лесного пожара и обратно, средств пожаротушения, горюче-смазочных материалов, воды, продуктов питания, таборного имущества и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; заработная плата работников, выполняющих организационно-технические мероприятия; заработная плата работников, выполняющих работы по локализации очага лесного пожара, окарауливанию локализованного лесного пожара и его ликвидации. В состав затрат по оплате труда включается оплата времени нахождения в пути следования на пожар и обратно, а также за время вынужденного нахождения в месте тушения (ликвидации) лесного пожара из-за невозможности вывозки оттуда работников по причинам, препятствующим безопасной вывозке, безопасному приземлению и взлету самолета или вертолета, а также по метеорологическим условиям.
2) налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда. К данным расходам относятся исчисленные суммы единого социального налога по нормативам и в порядке, установленном Налоговым
кодексом Российской Федерации, включая тарифы на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3) расходы, связанные с обеспечением гарантий, установленных трудовым законодательством, при направлении работников в служебные командировки (расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
4) транспортные расходы. В расчет затрат на транспортные расходы при тушении лесного пожара включается: время работы транспортных средств при осуществлении работ по обследованию очага лесного пожара; время работы транспортных средств при доставке работников к месту лесного пожара и обратно, средств пожаротушения, горюче-смазочных материалов, воды, продуктов питания, таборного имущества и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; время работы транспортных средств при выполнении работ по локализации очага лесного пожара, окарауливанию локализованного лесного пожара и его ликвидации; время нахождения транспортного средства в пути следования на пожар и обратно. В состав затрат также включаются амортизационные отчисления по соответствующему транспортному средству, в расчете на отработанные на тушении лесных пожаров машино-смен, а также налета часов воздушных судов (при использовании исполнителем работ собственных транспортных средств).
5) расходы на обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара. В состав затрат включается стоимость услуг связи, оказанных в период выполнения работ по тушению лесных пожаров и непосредственно связанных с организацией их тушения.
6) материальные расходы: расходы на материальные запасы, расходы на горюче-смазочные материалы, расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на организацию первой медицинской помощи лицам, работающим на тушении лесного пожара, расходы на организацию отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на охрану труда и технику безопасности.
7) расходы на амортизацию. Амортизационные отчисления по соответствующему основному средству (техника, пожарное оборудование и снаряжение) включаются в состав расходов на тушение лесных пожаров пропорционально, исходя из отработанных часов (смен) при проведении работ по тушению лесных пожаров.
8) прочие текущие расходы: расходы по оплате услуг по текущему ремонту транспортных средств, оборудования, снаряжения и инвентаря, использованных при тушении лесного пожара и получивших непосредственные повреждения на нем; стоимость метеопрогнозов, бюллетеней погоды и других материалов по метеообеспечению работ по тушению лесных пожаров; оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров, оплата работ по изготовлению материальных запасов, используемых для тушения лесных пожаров; оплата за работы по доведению материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (приготовление, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, связанные с их использованием); расходы на обязательное страхование в расчете на один человеко-день, одну машино-смену; иные прочие текущие расходы, непосредственно связанные с выполнением работ по тушению лесных пожаров.
9) общехозяйственные расходы - затраты, не связанные с основной деятельностью ГБУ ТО "Тюменская авиабаза", но необходимые для обслуживания и управления предприятия в целом.
Формирование и учет затрат на тушение лесного пожара произведены в соответствии в
разделом IV Рекомендаций. Документы, подтверждающие произведенные затраты на тушение лесного пожара оформлены в соответствии с
разделом V Рекомендаций.
Начисление заработной платы за выполненные работы лиц, участвующих в пожарах осуществляется на основании первичных учетных документов в соответствии с утвержденными нормативными документами ГБУ ТО "Тюменская авиабаза".
В соответствии с Уставом ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" и государственным заданием ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденным Приказом директора Департамента лесного комплекса Тюменской области N 259 от 18.12.2023, Приказом N 33-ОД от 05.04.2024 утверждена стоимость продуктов питания в сутки при выполнении работ по тушению природных (ландшафтных) и лесных пожаров, Приказом N 34-ОД от 05.04.2024 утвержден порядок оплаты работ по тушению лесных пожаров.
Согласно Учетной политики для целей бюджетного учета, утвержденной Приказом от 28.12.2018 N 188, накладные (косвенные) расходы и общехозяйственные расходы не должны превышать 40% от суммы прямых расходов. Состав общехозяйственных расходов также указан в Учетной политике.
Ответчик считает вывод суда первой инстанции о виновности ОАО "РЖД" в возникновении и распространении лесного пожара противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что ОАО "РЖД" допустило нарушение
пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1614 от 07.10.2020.
Бездействие ответчика, выраженное в неочистке подконтрольной территории от горючих материалов и в неотделении полосы отвода от опушки леса минерализованной полосой, способствовало распространению огня на лесной массив в квартале N 7 (выделы 41, 53) Падунского участкового лесничества урочища Сельского Заводоуковского лесничества Заводоуковского района Тюменской области.
Кроме того, Постановлением N 00768 от 25.07.2024 ответственный за содержание полосы отвода железной дороги в надлежащем состоянии Зайцев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара). Указанное Постановление по делу об административном правонарушении не отменено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со
статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2025 года по делу N А40-274209/24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в Арбитражный суд Московского округа.
Судья
Н.И.ЛЕВЧЕНКО