Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2025 N 09АП-22320/2025 по делу N А40-226628/2024
Категория спора: 1) Устранение нарушений права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Истец не представил доказательств, что ответчик чинит препятствия истцу в использовании земельных участков.
Решение: Отказано.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2025 N 09АП-22320/2025 по делу N А40-226628/2024
Категория спора: 1) Устранение нарушений права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Истец не представил доказательств, что ответчик чинит препятствия истцу в использовании земельных участков.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2025 г. N 09АП-22320/2025
Дело N А40-226628/24
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2025 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В.,
судей Савенкова О.В., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Урютиной К.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рось"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2025 года
по делу N А40-226628/24,
по иску ООО "Рось"
к ООО "Газпром трансгаз Москва"
об обязании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Авдеева Н.Н. по доверенности от 25.11.2024 г.,
диплом КЕ N 16592 от 28.03.2013 г., Рощин Д.Н. по доверенности от 08.11.2023 г., уд. адвоката N 14381 от 02.10.2015 г.,
от ответчика: Теленченко О.В. по доверенности от 11.03.2024 г.,
диплом ИВС 0386752 от 04.06.2003 г.
установил:
ООО "Рось" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Газпром трансгаз Москва" (далее - ответчик) об обязании не чинить препятствия в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020221:30, 50:27:0020221:29, 77:22:0020221:534, 77:22:0020221:1244, 77:22:0000000:105572, расположенных в Краснопахорском поселении г. Москвы, обязании в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть обращения, исх. N 01-05.24 от 23.05.2024, N 03-05.24 от 27.05.2024, о выдаче разрешения на производство работ на земельных участках, обязании в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в ответ на обращение, исх. N 07-07.24 от 08.07.2024, технические условия, направленные на сокращение минимальных расстояний до магистрального газопровода КГМО-КРП-10 DN 1000, 5.4 Мпа, газопровод-отвод к КРП-10 DN 1000,5.4 Мпа (МГ) и обеспечение требуемого уровня безопасности путем реализации компенсационных мероприятий. Требования заявлены на основании
ст. 304 ГК РФ.
Решением суда от 19.03.2025 в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным
главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке
ст. ст. 268,
269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителя истца и ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0020221:30, 50:27:0020221:29, 77:22:0020221:534, 77:22:0020221:1244, расположенные в Краснопахорском поселении г. Москвы, принадлежат истцу на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН. Даты внесения записи 06.07.2011, 18.10.2011, 20.03.2017, 03.11.2023. В отношении земельного участка с кадастровым номером 77:22:0000000:105572 в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателе.
В ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020221:30, 50:27:0020221:29, 77:22:0020221:534 содержатся сведения о нахождении участков в зоне минимальных расстояний до магистрального газопровода КГМО-КРП-10 DN 1000, 5.4 Мпа, газопровод-отвод к КРП-10 DN 1000,5.4 Мпа. (МГ), при этом газопровод проходит по территории земельных участков с кадастровыми номерами 77:22:0020221:1244, 77:22:0000000:105572.
Письмом, исх. N 03-05.24 от 27.05.2024, истец обратился к ответчику с просьбой оказания содействия в разработке, утверждении и согласовании специальных технических условий для размещения сооружений из легковозводимых конструкций (материал стен сэндвич-панели), навесов, вольеров, выгульных площадок для размещения животных с приложением ситуационного плана, проектной документации в отношении объектов.
Письмом, исх. N 02/13067 от 12.07.2024, ответчиком сообщено, что размещение каких-либо объектов, вне зависимости от их капитальности, на указанных земельных участках не допускается и возможно после осуществления реконструкции действующих газопроводов-отводов по техническим условиям ПАО "Газпром" за счет средств инициатора строительства.
Письмом, исх. N 07-07.24 от 08.07.2024, истец обратился к ответчику с просьбой выдачи технических условий, направленных на сокращение минимальных расстояний до магистрального газопровода и обеспечение требуемого уровня безопасности путем реализации компенсационных мероприятий, в том числе перекладки газопровода при финансовом участии истца. Письмом, исх. N 01/15227 от 12.08.2024, в ответ на указанное обращение ответчиком указано о нахождении в суде на рассмотрении спора о сносе строений истца не земельных участках, в связи с чем, вопрос выдачи технических условий на реконструкцию может быть рассмотрен после окончания судебных споров.
Как указывает истец, ответчиком не рассмотрено обращение истца по существу, чем нарушаются права и законные интересы истца как собственника земельных участков в их использовании.
Судом установлено, что ООО "Газпром трансгаз Москва" эксплуатирует объекты системы газоснабжения - магистральный газопровод "Газопровод-отвод к КРП-10" 1 и 2 нитка, Ду - 1000 мм, Ру - 5,4 МПА, которые расположены по территории города Москвы, п. Краснопахорское. Магистральные газопроводы построены государством и введены в эксплуатацию 1 нитка - в 1985 году, 2 нитка - в 1997 году. В соответствии с
п. 1 таблицы 4 п. 7.15 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные газопроводы" допускаемое минимальное расстояние от оси магистрального газопровода I класса (свыше 5,4 МПа) диаметром 1000 мм и менее до строений должно составлять не менее 250 м.
Указанные ограничения прав собственности на земельные участки считаются установленными и действуют с момента ввода в эксплуатацию объекта системы газоснабжения. Данная правовая позиция подтверждается
решением Верховного Суда РФ от 18.09.2013 N АКПИ13-851.
Как указал Верховный Суд РФ "Из приведенных законоположений следует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным
статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным
законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и реэ/сима хозяйственной деятельности в охранных зонах. По смыслу приведенных законоположений, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон".
Согласно сведениям из ЕГРН и Публичной кадастровой карте спорные земельные участки расположены в непосредственной близости к опасным производственным объектам магистральным газопроводам:
- 50:27:0020221:30 - частично расположен в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода;
- 50:27:0020221:29 - частично расположен в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода;
- 77:22:0020221:534 - частично расположен в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода;
- 77:22:0020221:1244 - частично расположен в охранной зоне магистрального газопровода, полностью расположен в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода;
- 77:22:0000000:105572 (77:22:0020221:523) частично расположен в охранной зоне магистрального газопровода, полностью расположен в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода.
В соответствии с актом от 03.04.2013 для внесения в ЕГРН сведения о границах охранных зон и минимальных расстояний переданы ГУП "Мосгоргеотрест", внесены в ЕГРН, ЗОУИТ присутствуют на Публичной кадастровой карте Росреестра.
Ранее органы местной власти в соответствии с
пунктом 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов подтвердили получение сведений о прохождении магистральных газопроводов в актах от 18.05.2010, от 05.11.2009.
Таким образом, Истец не мог не знать о наличии ограничений на земельные участки до начала застройки земельных участков.
Требования Истца не чинить Ответчиком препятствия в использовании земельного участка являются необоснованными, поскольку ограничения на производство работ и застройку охранной зоны и зоны минимальных расстояний (ЗОУИТ) установлены в силу закона с момента ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов магистральных газопроводов) с 1985 года, т.е. до приобретения Истцом в собственность земельных участков в 2011, 2017 годах.
В соответствии с
п. 5.1 Правил охраны магистральных трубопроводов разрешение на производство работ в охранной зоне трубопровода может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы.
Согласно
Правилам данное разрешение предполагает непосредственное присутствие представителей эксплуатирующей организации в месте производства работ, в нем указывается время начала и окончания работ, этапы работ, используемая техника и другие условия выполнения работ, обеспечивающие безопасность магистрального трубопровода.
Согласно материалам дела Истец к Ответчику за получением разрешения на производство работ в охранной зоне трубопровода не обращался, в том числе потому, что у Истца отсутствует в установленном порядке согласованный органами власти и собственником магистрального газопровода проект застройки территории, не представлено разрешение на строительство, следовательно, у Истца отсутствуют необходимые правовые основания для обращения к Ответчику для получения разрешения на производство работ в охранной зоне трубопровода.
Предусмотренное
Правилами разрешение на производство работ в охранной зоне трубопровода, выдаваемое эксплуатирующей организацией для реализации надлежащим образом разработанной и утвержденной проектной документации, ни в коей мере не следует путать с выдаваемыми органами государственной и муниципальной власти разрешением на размещение объекта на земельном участке, необходимым на стадии инженерных изысканий для разработки проекта.
В соответствии с
частью 21 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со
статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и с утверждением Правительством Российской Федерации положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией.
Поскольку сведения о границах минимальных расстояний установлены в ЕГРН, необходимость получения от Ответчика согласования застройки минимальных расстояний, предусмотренного
частью 21 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ отсутствует.
Технические условия у владельцев подземных коммуникаций получаются на стадии инженерных изысканий для строительства, после которых следуют этапы разработки проекта строительства, согласования проекта строительства с заинтересованными органами власти и организациями, экспертизы проекта, после чего оформляются разрешительные документы для выполнения строительных работ, к которым относится разрешение на производство работ в охранной зоне трубопровода.
Согласно
статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 (далее - Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации"), охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Под системой газоснабжения указанным
законом понимается имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
В соответствии со
статьей 2 и
Приложением N 1 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), опасными производственными объектами являются производственные объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Статьями 9 и
11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что эксплуатирующая опасный производственный объект организация обязана обеспечить требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности.
Пунктом 1 статьи 74 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008, установлено, что противопожарные расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) магистральных, внутрипромысловых и местных распределительных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий и сооружений, а также от компрессорных станций, газораспределительных станций, нефтеперекачивающих станций до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий и сооружений должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", для этих объектов, в зависимости от уровня рабочего давления, диаметра, степени ответственности объектов, а для трубопроводов сжиженных углеводородных газов также от рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых сжиженных углеводородных газов.
В соответствии с
пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017, N 1083 (далее по тексту - Правила) при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Таким образом, нарушение минимальных безопасных расстояний является нарушением требований не только промышленной, но и пожарной безопасности.
Согласно
пункту 6 статьи 90,
статьи 104,
пункту 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, охранные зоны газопроводов устанавливаются с целью охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, безопасной эксплуатации объектов.
Разрешая настоящий спор по существу, исследовав и оценив в порядке предусмотренном
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные материалы дела доказательства, учитывая изложенные выше требования законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что правомерность нахождения принадлежащих истцу объектов на земельных участках и в зоне минимальных расстояний подлежит установлению в рамках дел N А40-216742/23-135-1696, N А40-124224/2024.
Судом первой инстанции верно учтено, что в силу
п. 28 ст. 105 Земельного кодекса РФ охранная зона объектов магистральных трубопроводов является самостоятельным видом зон с особыми условиями использования территорий.
В
пункте 6 Правил N 1083 предусмотрено, что в охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, допускается проведение определенных работ. При этом в целях получения разрешения на производство работ организация или физическое лицо, намеревающиеся производить указанные в
пункте 6 настоящим Правил работы, обязаны обратиться к собственнику магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, с письменным заявлением не менее чем за 20 рабочих дней до планируемого дня начала работ (
пункт 8 Правил N 1083).
Право на обжалование отказа в выдаче разрешения и на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода прямо оговорено в
абз. 2 п. 9 Правил охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083. Доказательств того, что истец оспаривал отказ в материалы дела не представлено.
Истец не представил в суд первой инстанции доказательств, что ответчик чинит препятствия истцу в использовании земельных участков, при тех обстоятельствах, которые установлены и описаны ранее.
Согласно
ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со
статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам
ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2025 года по делу N А40-226628/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
А.В.БОНДАРЕВ
Судьи
О.В.САВЕНКОВ
Е.Е.КУЗНЕЦОВА