Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2025 N 14АП-1040/2025 по делу N А05-5681/2024
Требование: О признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта незавершенного строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2025 N 14АП-1040/2025 по делу N А05-5681/2024
Требование: О признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта незавершенного строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2025 г. по делу N А05-5681/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2025 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2025 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и
Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВИБС-Инвест" управляющего Поспелова В.А., от администрации муниципального образования "Северодвинск" Андреевой Ю.Е. по доверенности от 27.12.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИБС-Инвест" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2025 года по делу N А05-5681/2024,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВИБС-Инвест" (ОГРН 1082902000807, ИНН 2902058549; адрес: 164523, Архангельская область, город Северодвинск, проспект Морской, дом 53, офис15-Н; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) о признании незаконным постановления от 12.02.2024 N 63-па "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 29:28:104152:916 - нежилого здания, расположенного по адресу: просп. Морской, д. 51, в части сокращения отступа от северной и северо-восточной границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:560 до 0 м, от северо-западной - до 2 м"; возложении обязанности рассмотреть заявление общества от 24.11.2022 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 29:28:104152:916 - нежилого здания, расположенного по адресу: просп. Морской, д. 51, в части сокращения отступа от северной и северо-восточной границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:560 до 0 м, от северо-западной - до 2 м для завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 29:28:104152:91.
К участию в деле привлечена прокуратура Архангельской области и Ненецкого автономного округа (адрес: 163002, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ТехноГрад" (ОГРН 1102902000123, ИНН 2902064214; адрес: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, шоссе Архангельское, дом 27, этаж 3, помещение 9; далее - ООО "Техноград"), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Северодвинская городская клиническая больница N 2 скорой медицинской помощи" (ОГРН 1022900842645, ИНН 2902016429, адрес: 164523, Архангельская область, город Северодвинск, проспект Морской, дом 49).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2025 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнения от 27.05.2025), в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Полагает, что судом первой инстанции не установлены нормы технического регламента, которые нарушаются при размещении строящегося объекта согласно ранее действующим отступам.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и представитель администрации в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, отзывы не представили, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, 30.06.2015 на земельном участке с кадастровым номером 29:28:104152:37 на основании разрешения на строительство от 17.04.2015 N RU29307000-2015/561 и положительного заключения экспертизы N 2-1-1-0025-14 обществом начато строительство объекта "Административное здание в районе пр. Морского, д. 51 (г. Северодвинск, градостроительный квартал 152)".
Проектирование данного объекта начато обществом в соответствии с градостроительным планом земельного участка (далее также ГПЗУ) от 14.08.2013 N RU 29307000-0667 и градостроительным регламентом зоны "Ж-1-5. Южная зона зданий жилых многоквартирных до 13 этажей".
На основании ГПЗУ от 14.08.2013 на земельном участке размещены две зоны допустимого размещения объекта: жилого многоквартирного дома (зона N 2 допустимого размещения объекта) и административного здания (зона N 1 допустимого размещения объекта). Размер отступа допустимого размещения объекта (от несущих конструкций) между зоной N 1 допустимого размещения объекта и красной линией составляет 1 м.
После завершения строительства жилого дома (зона N 2) земельный участок с кадастровым номером 29:28:104152:37 по заявлению общества разделен 30.12.2015 на два, в результате чего выделен отдельный земельный участок с кадастровым номером 29:28:104152:560, на котором производилось строительство административного здания.
Объекту незавершенного строительства присвоен кадастровый номер 29:28:104152:916.
В соответствии с
пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",
пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией (арендодатель), обществом (арендатор-1) и ООО "Север-Град" (арендатор-2; после переименования - ООО "Техноград") заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 09.07.2019 N 66 148 001, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор(ы) принимает(ют) в пользование на условиях аренды земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) площадью 3 050 кв. м, кадастровый номер 29:28:104152:560, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: установлено относительно ориентира - здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: Архангельская область, городской округ Северодвинск, г. Северодвинск, пр. Морской, 53, примерно в 50 м по направлению на север от ориентира. На земельном участке расположен объект незавершенного строительства.
Согласно пункту 1.4 договора от 09.07.2019 цель использования: однократно для завершения строительства административного здания.
Срок действия договора с 28.02.2018 по 27.02.2021 (пункт 4.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован 17.10.2019.
Арендодателем и арендаторами 27.10.2020 подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 09.07.2019 N 66 148 001, в котором стороны договорились увеличить срок действия договора на три года - по 27.02.2024.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 21.11.2020.
В 2016 году в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Северодвинск" (I раздел - город Северодвинск), утвержденные решением Совета депутатов Северодвинска от 31.10.2007 N 147, внесены изменения, устанавливающие в градостроительном регламенте зоны Ж-1-5 минимальный отступ от всех границ земельного участка - 3 м.
Администрация выдала заявителю ГПЗУ от 26.12.2017 N RU29307000-01318, в разделе 2.3 которого предусмотрены минимальные отступы от границ земельного участка, составляющие 3 м.
Впоследствии на основании обращения общества от 20.01.2022 администрация 31.01.2022 выдала ГПЗУ N РФ-29-2-07-0-00-2022-2360, в разделе 2.3 которого предусмотрены те же минимальные отступы от границ земельного участка, составляющие 3 м.
Заявитель и ООО "Техноград" обратились к администрации с заявлением от 16.08.2022 за получением разрешения по сокращению отступов от границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:560 до строящегося объекта в следующих параметрах: - с севера - отступ 0 метра; - с юга - отступ 2 метра; - с северо-востока - отступ 0 метра; - с северо-запада - отступ 2 метра.
Решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Северодвинска (далее - комиссия) от 19.09.2022 N 01-03-26/2330 в предоставлении муниципальной услуги по названному обращению отказано со ссылкой на возможность рассмотрения данного вопроса только после изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:560 путем получения разрешения на условно разрешенный вид использования "деловое управление" указанного земельного участка.
После изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид "деловое управление" общество повторно обратилось в администрацию с заявлением от 24.11.2022 о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, указав на сокращение отступов от границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:560 до строящегося объекта в следующих параметрах: - с севера - отступ 0 метра; - с юга - отступ 0 метра; - с северо-востока - отступ 0 метра; - с северо-запада - отступ 2 м.
В ответ на это заявление администрация вынесла решение от 09.03.2023 N 04-01-08/1990 об отказе в предоставлении услуги по разрешению на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Впоследствии при повторном рассмотрении обращения общества постановлением Главы Северодвинска от 20.09.2023 N 34 назначены общественные обсуждения по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с кадастровым номером 29:28:104152:916 - нежилого здания, расположенного по адресу: просп. Морской, д. 51, в части сокращения отступа от северной и северо-восточной границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:560 до 0 м, от северо-западной - до 2 м.
Комиссией 16.10.2023 принято заключение о результатах общественных обсуждений, согласно которому рекомендации, поступившие в период проведения общественных обсуждений, приняты к сведению. По итогам рассмотрения заявления общества и ООО "Техноград" на заседании комиссии 22.12.2023 принято решение о направлении рекомендации Главе Северодвинска об отказе в предоставлении испрашиваемого разрешения.
Постановлением администрации от 12.02.2024 N 63-па обществу и ООО "Техноград" отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 29:28:104152:916 на основании
статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и несоответствия представленных к заявлению материалов проектной документации требованиям технических регламентов, а именно подпунктам 8.1.4, 8.1.11 пункта 8.1 раздела 8 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130).
Указанное постановление направлено обществу сопроводительным письмом от 15.02.2024 N 04-01-08/1302, в котором отражена также ссылка на
пункт 2.5.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства", утвержденный постановлением администрации Северодвинска от 26.08.2014 N 418-па (далее - Административный регламент), и указано, что с учетом анализа материалов проектной документации (шифр проекта 012-2013), а также положительного заключения негосударственной экспертизы от 27.01.2015 N 2-1-1-0025-14, представленных к разрешению на строительство от 17.04.2015 N RU 29307000-2015/561, выявлено несоответствие рассматриваемого объекта требованиям технических регламентов. Согласно проектной документации (раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" (далее также ПЗУ)) со стороны просп. Морского предусмотрено расширение существующего въезда-выезда с целью обеспечения проезда, в том числе пожарной техники, правоустанавливающих документов на использование части территории общего пользования к заявлению не представлено, с учетом существующих параметров проезда и предусмотренной расстановки машино-мест на парковке (поз. 4 ПЗУ) проезд пожарной техники не обеспечен, что не соответствует требованиям
пункта 8.1.4 раздела 8 СП 4.13130. Согласно ПЗУ проезд со стороны просп. Морского до парковки (поз. 3 ПЗУ) предусмотрен тупиковым. В соответствии с требованием
пункта 8.1.11 раздела 8 СП 4.13130 тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Согласно ПЗУ размер площадки составляет 11,33 м, что не соответствует требованиям
СП 4.13130.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно
частям 1 и
4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего
Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему
Кодексу.
В силу
пункта 2 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В соответствии со
статьей 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(часть 1).
Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов
(часть 1.1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается
(часть 2).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения
(часть 3).
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений
статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (часть 4).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги определен разделом 2.2 Административного регламента. Так, согласно пункту 2.2.1.2 Административного регламента для получения услуги заявитель обязан представить в том числе заявление о предоставлении услуги, которое должно содержать обоснование того, что отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции соответствуют требованиям технических регламентов, требованиям и рекомендациям строительных норм и правил, иным нормативно-техническим документам, требованиям охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормативам и правилам, не ущемляют права правообладателей смежных земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на них, других объектов недвижимости.
Пунктом 2.5.2 Административного регламента определены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых предусмотрено несоответствие размещения объекта капитального строительства требованиям технических регламентов.
Согласно
части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Также в силу
части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся в том числе национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего
Закона.
Разделом 8.1 СП 4.13130 установлены требования к проходам, проездам и подъездам к жилым и общественным зданиям, сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4.
Согласно
пункту 8.1.4 СП 4.13130 ширина проездов для пожарных автомобилей в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 м - при высоте зданий или сооружений до 13 м включительно; 4,2 м - при высоте зданий или сооружений от 13 м до 46 м включительно; 6 м - при высоте зданий или сооружений более 46 м.
В данном случае согласно ГПЗУ предельная высота здания, которое строило общество, составляет 45 м, следовательно ширина проездов для пожарных автомобилей должна составлять не менее 4,2 м.
Представленная обществом проектная документация включала раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" 012-2013. Лист 2 раздела 2 ПЗУ поименован как "Схема планировочной организации земельного участка. Разбивочный план. М 1:500". Согласно экспликации зданий и сооружений на листе 2 раздела 2 ПЗУ на схеме отражены индивидуальный жилой дом (поз. 1), административное здание (поз. 2), стоянка для временного хранения автомобилей на 9 м/мест (поз. 3), стоянка для временного хранения автомобилей на 5 м/мест (поз. 4), поликлиника (поз. 5). На схеме использованы условные обозначения проектируемого здания, проездов с асфальтобетонным покрытием, тротуаров и с покрытием из тротуарной плитки и с асфальтобетонным покрытием, зона допустимого размещения объекта, границы выделенного земельного участка. При составлении схемы использован масштаб 1:500.
Согласно пояснениям представителя администрации ввиду отсутствия в проектной документации показателей, позволяющих четко определить ширину проезда от границы земельного участка до предусмотренной расстановки машино-мест на парковке (поз. 4 ПЗУ), данные параметры определены администрацией методом интерполяции (ширина проезда (заезда) вычислена линейкой исходя из имеющихся размерных данных), ширина заезда между границей земельного участка и парковочной зоной методом линейной интерполяции определена на схеме 8 мм, что исходя из указанного на схеме масштаба составляет фактически 4 м, то есть меньше величины 4,2 м, установленной
пунктом 8.1.4 СП 4.13130.2013.
Таким образом, ширина проезда к административному зданию не соответствует требованиям пункта 8.1.4 Свода правил
СП 4.13130 ввиду невозможности заезда со стороны просп. Морского без расширения существующего примыкания к просп. Морскому.
Суд первой инстанции верно отметил, что по смыслу
статьи 48 ГрК РФ проектная документация подготавливается применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся в границах принадлежащего застройщику земельного участка. Застройщик в отсутствие законных оснований не вправе влиять на целевое назначение и разрешенное использование смежного земельного участка, в том числе путем проектирования на нем пожарного проезда, обеспечивающего безопасную эксплуатацию возводимого здания.
Правоустанавливающих документов на использование части территории общего пользования в целях расширения существующего въезда-выезда к объекту общества в материалы дела не представлено. При этом администрация отметила и общество не опровергло, что на участке между тротуаром вдоль просп. Морского и примыканием к нему проезда к административному зданию расположен дорожный знак, в связи с чем заезд (маневрирование) пожарной техники без расширения примыкания и переноса знака не представляется возможным.
Ввиду изложенного возможность подъезда пожарных автомобилей к строящемуся административному зданию по проезду надлежащей ширины не обеспечена, что не соответствует требованиям
пункта 8.1.4 СП 4.13130.
Согласно
пункту 8.1.11 СП 4.13130 тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.
В проектной документации проектируемый проезд с асфальтобетонным покрытием обозначен штриховкой, данный поезд заканчивается площадкой, на схеме указан размер площадки 11,33.
По мнению общества, соблюдение требований к площадке для разворота пожарных автомобилей в данном случае не требуется ввиду того, что разделом 9 проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" предусмотрен круговой проезд вокруг здания с просп. Морской.
Вместе с тем в проектной документации (раздел 2) движение транспортных средств по земельному участку с кадастровым номером 29:28:104152:560 предусмотрено со стороны просп. Морского. Земельный участок с кадастровым номером 29:28:104152:560, на котором расположен объект незавершенного строительства, и земельный участок с кадастровым номером 29:28:104152:50 являются смежными, проезды между данными участками в ПЗУ не предусмотрены.
Земельный участок с кадастровым номером 29:28:104152:50 предоставлен третьему лицу (учреждение) на праве постоянного (бессрочного) пользования, территорией общего пользования не является, публичный сервитут для проезда по нему через земельный участок с кадастровым номером 29:28:104152:560 не установлен.
При этом общество не опровергает, что на момент обращения в администрацию и вынесения оспариваемого постановления фактически круговой проезд вокруг строящегося административного здания отсутствует.
Доказательств, что организация такого проезда возможна путем проведения строительных работ исключительно на земельном участке, предоставленном для строительства спорного объекта, материалы дела не содержат.
Каких-либо разрешений на использование (в том числе для проведения работ, необходимых для организации кругового проезда) смежного земельного участка (его части) правообладателем этого участка не выдавалось. Наличие законных оснований для использования земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:50 в качестве проезда с земельного участка с кадастровым номером 29:28:104152:560 не доказано.
Таким образом, оснований полагать проезд к зданию по земельному участку 29:28:104152:560 со стороны просп. Морского сквозным не имеется, а тупиковый проезд должен заканчиваться площадкой для разворота пожарных автомобилей, размер которой составляет не менее чем 15 x 15 м. В данном случае разворотная площадка таких размеров проектной документацией не предусмотрена.
Доводы общества о фактической возможности организации как въезда к административному зданию, так и разворотной площадки требуемых размеров обоснованность оспариваемого постановления не опровергают, поскольку выводы администрации сделаны на основании имеющейся проектной документации, которая наличие въезда к административному зданию установленной ширины, а также разворотной площадки предусмотренных
пунктом 8.1.11 СП 4.13130 размеров не предусматривает.
Сама по себе возможная последующая корректировка проектной документации не опровергает обоснованность выводов, сделанных администрацией исходя из имеющейся проектной документации.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что раздел 9 проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" не представлялся в администрацию в пакете документов к заявлению на выдачу разрешения на строительство. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Поскольку размещение объекта нарушает противопожарные нормы
пунктов 8.1.4,
8.1.11 СП 4.13130, у администрации имелись предусмотренные
пунктом 2.5.2 Административного регламента правовые основания для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Доводы заявителя об ином основаны на ошибочном толковании норм права и не учитывают буквальное содержание
статьи 40 ГрК РФ,
пункта 2.5.2 Административного регламента, предусматривающих возможность получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства только при соблюдении требований технических регламентов.
С учетом названного требования сами по себе результаты публичных слушаний безусловным основанием принятия положительного решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров не являются.
Ссылки общества на заключение эксперта от 25.11.2024 правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку исходя из содержания названного заключения вывод эксперта сделан только на основании проектной документации 012-2013-ПБ, раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" без исследования и оценки раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" 012-2013 и фактического отсутствия кругового проезда к административному зданию.
Судом первой инстанции на основании
статьи 82 АПК РФ правомерно отказано в удовлетворении ходатайства общества о назначении судебно-строительной экспертизы, поскольку на разрешение экспертов заявитель просил поставить вопросы правового характера, выяснение и оценка которых применительно к предмету настоящего спора и представленными доказательствам находится в исключительной компетенции суда, рассматривающего дело.
Кроме того, вступившим в силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2024 года по делу N А05-2878/2024 удовлетворены требования администрации к обществу и ООО "ТехноГрад" об изъятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 29:28:104152:916, местоположение: Архангельская обл., г. Северодвинск, в районе д. 51 по Морскому просп., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 29:28:104152:560, путем продажи с публичных торгов. С учетом данного обстоятельства общество не обосновало, каким образом оспариваемым постановлением фактически нарушаются права и законные интересы заявителя, которые могут быть восстановлены в результате признания постановления администрации недействительным.
Ввиду изложенного является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии установленных
статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Несогласие общества с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина обществом не уплачивалась ввиду удовлетворения ходатайства об отсрочке ее уплаты.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы с общества в соответствии со
статьей 110 АПК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию 30 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями, 110, 269, 271 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2025 года по делу N А05-5681/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИБС-Инвест" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВИБС-Инвест" (ОГРН 1082902000807, ИНН 2902058549; адрес: 164523, Архангельская область, город Северодвинск, проспект Морской, дом 53, офис15-Н) в доход федерального бюджета 30 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.БОЛДЫРЕВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.В.МУРАХИНА