Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.06.2025 N Ф02-1878/2025 по делу N А58-8188/2024
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указывает на невыполнение обществом мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку вступившим в законную силу решением суда на общество была возложена обязанность до начала пожароопасного сезона выполнить противопожарные мероприятия, предусмотренные договором аренды, однако противопожарный разрыв не был очищен, обществом не была произведена пропашка противопожарного разрыва, разрыв захламлен порубочными остатками, стенды и плакаты установлены в других кварталах и выделах.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.06.2025 N Ф02-1878/2025 по делу N А58-8188/2024
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указывает на невыполнение обществом мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку вступившим в законную силу решением суда на общество была возложена обязанность до начала пожароопасного сезона выполнить противопожарные мероприятия, предусмотренные договором аренды, однако противопожарный разрыв не был очищен, обществом не была произведена пропашка противопожарного разрыва, разрыв захламлен порубочными остатками, стенды и плакаты установлены в других кварталах и выделах.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2025 г. N Ф02-1878/2025
Дело N А58-8188/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2025 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Железняк Е.Г., Яцкевич Ю.С.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "Ангара" - Белобородовой Т.А. (паспорт), представителей общества с ограниченной ответственностью "Ангара" - Белобородова М.А. (доверенность от 19.05.2025, паспорт), Кузнецова А.С. (доверенность от 21.04.2025, диплом, паспорт), представителя министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - Кузьмина А-Д.С. (доверенность от 07.01.2025, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ангара" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2024 года по делу N А58-8188/2024, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2025 года по тому же делу,
установил:
министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ангара" (далее - общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 10.01.2020 N 27А.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2025 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В кассационной жалобе приведены доводы об ошибочности выводов судов о наличии оснований для расторжения договора. Судами не учтено, что общество действовало добросовестно и приняло исчерпывающие меры, направленные на исполнение договорных обязательств. Выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов в установленный срок не представилось возможным, поскольку ГКУ "Алданское лесничество" незаконно отказало в принятии лесных деклараций. Претензионный порядок урегулирования спора не соблюден. В нарушение положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не привлекли к участию в деле ГКУ "Алданское лесничество".
Поступившие от общества дополнения к кассационной жалобе не приняты судом кассационной инстанции, поскольку поданы с нарушением требований, установленных абзацем вторым части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части представления суду доказательств его направления иным лицам, участвующим в деле (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"). Дополнения поступили в электронном виде посредством информационной системы "Мой Арбитр", поэтому фактическому возврату на бумажном носителе указанному лицу не подлежат.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.01.2020 сторонами заключен договор аренды N 27А, по условиям которого обществу в целях заготовки древесины во временное пользование передан лесной участок с кадастровыми номерами 14:02:000000:5355, 14:02:000000:5357, площадью 54538 га, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, земли лесного фонда Алданского лесничества, Верхне-Амгинское участковое лесничество, эксплуатационные, защитные леса в квартале N 19-26, 56-64, 101-112, 152-163, 194-206, 234-239, 263-268.
В силу пункта 3.4 договора общество обязано осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к договору аренды.
Во исполнение условий договора обществом разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, которым установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов (таблица N 13):
- прокладка противопожарных разрывов - 2,2 км;
- установка 2 стендов и 5 плакатов;
- благоустройство одной зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах;
- строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Министерством обществу направлена претензия от 16.05.2023 о необходимости выполнения указанных мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.02.2024 по делу N А58-9474/2023 на общество возложена обязанность выполнить противопожарные мероприятия, предусмотренные договором аренды.
Ссылаясь на невыполнение обществом мероприятий по противопожарному обустройству лесов за 2020-2023 годы, министерство обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 450, 453, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 24, 51, 53.1, 71 Лесного кодекса Российской Федерации и исходили того, что общество в установленные сроки не выполнило мероприятия по противопожарному обустройству лесов, в связи с чем расторгли договор аренды лесного участка.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций основанными на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.
К мерам пожарной безопасности в лесах относится предупреждение лесных пожаров (статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах. Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); 5) создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; 6) проведение гидромелиорации земель; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) от 15.02.2024 по делу N А58-9474/2023 на общество возложена обязанность до начала пожароопасного сезона 2024 года выполнить противопожарные мероприятия, предусмотренные договором аренды, а именно, выполнить прокладку противопожарных разрывов протяженностью 8,8 км; установить 2 стенда и 5 плакатов; благоустроить зону отдыха граждан в квартале 206 выделе 39; построить пункт сосредоточения противопожарного инвентаря.
Из акта проверки исполнения договорных обязанностей от 21.08.2024 следует, что противопожарный разрыв протяженностью 2,2 км не очищен обществом от растительного покрова, стенды и плакаты установлены в других кварталах и выделах.
В акте проверки исполнения договорных обязательств от 03.12.2024 отмечено, что обществом не произведена пропашка противопожарного разрыва, он захламлен порубочными остатками, стенды и плакаты установлены в других кварталах и выделах.
С учетом приведенных доказательств суды пришли к верному выводу о том, что обществом до начала пожароопасного сезона 2024 года не выполнены мероприятия по противопожарному обустройству лесов и не исполнено вступившее в законную силу решение суда.
При таких обстоятельствах суды, посчитав, указанные нарушения существенными, правильно применив положения статей 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворили заявленные требования и расторгли договор аренды лесного участка.
Правовых оснований для других выводов, в том числе для иной оценки представленных доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о несоблюдении министерством досудебного порядка урегулирования спора отклоняются как противоречащие материалам делам. Претензией от 16.05.2023 министерство известило общество о необходимости проведения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, предусмотренных проектом освоения лесов и договором аренды.
Ссылки общества на ненадлежащее исполнение ГКУ "Алданское лесничество" обязанностей по принятию лесных деклараций не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Сведения о том, что действия ГКУ "Алданское лесничество", выразившиеся в непринятии лесных деклараций, признавались незаконными, суду не представлены. При этом в силу положений статей 23.3, 26 Лесного кодекса Российской Федерации требование о необходимости подачи лесной декларации не препятствовало выполнению работ по противопожарному обустройству лесов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правомерно не установили оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица - ГКУ "Алданское лесничество", поскольку права и обязанности данной организации принятыми по делу судебными актами не затронуты.
Доводы общества о том, что в настоящее время все мероприятия, проведение которых предусмотрено договором выполнены, подлежат отклонению, поскольку установлен факт частичного устранения допущенных нарушений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не являются достаточным основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2024 года по делу N А58-8188/2024 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2025 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.П.КУШНАРЕВА
Судьи
Е.Г.ЖЕЛЕЗНЯК
Ю.С.ЯЦКЕВИЧ