Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2025 по делу N 88-4794/2025 (УИД 06RS0006-01-2023-004812-51)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О возложении обязанности по выплате единовременного пособия.
Обстоятельства: Не правомерен отказ ответчика в выплате истцу единовременного пособия ввиду присвоения ему категории годности к военной службе - "Д" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", исключающей возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и установлении инвалидности с определением ее причины в формулировке "военная травма".
Решение: Удовлетворено.


Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2025 по делу N 88-4794/2025 (УИД 06RS0006-01-2023-004812-51)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О возложении обязанности по выплате единовременного пособия.
Обстоятельства: Не правомерен отказ ответчика в выплате истцу единовременного пособия ввиду присвоения ему категории годности к военной службе - "Д" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", исключающей возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и установлении инвалидности с определением ее причины в формулировке "военная травма".
Решение: Удовлетворено.

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2025 г. по делу N 88-4794/2025
УИД 06RS0006-01-2023-004812-51
N дела 2-962/2024
в суде первой инстанции
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.
с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.М. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Ингушетия о признании незаконным решения и возложении обязанности по выплате единовременного пособия,
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 апреля 2024 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 декабря 2024 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав представителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Ингушетия - А.Л., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гаринина Э.П., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
А.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Ингушетия в котором просил признать незаконным и отменить заключение УФССП России по Республике Ингушетия от 19 сентября 2023 года N 47 по вопросу выплаты единовременного пособия, признать за ним право на выплату единовременного пособия в связи с получением им травмы при выполнении служебных обязанностей, обязать ответчика принять решение об осуществлении данной выплаты с учетом индексации.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 апреля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 декабря 2024 года иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе УФССП России по Республике Ингушетия поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не прибывших в судебное заседание, но уведомленных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, А.М. проходил службу в УФССП России по Республике Ингушетия в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Малгобекского районного отделения судебных приставов.
Приказом УФССП России по Республике Ингушетия от 10 марта 2023 года N 09-рк истец был командирован в г. Грозный для участия во втором отборочном этапе чемпионата ФССП России по комплексному единоборству по СКФО с 14 по 16 марта 2023 года.
Из заключения УФССП России по Республике Ингушетия по расследованию несчастного случая в связи с получением А.М. травмы при выполнении служебных обязанностей следует, что 14 марта 2023 года истец в ходе боя в рамках вышеуказанного мероприятия получил удар в область носа, потерял сознание и был доставлен в ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш.Ш. Эпендиева", где согласно справке N 1254 ему поставлен диагноз "Перелом костей носа (со смещением)".
Согласно выписке из медицинской карты N 2481 ГБУЗ "Малгобекская центральная районная больница" истцу впоследствии поставлен диагноз "сотрясение головного мозга, подкожное кровоизлияние параорбитальной области слева, закрытый оскольчатый перелом костей носа со смещением, состояние после тампонады носа".
В соответствии со справкой ФГКУ "412 ВГ" Министерства обороны Российской Федерации от 16 мая 2023 года А.М. находился на стационарном (амбулаторном) лечении с 16 по 27 марта 2023 года в ГБУЗ "Малгобекская центральная районная больница", с 28 марта 2023 года в ГБУЗ "Городская поликлиника" Республики Ингушетия, с 12 мая 2023 года в поликлинике ФГКУ "412 ВГ" Министерства обороны РФ с диагнозом "Закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга с формированием контузионных очагов, подкожное кровоизлияние параорбитальной области слева, закрытый оскольчатый перелом костей носа со смещением отломков, стойко выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром, выраженный вертибуло-атаксический синдром, астено-невротический синдром, со стойко умеренно-выраженным снижением когнитивных функций", при этом указано, что в соответствии с перечнем увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 855, данная травма относится к тяжелому увечью, полученному 14 марта 2023 года при исполнении служебных обязанностей.
8 июня 2023 года истец освидетельствован военно-врачебной комиссией ФГКУ "412 ВГ" Министерства обороны Российской Федерации на основании направления руководителя УФССП России по Республике Ингушетия от 2 июня 2023 года.
Согласно свидетельству о болезни N 41/93 по результатам освидетельствования истцу поставлен диагноз "Состояние после закрытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга с формированием контузионных очагов, подкожного кровоизлияния параорбитальной области слева, закрытый оскольчатый перелом костей носа со смещением, состояние после тампонады носа, в виде стойко выраженного гипертензионно-гидроцефального синдрома, с частыми ликвородинамическими кризами, со стойкими ограничениями функции статистики ходьбы. Посттравматическая энцефалопатия 2 ст., выраженный вертибуло-атаксический синдром, астено-невротический синдром, со стойко умеренно-выраженным снижением когнитивных функций" (статья 25 пункта "а" Военная травма).
В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии ФГКУ "412 ВГ" Министерства обороны Российской Федерации N 93 на основании ст. 25 п. "а" графы 3 требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательственных диагностических исследований (приказ ФССП России от 17 июня 2020 года N 469) он признан негодным к военной службе, к службе в органах принудительного исполнения.
Приказом ФССП России от 21 июля 2023 года N 5827-лс в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах принудительного исполнения.
На основании заявления истца А.М. о выплате ему единовременного пособия на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 283-ФЗ УФССП России по Республике Ингушетия проведена служебная проверка по рассмотрению вопроса выплаты единовременного пособия в связи с получением травмы при исполнении истцом служебных обязанностей.
Согласно заключению служебной проверки от 19 сентября 2023 года истцу отказано в выплате единовременного пособия со ссылкой на отсутствие в заключении военно-врачебной комиссии ФГКУ "412 ВГ" Министерства обороны Российской Федерации от 8 июня 2023 года N 93 указания на наличие причинной связи получения им травмы в связи с выполнением служебных обязанностей.
Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы N 1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Ингушетия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации серии МСЭ - 2023 N 1743932 А.М. установлена 2 группа инвалидности с формулировкой "Военная травма".
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о неправомерности отказа ответчика в выплате истцу единовременного пособия ввиду присвоения ему категории годности к военной службе - "Д" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", исключающей возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и установлении инвалидности с определением ее причины в формулировке "военная травма".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни и здоровья, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона N 328-ФЗ установлено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в органах принудительного исполнения в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах принудительного исполнения.
Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены страховые гарантии сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Таким образом, предусмотренным законом условием получения единовременного пособия является такое повреждение сотрудником здоровья, которое, связано с выполнением служебных обязанностей и одновременно исключает возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 12 Федерального закона N 283-ФЗ правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В соответствии с п. 2 Правил выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - правила) сотрудникам органов принудительного исполнения или членам их семей выплачивается единовременное пособие, в том числе, в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах принудительного исполнения.
Согласно п. 6 Правил граждане (члены семьи) для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника, гражданина Российской Федерации, увечья или иного повреждения здоровья сотрудника подают письменное заявление на имя руководителя органа принудительного исполнения, в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность).
В силу п. 18 указанных Правил для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае получения травмы в комиссию представляются: заявление о выплате единовременного пособия; копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником травмы в связи с выполнением служебных обязанностей или другие документы, подтверждающие факт получения сотрудником травмы в связи с выполнением служебных обязанностей (справка о травме, акт об обстоятельствах получения ранения, контузии, травмы, увечья, справка об обстоятельствах ранения, контузии, травмы, увечья, решение суда); копия приказа (выписка из приказа) об увольнении сотрудника со службы по болезни или по состоянию здоровья; заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе с формулировкой "ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения" или "не годен к службе в органах принудительного исполнения" в связи с установлением причинной связи получения травмы с выполнением служебных обязанностей; справка ВВК для оформления документов на выплату единовременного пособия.
Приведенные положения закона судами учтены при разрешении исковых требований.
Факт получения истцом в период прохождения службы в УФССП России по Республике Ингушетия 14 марта 2023 г., травмы(увечья) подтверждается материалами дела.
Доводы жалобы о том, отсутствует в заключении военно-врачебной комиссии указания на наличие причинно-следственной связи полученной истцом травмы и исполнением им служебных обязанностей были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
В силу пункта 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебная экспертиза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагается, в том числе определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти сотрудников.
Согласно свидетельства о болезни N с41/93 выданного военно-врачебной комиссией ФГКУ "412 ВГ" МО РФ от 8 июня 2023 года, установлена причинная связь увечья - "военная травма".
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Кассационная жалоба не содержит доводов, нуждающихся в дополнительной проверке судом кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нижестоящими судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 апреля 2024 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 декабря 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.КАМЫШОВА
Судьи
Г.Ф.КОРНИЕНКО
С.В.ЧЕРЧАГА
Мотивированный текст определения изготовлен 23 июня 2025 года.