Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2025 по делу N 88-12002/2025 (УИД 64RS0034-02-2024-000054-08)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение.


Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2025 по делу N 88-12002/2025 (УИД 64RS0034-02-2024-000054-08)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение.

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2025 г. по делу N 88-12002/2025
N 2-73/2024
УИД 64RS0034-02-2024-000054-08
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е.,
судей Земсковой Н.В., Зотовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области
на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 19 апреля 2024 г., дополнительное решение Саратовского районного суда Саратовской области от 12 сентября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 января 2025 г.
заслушав доклад судьи Земсковой Н.В., выслушав представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области по доверенности С., поддержавшую кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней, истца К., его представителя А., возражавших на кассационную жалобу,
установила:
К. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОСФР по Саратовской области) о признании незаконным решений от 27 ноября 2023 г., от 6 марта 2024 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить страховую пенсию.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 19 апреля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 января 2025 г., исковые требования К. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОСФР по Саратовской области от 6 марта 2024 г., на ОСФР по Саратовской области возложена обязанность включить в специальный стаж К., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику Государственной противопожарной службы периоды работы с 1 апреля 2005 г. по 30 июня 2006 г., 1 июля 2006 г. по 11 августа 2007 г., с 13 января 2016 г. по 19 апреля 2016 г., с 3 марта 2015 г. по 11 марта 2015 г. в специальный стаж работы, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости. С ОСФР по Саратовской области в пользу К. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Дополнительным решением Саратовского районного суда Саратовской области от 12 сентября 2024 г. К. назначена досрочная страховая пенсия по старости с 31 июля 2023 г.
В кассационной жалобе ответчик ОСФР по Саратовской области просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
Судом установлено, что при обращении к ответчику 31 июля 2023 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, К. решением ОСФР по Саратовской области от 6 марта 2024 г. в назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
По мнению ОСФР по Саратовской области страховой стаж К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет 38 лет 4 месяца 3 дня, стаж на соответствующих видах работ - 22 года 10 месяцев 12 дней при необходимом специальном стаже продолжительностью 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 65,614.
Ответчик не включил в специальный стаж К. в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды с 1 апреля 2005 г. по 30 июня 2006 г. в качестве начальника караула 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское, с 1 июля 2006 г. по 11 августа 2007 г. в качестве начальника караула 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское в ОГУ "10 ОПС", с 13 января 2016 г. по 19 апреля 2016 г. нахождение на курсах повышения квалификации, с 3 марта 2015 г. по 11 марта 2015 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из доказанности факта занятости истца в спорные периоды работы в должности и учреждении, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, пришел к выводу о незаконности решения ОСФР по Саратовской области от 6 марта 2024 г., что явилось основанием для удовлетворения исковых требований, возложении на ОСФР по Саратовской области обязанности включить в специальный стаж К., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорные периоды, назначить страховую пенсию с 31 июля 2023 г.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что 36 пожарно-спасательная часть (по охране с. Воскресенское) 10 пожарно-спасательного отряда федеральной службы Государственной противопожарной службы относится к государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Неоплата работодателем страховых взносов в пенсионный орган не должна нарушать права истца на включение в страховой стаж спорных периодов при наличии такой обязанности у работодателя, а не у работника.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено статей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 41).
В силу положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3), утратившим силу с 1 января 2023 г., возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, если они отработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Досрочное назначение страховой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Закона о страховых пенсиях, которой установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Страхователь представляет о каждом работающем у него лице следующие сведения и документы: периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в отношении застрахованных лиц, которые в отчетном периоде выполняли работу (осуществляли деятельность), дающую право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30, 31, пунктами 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Однако суды первой и апелляционной инстанции приведенные нормативные положения, определяющие условия, при наличии которых периоды работы истца в качестве начальника караула 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское в ОГУ "10 ОПС", периоды нахождения на курсах повышения квалификации могли быть включены в специальный стаж работы в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", к спорным отношениям не применили, доводы ответчика ОСФР по Саратовской области относительно отсутствия правовых оснований для включения указанных периодов в специальный стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оставили без должного внимания и рассмотрения по существу.
Судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что по требованиям К. о включении периодов работы с 1 апреля 2005 г. по 30 июня 2006 г. в качестве начальника караула 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское, с 1 июля 2006 г. по 11 августа 2007 г. в качестве начальника караула 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское в ОГУ "10 ОПС" в специальный стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, с учетом позиции ответчика, доводов, приведенных в возражениях на исковое заявление и в апелляционной жалобе, юридически значимым являлось установление обстоятельств: в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское в спорный период, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной части, в том числе, занимаемой истцом должности, учитывая, что архивная справка, выданная начальником ОГУ "10 ОПС" Саратовской области", справка Главного управления МЧС России по Саратовской области от 5 апреля 2024 г., приказ N 311/225 от 15 августа 2006 г. "Об утверждении штатных расписаний сотрудников и работников Государственной противопожарной службе Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуация Саратовской области" содержат ссылку на постановления Саратовской области N 85-п от 14 марта 2005 г., N 166-п от 16 мая 2006 г. (имеются в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в справочно-правовых системах), которыми регулировались вопросы создания противопожарной службы и ее финансирования; предоставлялись ли работодателем в отношения истца сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды с указанием кода особых (льготных) условий труда, учитывая, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 3 сентября 1999 г., работодателем выдана истцу справка, уточняющая особый характер и условия труда, за спорный период, которая не содержит в основание ее выдачи ссылок на документы, определяющие статус 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское как федеральную противопожарную службу, в то же время содержит сведения об отсутствии уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу по спорным периодам 2015, 2016 г.г.
Обстоятельства наличия у истца стажа работы в спорный период времени (который имел место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования), подтвержденного сведениями индивидуального (персонифицированного) учета на соответствующий видах работ, а также фактического осуществления истцом в спорный период деятельности в федеральной противопожарной службы, подтвержденных доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и как следствие, наличие оснований для включения спорных периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, судами первой и апелляционной инстанции не устанавливались, эти обстоятельства не вошли в предмет доказывания по настоящему делу и правовой оценки в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права не получили.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований К. о включении спорных периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ сделан без установления вышеуказанных обстоятельств, а требование истца о признании его приобретшим право на досрочное назначение пенсии по старости с 31 июля 2023 г. обусловлено наличием специального стажа продолжительностью 25 лет с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы, то подлежат установлению также обстоятельства наличия у истца права на признание его приобретшим право на досрочное назначение пенсии по старости, исходя из периодов работы, включенных в специальный стаж решением ОСФР по Саратовской области и решением суда.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для включения спорных периодов работы в качестве начальника караула 36-й пожарной части по охране <...> пожарной части по охране с. Воскресенское ОГУ "10 ОПС" в специальный стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, признании истца приобретшим право на досрочное назначение пенсии по старости не отвечают требованиям закона, сделаны без учета норм материального права, а также без установления имеющих значение для дела обстоятельств.
При таких обстоятельствах, решение Саратовского районного суда Саратовской области от 19 апреля 2024 г., дополнительное решение Саратовского районного суда Саратовской области от 12 сентября 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 января 2025 г. нельзя признать законными и обоснованными, поскольку они приняты с нарушением норм материального права, подлежат отмене с направлением на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 19 апреля 2024 г., дополнительное решение Саратовского районного суда Саратовской области от 12 сентября 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 января 2025 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Саратовский районный суд Саратовской области.
Мотивированное определение изготовлено 25 мая 2025 г.