Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2025 N 88-3662/2025 по делу N 2а-4681/2024 (УИД 65RS0001-01-2024-003780-13)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что неисполнение требований пожарной безопасности в отделении почтовой связи создает предпосылки для возникновения на территории муниципального образования городского округа чрезвычайной ситуации и угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2025 N 88-3662/2025 по делу N 2а-4681/2024 (УИД 65RS0001-01-2024-003780-13)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что неисполнение требований пожарной безопасности в отделении почтовой связи создает предпосылки для возникновения на территории муниципального образования городского округа чрезвычайной ситуации и угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2025 г. N 88-3662/2025
Дело N 2а-4681/2024
УИД 65RS0001-01-2024-003780-13
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалева С.А.,
судей Куратова А.А., Кургуновой Н.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сахалинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной почтовой связи Сахалинской области - филиалу акционерного общества "Почта России" о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности
по кассационной жалобе акционерного общества "Почта России" на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 декабря 2024 г.
Заслушав доклад судьи Ковалева С.А., выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Плетневу С.Н., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Южно-Сахалинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной почтовой связи Сахалинской области - филиалу акционерного общества "Почта России" (далее по тексту УФПС Сахалинской области) о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Южно-Сахалинска проведена проверка исполнения отделениями почтовой связи, расположенными на территории городского округа "город Южно-Сахалинск", требований пожарной безопасности, в рамках которой установлено, что в нарушение обязательных нормативных требований пожарной безопасности в отделении почтовой связи N 8, расположенном по адресу: <адрес> А, отсутствует указатель противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; в здании отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения; огнетушители не размещены в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, и не установлены на подвесных кронштейнах. Неисполнение требований пожарной безопасности создает предпосылки для возникновения на территории муниципального образования городской округ "город Южно-Сахалинск" чрезвычайной ситуации и угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц.
С учетом уточнения исковых требований истец просит суд возложить на УФПС Сахалинской области филиал АО "Почта России" обязанность в отделении почтовой связи, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер N устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить указатель противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; обеспечить здание источником наружного противопожарного водоснабжения; разместить огнетушители в специальные подставки из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, или на подвесные кронштейны.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Южно-Сахалинска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (далее по тексту - ТО НД и ПР г. Южно-Сахалинска УНД и ПР Главного управления МЧС России по Сахалинской области) и Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области.
Дело рассмотрено судом в порядке административного судопроизводства.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 июля 2024 г. административное исковое заявление удовлетворено.
На УФПС Сахалинской области филиал АО "Почта России" возложена обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в отделении почтовой связи Южно-Сахалинск 693008 (кадастровый номер N установить указатель противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения; обеспечить здание источником наружного противопожарного водоснабжения; разместить огнетушители в специальные подставки из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, или на подвесные кронштейны.
Определением суда от 28 ноября 2024 г. настоящее административное дело с апелляционной жалобой представителя акционерного общества "Почта России" (далее- АО "Почта России") С. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 июля 2024 г. передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Сахалинского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 декабря 2024 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым на АО "Почта России" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу, в отделении почтовой связи Южно-Сахалинск 693006, расположенного по адресу: <адрес> А, кадастровый номер N установить указатель противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; обеспечить здание источником наружного противопожарного водоснабжения; разместить огнетушители в специальные подставки из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, или на подвесные кронштейны.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Южно-Сахалинска, предъявленных к управлению Федеральной почтовой связи Сахалинской области, отказано.
С АО "Почта России" в бюджет муниципального образования "город Южно-Сахалинск" взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе и дополнении к ней АО "Почта России" просит отменить судебные постановления нижестоящих инстанций, как незаконные.
Возражений относительно кассационной жалобы и дополнении к ней в адрес суда не поступало.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, исходя из требований
главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 декабря 2024 г.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи и установив, что выявленные и указанные в акте проверки от 29 февраля 2024 г. недостатки (отсутствует указатель противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; здание не обеспечено источником наружного противопожарного водоснабжения; огнетушители не размещены в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, и не установлены на подвесных кронштейнах) ведут к существенному нарушению предусмотренных законом прав неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья, имущества от пожаров, а также создают угрозу возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела указанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены, суды двух инстанций пришли к единому выводу о правомерности требований прокурора и наличии оснований для возложения на ответственных лиц обязанности по их устранению.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости возложения на ответственное лицо обязанности по устранению указанных недостатков, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии со
статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре, и которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара, и принял во внимание, что прокурором заявлено о приведении в соответствие с требованиями пожарной безопасности отделения почтовой связи, доступного для посещения неопределенного круга лиц, в том числе маломобильных граждан, что направлено на исключение возможности причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения имущества.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда о возложении обязанности по устранению выявленных недостатков на УФПС Сахалинской области - филиал АО "Почта России".
Отменяя решение суда по жалобе ответчика АО "Почта России", ссылающегося, в числе прочего, на то, что УФПС по Сахалинской области - филиал АО "Почта России" не является юридическим лицом, не может быть ответчиком в суде, суд апелляционной инстанции принял по делу новое решение, возложив такую обязанность на АО "Почта России".
Достаточных оснований для иных выводов в кассационной жалобе не приведено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он не являлся ответчиком по данному спору, поскольку АО "Почта России" не указано в качестве такового в решении суда первой инстанции и прокурор в иске просил возложить обязанность по устранению недостатков на филиал АО "Почта России" безосновательны.
Вопреки утверждениям заявителя, в исковом заявлении прокурора и уточнении к нему прямо указано в качестве ответчика АО "Почта России" (л.д. 3 - 8), а допущенная судом первой инстанции ошибка, на которую указывает заявитель жалобы, устранена судом апелляционной инстанции.
Также, не оспаривая возложение обязанности в части установки в отделении почтовой связи 693008 указателя противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо светового указателя, подключенного к сети электроснабжения и включенного в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения, заявитель выражает несогласие с возложением на него обязанности по обеспечению здания источником наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями
статьи 48 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Заявитель указывает на то, что здание по <адрес> А, является многоквартирным домом (далее - МКД), отделение почтовой связи 693008 расположено в помещениях 1 этажа в указанном МКД, при этом источник наружного противопожарного водоснабжения (гидрант), расположен за пределами помещений отделения почтовой связи и находится в зоне эксплуатационной ответственности ООО "РВК-Сахалин". Кроме того, источником наружного противопожарного водоснабжения обеспечиваются здания, а не отдельные помещения; источник наружного противопожарного водоснабжения многоквартирного жилого дома является общим имуществом дома; в силу
статьи 161 ЖК РФ управление общим имуществом дома обеспечивается управляющей компанией, а не собственником расположенных в нем нежилых помещений. Также, обращает внимание, на то, что создание источников наружного противопожарного водоснабжения является обязанностью органов местного самоуправления со ссылкой на
пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, в связи с чем не является обязанностью ответчика.
Приведенные кассационной жалобе доводы не создают оснований для отмены принятого по делу апелляционного определения, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Статьей 63 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" регулируются требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со
статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу
статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение
Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом
пункте (пункт 1).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в
пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (
абзац четвертый пункта 3 статьи 22 этого же закона).
В силу абзаца второго части 11 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник здания является лицом, ответственным за эксплуатацию здания.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила).
Пунктом 48 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Необходимость устройства наружного противопожарного водоснабжения установлена
статьями 62,
68 и
99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), а состав и функциональные характеристики источников наружного противопожарного водоснабжения нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется Техническим регламентом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности (часть 3 статьи 62 названного регламента).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Технического регламента его положения обязательны для исполнения, в том числе и при эксплуатации объектов защиты.
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Частью 3 статьи 68 Технического регламента установлены требования о необходимости наличия наружного противопожарного водоснабжения на территории населенных пунктов, а также находящихся на них зданий, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого, данной сетью, здания.
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. N 225 утвержден
свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Согласно пункту 8.9 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Таким образом, источниками наружного противопожарного водоснабжения являются водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации и противопожарные резервуары, а не пожарные гидранты сами по себе, как на то указывает заявитель.
Поскольку данных об отсутствии системы водоснабжения в здании многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> в <адрес>, на 1 этаже которого расположено принадлежащее ответчику помещение, судом не установлено, наличие водопроводной сети в указанном здании заявителем жалобы не оспаривается, суд, разрешая спор, правомерно исходил из того, что расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети в соответствии с вышеприведенными противопожарными требованиями является обязанностью собственника помещения, а не органа местного самоуправления или управляющей организации.
Поскольку заявителем не оспаривается необходимость обеспечения территории принадлежащей ему организации - почтового отделения 693008, предназначенного для доступа неопределенного круга лиц, источниками пожаротушения, предусмотренными
статьей 62 Закона N 123-ФЗ, как и не оспаривается факт отсутствия таких источников, выводы суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению принадлежащего ему на праве собственности помещения, используемого для доступа неопределенного круга лиц, такими источниками являются правильными.
Выводы судов соответствуют вышеприведенными требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Предусмотренных
статьей 379.7 ГПК РФ оснований к отмене апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 декабря 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Почта России" - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 9 июня 2025 г.