Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2025 N 88а-12339/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 06.11.2024 N 33а-13984/2024 (УИД 52RS0009-01-2024-002039-93)
Категория: Споры с МВД России.
Требования: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение ответчиком условий его содержания в изоляторе временного содержания.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 06.11.2024 N 33а-13984/2024 (УИД 52RS0009-01-2024-002039-93)
Категория: Споры с МВД России.
Требования: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение ответчиком условий его содержания в изоляторе временного содержания.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2024 г. N 33а-13984/2024
УИД 52RS0009-01-2024-002039-93
Судья: Попов С.Б.
Дело N 2а-2098/2024
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего: Кулаевой Е.В.,
судей: Гущевой Н.В., Кучеровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания: З.,
с участием А. (посредством видеоконференц-связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гущевой Н.В. административное дело по апелляционной жалобе А.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению А. к Отделу МВД России "Арзамасский", Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по Нижегородской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установила:
Административный истец А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> В обоснование заявленных требований указано, что в период с 15.07.2022 по настоящее время неоднократно содержался в ИВС ОМВД России по г. Арзамасу с нарушениями условий содержания, выразившихся в недостаточном уровне освещения и естественной вентиляции, в связи с отсутствием окон в камерах, сыростью в камере, не соблюдении правил приватности при оборудовании санузла, невозможности поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, отсутствии пожарного выхода и радиоточки, не предоставлении питания при этапировании из СИЗО в ИВС, не соответствии нормам диетического питания.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2024 г. административные исковые требования А. были удовлетворены частично.
С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу А. взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе А. ставит вопрос об отмене решения Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2024 г., как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции А. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст. ст. 55 - 57 КАС РФ, в суд не направили.
Руководствуясь ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по административным делам Нижегородского областного суда с учетом ст. 308 КАС РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 названного Федерального закона).
Пунктом 9 ст. 17 Федерального закона N 103-ФЗ закреплено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
А. содержался в ИВС ОМВД России "Арзамасский" в спорный период:
- с 15.07.2022 года 21 час. 10 мин. по 18.07.2022 года 07 час. 30 мин. (в камере N 1) - 58 час. 20 мин.,
- с 28.07.2022 года 00 час. 20 мин. по 28.07.2022 года 17 час. 00 мин. (в камере N 5) - 16 час. 40 мин.,
- с 03.08.2022 года 19 час. 45 мин. по 05.08.2022 года 18 час. 00 мин. (в камере N 5) - 46 час. 15 мин.,
- с 24.08.2022 года 18 час. 30 мин. по 26.08.2022 года 16 час. 00 мин. (в камере N 5) - 45 час. 30 мин.,
- с 29.08.2022 года 11 час. 30 мин. по 01.09.2022 года 14.00 час. (в камере N 5) - 73 час. 30 мин.,
- с 12.09.2022 года 12 час. 00 мин. по 14.09.2022 года 17 час. 45 мин. (в камере N 5) - 53 час. 45 мин.,
- с 03.10.2022 года 11 час. 50 мин. по 04.10.2022 года 15 час. 30 мин. (в камере N 5) - 27 час. 40 мин.,
- с 31.10.2022 года 12 час. 00 мин. по 02.11.2022 года 19 час. 15 мин. (в камере N 4) - 55 час. 15 мин.,
- с 07.11.2022 года 11 час. 30 мин. по 09.11.2022 года 16 час. 00 мин (в камере N 5) - 52 час. 30 мин.,
- с 22.11.2022 года 18 час. 15 мин. по 23.11.2022 года 17 час. 00 мин. (в камере N 5) - 22 час. 45 мин.,
- с 14.12.2022 года 21 час. 20 мин. по 16.12.2022 года 18 час. 00 мин. (камера N 5) - 44 час. 40 мин.,
- с 19.01.2023 года 00 час. 30 мин. по 19.01.2023 года 17 час. 30 мин. (в камере N 7) - 17 час. 00 мин.,
- с 27.02.2023 года 12 час. 30 мин. по 28.02.2023 года 16 час. 00 мин. (в камере N 5) - 27 час. 30 мин.,
- с 02.05.2023 года 11 час. 30 мин. по 03.05.2023 года 18 час. 00 мин. (в камере N 5) - 30 час. 30 мин.,
- с 16.05.2023 года 22 час. 40 мин. по 17.05.2023 года 17 час. 00 мин. (в камере N 7) - 18 час. 20 мин.,
- с 31.07.2023 года 12 час. 10 мин. по 02.08.2023 года 15 час. 30 мин. (в камере N 5) - 51 час. 20 мин.,
- с 14.08.2023 года 12 час. 45 мин. по 16.08.2023 года 15 час. 30 мин. (в камере N 7) - 50 час. 45 мин.,
- с 23.08.2023 года 17 час. 00 мин. по 25.08.2023 года 17 час. 15 мин. (в камере N 7) - 48 час. 15 мин.,
- с 20.12.2023 года 19 час. 30 мин. по 22.12.2023 года 17 час. 30 мин. (в камере N 1) - 46 час.,
- с 06.05.2024 года 12 час. 00 мин. по 07.05.2024 года 18 час. 20 мин. (в камере N 1) - 30 час. 20 мин.
А всего 816 час. 50 мин. (34 дня 50 мин.).
Судом установлено, что А. состоял на диспансерном наблюдении <данные изъяты>.
В соответствии с Приложением N 4 к Приказу МВД России от 19.10.2012 N 966 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту", больным лицам, находящимся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, положена повышенная норма питания.
Проанализировав представленные в материалы дела документы о питании, в частности, ведомости питания, суд первой инстанции пришел к выводу, что А., в нарушение норм действующего законодательства, не был обеспечен в период нахождения в ИВС дополнительным питанием, что послужило основанием для присуждения ему соответствующей компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, правильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что в соответствии с техническим паспортом изолятора временного содержания ОМВД России "Арзамасский" от 10.01.2023, ИВС оборудован в подвальном помещении основного административного здания ОМВД России "Арзамасский", год постройки - 1974; камеры в количестве 8 штук из них камера N 1 - 4 спальных места, камера N 4 - 3 спальных места, N 5 - 6 спальных мест, камера N 7 - 4 спальных места; в камерах ИВС установлены унитазы и умывальники, приватная зона имеет ограждение и дверь из листового металла высотой 1 метр; запасной выход отсутствует; имеется холодное водоснабжение, подведенное в 8 камер, горячее водоснабжение имеется в комнате для подогрева пищи, медицинском кабинете, душевая комната для помывки спецконтингента оборудована электроводонагревателем накопительного действия на 80 л.; в камерах ИВС имеются трубы центрального отопления, замурованные в стены; пожарный гидрант отсутствует; вентиляция естественная приточно-вытяжная в камерах 1, 5, осуществляется через окна; имеется принудительная вентиляция приточная и вытяжная; в камерах 1, 5 имеются оконные проемы размером 45Х50; естественное освещение камер отсутствует; имеется искусственное освещение, которое представлено основным и дежурным светильниками закрытого исполнения с металлической решеткой и стеклянным колпаком на стене над входом в камеру (дежурное) и на потолке над столом (основное), в камерах N 1, 5. 7 по 4 светильника, в камерах 2, 3, 4. 6, 8 по 3 светильника, аварийное освещение, прогулочный двор, пожарная сигнализация, слуховые окна, пожарный инвентарь.
Согласно протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы (уровней освещенности) N 2/25 от 24.06.2022 выполненному ИЛЦ ММСЧ МВД России по Нижегородской области, уровень искусственной освещенности в камерах N N 1-5, 7 соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Согласно протоколу измерений параметров микроклимата N 1/25 от 24.06.2022, выполненному ИЛЦ ММСЧ МВД России по Нижегородской области, параметры микроклимата в камерах соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Также, судом установлено, что решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 05.05.2015 по гражданскому делу N 2-1181/2015 по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОМВД России по г. Арзамасу о понуждении выполнить требования предписания органов пожарного надзора в ИВС ОМВД России по г. Арзамасу установлено нарушение требований законодательства, предъявляемым к ИВС, в том числе, в камерах отсутствуют окна, т.е. отсутствует естественное освещение, предусмотренное СП 12-95, СНиП II-4-79, СаНПиН 2.1.32630-10; отсутствует второй эвакуационный выход, что не соответствует требованиям п. 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 г. и п. 6.13 Строительных норм и правил "пожарной безопасности зданий и сооружений".
Однако как следует из технического заключения ООО <данные изъяты> [номер] от 21.12.2023, по результатам проведения инженерного обследования помещения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России "Арзамасский" по адресу: <...>, установлено, что устройство второго эвакуационного выхода, устройство окон для естественного освещения невозможно, поскольку техническое состояние фундамента здания ограниченно работоспособное и ввиду длительной эксплуатации здания, при разрушении части бутового ленточного фундамента, кирпичной стены, возможно нарушение устойчивости и прочности, ослабление основных несущих и ограждающих конструкции здания вследствие перепланировки и изменений несущей способности конструктивного элемента, а также возможно непреднамеренное обрушение связевых конструкций здания.
Таким образом, хотя установленные решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 05.05.2015 по гражданскому делу N 2-1181/2015 нарушения и имели место, но, в силу технического состояния здания, устранение этих нарушений невозможно, что подтверждено инженерным обследованием, равно как и отсутствие в камерах 4 и 7 естественной вентиляции обусловлено техническими особенностями здания, что следует из технического паспорта ИВС от 10.01.2023.
При этом, отклоняя доводы административного ответчика об отсутствии второго эвакуационного выхода, суд первой инстанции обоснованно указал, что указанные обстоятельства о нарушении условий содержания истца не свидетельствуют.
Принимая во внимание вышеприведенные по делу обстоятельства, учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, оценив количество и характер нарушений, период содержания под стражей административного ответчика в ИВС ОМВД России по г. Арзамасу, требования разумности и справедливости, суд присудил административному истцу компенсацию в размере <данные изъяты>
Доводы административного искового заявления о том, что камеры не оборудованы радиоточкой, не нашли своего подтверждения.
Согласно сведений ОМВД России "Арзамасский" ИВС оборудован радиоточкой с установленными в камерах динамиками, что подтверждается фотоматериалом.
Доводы об отсутствии приватности в камере не может быть признаны состоятельными, поскольку согласно техническому паспорту изолятора временного содержания ОМВД России "Арзамасский" от 10.01.2023 в камерах установлены унитазы и умывальники, приватная зона имеет ограждение и дверь из листового металла высотой 1 м.
Оценивая доводы административного истца о нарушении его прав установленными нарушениями, в том числе, что отсутствие в камерах окон для проветривания не обеспечивало административному истцу положенный уровень воздухообмена, судебной коллегией учитывается характер нарушений, применительно к личности А., который согласно данным медицинской карты, имеет заболевание.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер компенсации <данные изъяты>, при установленных по делу обстоятельствах, является разумным и достаточным.
При определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания суд правомерно учитывал характер и продолжительность нарушений, степень причиненных ему нравственных страданий, принципы разумности и справедливости.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку указанный размер компенсации морального вреда основан судом в том числе на объективных обстоятельствах, связанных с проектированием и строительством здания ИВС, учетом того, что истец не содержался в ИВС по г. Арзамасу непрерывно в течение длительного времени, при этом, уровень искусственной освещенности в камерах N N 1-5, 7 соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", период нахождения в камерах 1,4,7 (в которых содержался административный истец) составляет с 31.10.2022 12 час. 00 мин. по 02.11.2022 19 час. 15 мин., а всего 55 час. 15 мин. (в камере N 4), с 19.01.2023 00 час. 30 мин. по 19.01.2023 17 час. 30 мин., а всего 17 час. 00 мин. (в камере N 7), с 16.05.2023 22 час. 40 мин. по 17.05.2023 17 час. 00 мин., а всего 18 час. 20 мин. (в камере N 7), с 14.08.2023 12 час. 45 мин. по 16.08.2023 15 час. 30 мин., а всего 50 час. 45 мин. (в камере N 7), с 23.08.2023 17 час. 00 мин. по 25.08.2023 17 час. 15 мин., а всего 48 час. 15 мин (в камере N 7).
Несогласие сторон с размером взысканной компенсации морального вреда само по себе не является основанием к отмене либо изменению вынесенного судебного постановления, поскольку моральный вред вызван физическими и нравственными страданиями истца, которые заведомо носят индивидуальный характер, который оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации; оценка характера и степени причиненного заявителю морального вреда относится к исключительной компетенции суда и является результатом оценки конкретных обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении условий содержания в части раздачи пищи сотрудниками без масок и перчаток, низких потолков в камере, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку указанные основания административного иска заявлены не были.
Иные доводы апелляционной жалобы, по своей сути, повторяют основания заявленных исковых требований и направлены на переоценку выводов суда, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло отражение в судебном постановлении, и с которой суд апелляционной инстанции согласен. Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Нормы материального права применены судом верно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 18 ноября 2024 г.