Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.11.04-2024.11.30) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2024 N 16-3949/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2024 N 16-3949/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2024 г. N 16-3949/2024
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А.,
изучив жалобу защитника администрации города Перми - С. на вступившее в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю N 9-УНДиПР-2023 от 15 сентября 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 6 декабря 2023 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации города Перми,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю N 9-УНДиПР-2023 от 15 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 6 декабря 2023 года (N 12-1444/2023), решением судьи Пермского краевого суда от 14 февраля 2024 года (N 72-114/2024), администрация города Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации города Перми - С. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по запросу 23 августа 2024 года, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пунктам 10, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.
В статье 1 названного закона первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В статье 37 Закона N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима N 1479).
Пунктом 75 Правил противопожарного режима N 1479 предусмотрено, что органами местного самоуправления создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (в редакции, действующей на момент правонарушения) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 3.2.14.4 решения Пермской городской Думы от 29 января 2013 года N 7 "О территориальных органах администрации города Перми" в пределах административных границ территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами организует реализацию следующих первичных мер пожарной безопасности на территории района (поселка Новые Ляды): обеспечивает надлежащее состояние бесхозяйных источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов, резервуаров, емкостей) с даты принятия в установленном администрацией города Перми порядке решения о возможности приемки их в муниципальную собственность и муниципальных источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов, резервуаров, емкостей) и пожарных пирсов, организует проведение работ по содержанию и текущему ремонту бесхозяйных источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов, резервуаров, емкостей) с даты принятия в установленном администрацией города Перми порядке решения о возможности приемки их в муниципальную собственность и муниципальных источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов, резервуаров, емкостей) и пожарных пирсов;
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 утвержден свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130).
Согласно пункту 4.2 СП 8.13130 для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (пункт 8.9 СП 8.13130).
Согласно пункту 9.1 СП 8.13130 в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно, в емкостях (резервуарах) систем водоснабжения следует предусматривать пожарный объем воды.
Как установлено при рассмотрении дела, по результатам расследования произошедшего 25 февраля 2023 года пожара в здании незавершенного строительством объекта, расположенном по адресу: <...>, выявлено, что администрацией города Перми допущено нарушение требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что в нарушение положений статей 62, 68, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 8.6 и 9.11 СП 8.13130 на требуемом нормативном расстоянии (200 метров) отсутствовали наружные источники пожаротушения.
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении администрации города Перми составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении администрация города Перми привлечена к административной ответственности.
Факт совершения администрацией города Перми административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и судьями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности администрации в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что администрация города Перми не является субъектом правонарушения, по названному адресу имеется источник водоснабжения для тушения пожара, а также имеются другие близлежащие источники, администрация не является правообладателем объекта, в котором произошел пожар, относительно применения при определении расстояния до пожарного гидранта программного обеспечения системы "2Gis" являлись предметом изучения должностного лица и судей, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность. Каких-либо неустранимых сомнений в том, что именно администрация города Перми является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется. Администрацией города Перми полномочия в сфере пожарной безопасности, отнесенные к вопросам местного значения, должным образом не реализованы.
Указание в жалобе на то, что в отношении администрации города Перми было составлено два протокола об административном правонарушении, с аналогичным содержанием, было предметом проверки и обоснованно отклонено, как не исключающие вину юридического лица в совершении административного правонарушения, принимая во внимание, что протокол от 19 мая 2023 года был возвращен должностному лицу, его составившему.
При данных обстоятельствах, учитывая, что вина администрации в совершении правонарушения административным органом установлена, администрация является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено, выводы должностного лица и судей о наличии в действиях администрации признаков состава вмененного в вину правонарушения, соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии администрации города Перми состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия администрации города Перми квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судьями районного и областного судов фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Наказание назначено с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам соразмерности и справедливости, учтены характер правонарушения и степень потенциальной опасности правонарушения.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с требованиями статей 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю N 9-УНДиПР-2023 от 15 сентября 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 6 декабря 2023 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации города Перми, оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Перми - С. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
О.А.КОКОЕВА