Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.11.04-2024.11.30) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2024 N Ф08-6527/2024 по делу N А32-17017/2023
Требование: О признании незаконным отказа в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, обязании провести экспертизу и утвердить запасы.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок недр расположен в непосредственной близости от магистрального газопровода, добыча полезных ископаемых обществом с собственником газопровода не согласована.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка доказательствам того, что газопровод находится вблизи предоставленных обществу земельных участков в пределах горного отвода. Не рассмотрен вопрос о привлечении собственника газопровода к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2024 N Ф08-6527/2024 по делу N А32-17017/2023
Требование: О признании незаконным отказа в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, обязании провести экспертизу и утвердить запасы.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок недр расположен в непосредственной близости от магистрального газопровода, добыча полезных ископаемых обществом с собственником газопровода не согласована.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка доказательствам того, что газопровод находится вблизи предоставленных обществу земельных участков в пределах горного отвода. Не рассмотрен вопрос о привлечении собственника газопровода к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2024 г. по делу N А32-17017/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Исаевой К.В. (доверенность от 01.07.2024), от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ИНН 2308128945, ОГРН 1072308003063) - Цымбала М.С. (доверенность от 05.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Южная агропромышленная компания "Русь" (ИНН 2303025632, ОГРН 1062303007546) - Корольчука Ю.В. (паспорт, директор), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" и министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2024 по делу N А32-17017/2023, установил следующее.
ООО "Южная агропромышленная компания "Русь" (далее - общество) обратилось в суд со следующими требованиями:
- признать незаконным решение министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) об отказе в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых мергеля на Западно-Раевском участке муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края, содержащееся в письме от 17.03.2023 N 202-03.5-09-6899/2023;
- возложить на министерство обязанность провести государственную экспертизу запасов и утвердить их в соответствии с представленными документами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено ООО "Газпром трансгаз Краснодар".
Решением суда от 29.02.2024 признано незаконным решение министерства об отказе в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых мергеля на Западно-Раевском участке муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края, содержащееся в письме от 17.03.2023 N 202-03.5-09-6899/2023, на министерство возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления общества о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых мергеля на Западно-Раевском участке муниципального образования город Новороссийск.
Решение суда от 29.02.2024 оставлено без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.06.2024.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Министерство правомерно указало обществу на необходимость предоставления согласования собственником магистрального газопровода ООО "Газпром трансгаз Краснодар" о проведении добычи общераспространенных полезных ископаемых в пределах горного отвода, находящегося в границах охранных зон и зон минимальных расстояний указанных магистральных газопроводов. Материалы, представленные обществом для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, были возвращены заявителю.
В кассационной жалобе ООО "Газпром трансгаз Краснодар" просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суд неправомерно отказал в привлечении к участию в деле ПАО "Газпром". В обжалуемом решении применена правовая практика по делу N А32-22482/2020, спор в рамках которого основан на иных фактических обстоятельствах и правовом подходе, не применимом в рассматриваемом деле.
Отзыв на жалобы в суд не поступил.
В судебном заседании представители ООО "Газпром трансгаз Краснодар" и министерства поддержали доводы кассационных жалоб, представитель общества возражал против их удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, дело надлежит направить на новое рассмотрение в суде первой инстанции по следующим основаниям.
9 декабря 2022 года общество предоставило в министерство отчет для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Министерство указало обществу на необходимость предоставления согласования собственником магистрального газопровода - ПАО "Газпром" о проведении добычи общераспространенных полезных ископаемых в пределах горного отвода, находящегося в границах охранных зон и зон минимальных расстояний названных магистральных газопроводов. Материалы, предоставленные обществом для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, были возвращены.
17 марта 2023 года общество повторно предоставило министерству отчет для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых - месторождения мергеля на Западно-Раевском участке муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края.
Письмом от 17.03.2023 министерство отказало обществу в проведении государственной экспертизы запасов, мотивируя это тем, что рассматриваемый участок недр "Западно-Раевское месторождение" расположен в непосредственной близости к магистральному газопроводу, согласование с собственником участка ПАО "Газпром" в представленном отчете отсутствовало (т. 1, л.д. 46 - 47).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьями 3, 4, 22, 11, 29 Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пунктом 2 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69, Положением о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
1 августа 2022 года обществу выдана лицензия на пользование недрами от 01.08.2022 КРД 006003 ТР с целевым назначением "разведка и добыча месторождения мергеля на Западно-Раевском участке муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края".
17 марта 2023 года в министерство поступило заявление общества, содержание отчет для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых - месторождения мергеля на Западно-Раевском участке муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края.
Письмом от 17.03.2023 министерство отказало обществу в рассмотрении представленных материалов и постановке подсчитанных запасов мергеля на Западно-Раевском месторождении на государственный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых, мотивировав следующим:
- рассматриваемый участок недр "Западно-Раевское месторождение" расположен в непосредственной близости к магистральному газопроводу "Южно-Европейский газопровод. Участок Писаревка - Анапа, 768,5 - км 817" и магистральному газопроводу "Южно-Европейский газопровод. Участок Починки - Анапа, 1612 км". Указанные объекты введены в эксплуатацию разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию, выданными 07.11.2019 департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края за N 23-000-289-2015 и 23-000-291-2015, и относятся к стратегическим трубопроводным проектам Российской Федерации;
- отсутствие согласования ПАО "Газпром" (о проведении геолого-эксплуатационных работ в зонах минимальных расстояний указанных магистральных газопроводов), невозможность получения объективной оценки количества запасов полезных ископаемых в пределах лицензионного участка недр (пункт 24 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69), фактически возможных к дальнейшему извлечению, а также обеспечения безопасного проведения технологического процесса (недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф).
Судебными актами по делу N А32-22482/2020 установлен факт прохождения магистральных газопроводов "Южно-Европейский газопровод. Участок Писаревка - Анапа", км 768,5 - км 817, диаметром 1220 мм и "Южно-Европейский газопровод. Участок Починки - Анапа", км 1570,5 - км 1619 диаметром 1220 мм в районе земельных участков, принадлежащих обществу, в том числе участков с кадастровыми номерами 23:47:0102006:5403, 23:47:0102006:5396, 23:47:0102006:5372.
Согласно разрешениям на ввод в эксплуатацию "Южно-Европейский газопровод. Участок Писаревка - Анапа", км 768,5 - км 817, диаметром 1220 мм и "Южно-Европейский газопровод. Участок Починки - Анапа", км 1570,5 - км 1619, диаметром 1220 мм земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0102006:5403, 23:47:0102006:5396, 23:47:0102006:5372 не поименованы в числе участков, на которых построены названные участки газопровода (л. д. 95 - 106).
Доказательства того, что с отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0102006:5403, 23:47:0102006:5396, 23:47:0102006:5372 установлена в порядке статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зона минимальных расстояний до газопровода, которые внесены в ЕГРН, в материалы дела не представлены. Доказательства прохождения названного участка газопровода вблизи от предоставленных обществу земельных участков в пределах горного отвода министерство в материалы дела не представило. Доказательства изменения границ горного отвода, предоставленного обществу в целях разведки полезных ископаемых, на основании лицензию на пользование недрами от 01.08.2022 КРД 006003 ТР министерство в материалы дела не представило. Доказательства того, что участок недр, предоставленный обществу, ограничен в проведении разведки и добычи полезных ископаемых на основании лицензии на пользование недрами от 01.08.2022 КРД 006003 ТР, в материалах отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что в рамках дела N А32-22482/2020 учтено, что Управление государственной охраны объектов культурного наследия в письме от 16.01.2020 указало на возможность перевода земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0102006:5403, 23:47:0102006:5396, 23:47:0102006:5372 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, при условии выполнения требований действующего законодательства, а также проведения работ, не создающих угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия в присутствии специалиста-археолога.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у министерства оснований для отказа в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых мергеля на Западно-Раевском участке муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края, содержащегося в письме от 17.03.2023 N 202-03.5-09-6899/2023.
Однако выводы судебных инстанций нельзя признать законными и правильными ввиду следующего.
Суды не дали оценку доказательствам ООО "Газпром трансгаз Краснодар", согласно которым магистральный газопровод находится в непосредственной близости в районе земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0102006:5403, 23:47:0102006:5396, 23:47:0102006:5372, принадлежащих обществу.
Вывод судов о том, что ни один из перечисленных участков не поименован в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, недостаточно обоснован. Суды не проверили довод о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0102006:5403, образован из земельного участка с кадастровым номером 23:47:0102006:393, который упомянут в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 07.11.2019 N 23-000-289-2015.
Признавая незаконным решение министерства, суды сослались на судебные акты, вынесенные в рамках дела N А32-22482/2020, и сделали вывод о том, что применительно к спорным земельным участками сведения о границах минимальных расстояний до магистрального газопровода не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом суды не учли следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107 Земельного кодекса).
Пунктами 6 и 25 статьи 105 Земельного кодекса (в редакции Закона N 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу требований пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса и абзаца третьего части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
До утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса такого положения с учетом переходных норм, содержащихся в статье 26 Закона N 342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (утрачивают силу с 01.01.2022 в связи с изданием приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства энергетики Российской Федерации от 15.09.2020 N 352/785), Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - СП 36.13330.2012).
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Частью 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ установлена обязанность собственника сооружения, в связи с размещением которого до 01.01.2022 установлена зона с особыми условиями использования территории (в данном случае охранная зона магистрального газопровода), в случае отсутствия сведений о такой зоне в ЕГРН направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ЕГРН в целях обеспечения внесения данных сведений не позднее 01.01.2025.
Поскольку магистральный газопровод построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 342-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса не утверждено, Правила содержат порядок определения границ и правовой режим охранной зоны магистрального газопровода, охранная зона магистрального трубопровода в рассматриваемом случае считается установленной и обязанность по внесению сведений о такой зоне в ЕГРН лежит на собственнике газопровода. Период исполнения такой обязанности - не позднее 01.01.2025.
Вместе с тем таблица 4 СП 36.13330.2012 для газопроводов диаметром свыше 1200 до 1400 мм устанавливает зону минимальных расстояний 350 м от оси для запрета на размещение отдельных промышленных предприятий, карьеров разработки полезных ископаемых, складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов с объемом хранения свыше 1000 куб. м.
Таким образом, режимы зон с особыми условиями использования территорий (охранной зоны и зоны минимальных расстояний) обязательны для всех органов, организаций и граждан.
Выводы судов об отсутствии оснований для согласования с собственником магистрального газопровода ПАО "Газпром" являются преждевременными, так как фактические обстоятельства пересечения границ земельных участков или отсутствие такого пересечения не установлены судами.
Таким образом, судебные инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов не в полном объеме установили обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 названного Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судами, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, рассмотреть вопрос о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ПАО "Газпром", устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение с учетом требований статьи 170 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2024 по делу N А32-17017/2023.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Л.А.ЧЕРНЫХ