Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.11.04-2024.11.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2024 N 88-20025/2024 (УИД 89RS0001-01-2020-000606-44)
Категория спора: Товарищество собственников жилья.
Требования членов (участников): О возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведенных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности на земельном участке общего пользования, предоставленном НТСН. За невыполнение выданных предписаний по устранению нарушений ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности, однако нарушения не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2024 N 88-20025/2024 (УИД 89RS0001-01-2020-000606-44)
Категория спора: Товарищество собственников жилья.
Требования членов (участников): О возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведенных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности на земельном участке общего пользования, предоставленном НТСН. За невыполнение выданных предписаний по устранению нарушений ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности, однако нарушения не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2024 г. N 88-20025/2024
Дело N 2-522/2023
N 89RS0001-01-2020-000606-44
Мотивированное определение составлено 1 ноября 2024 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.,
Судей Ишимова И.А., Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-522/2023 по иску Прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Север", Администрации г. Салехарда о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,
по кассационной жалобе Администрации г. Салехарда на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Север" (далее также НТСН "Север", Товарищество) о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности: оборудовать территорию НТСН "Север" звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, запасами воды для пожаротушения с возможностью круглогодичного забора, прицепной помпой.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности на земельном участке общего пользования, предоставленном НТСН "Север" в аренду. За невыполнение выданных предписаний по устранению указанных нарушений ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности, однако нарушения не устранены.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 января 2023 года исковые требования удовлетворены частично. На ответчика возложена обязанность оборудовать территорию звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, в остальной части отказано.
Определением от 5 октября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2023 года решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены. На НТСН "Север" возложена обязанность оборудовать территорию звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, обеспечить запасы воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, прицепной помпой.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 марта 2024 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа уточнил исковые требования, просил о возложении на Администрацию г. Салехарда (далее также Администрация) обязанности по оборудованию территории товарищества запасами воды для пожаротушения с возможностью круглогодичного забора, прицепной помпой.
С учетом уточнения иска Администрация привлечена судом к участию в деле в качестве соответчика.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2024 года решение суда отменено. На Администрацию возложена обязанность по обеспечению территории НТСН "Север" запасами воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды. В остальной части отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Салехарда просит об отмене апелляционного определения от 11 июня 2024 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о возложении на нее обязанности по оборудованию территории Товарищества средствами пожаротушения, поскольку НТСН является самостоятельным юридическим лицом, в отношении земель, на которых оно расположено, утвержден проект планировки территории; в отношении Товарищества неоднократно выносились постановления об административном правонарушении за несоблюдение требований пожарной безопасности, в силу чего именно НТСН "Север" является надлежащим ответчиком по делу. Ссылается на то, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности городского округа, в то время как земли НТСН "Север" находятся за границей населенного пункта г. Салехард. Полагает, что возложение на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования не освобождает Товарищество от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, поскольку оно обладает достаточной материальной базой, формирующейся из подлежащих уплате целевых и членских взносов.
В суде кассационной инстанции представитель истца в лице прокурора Пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации К. полагал кассационную жалобу необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. В связи с чем, на основании
ст. ст. 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по заказу ДНТ "Север" в 2016 году подготовлен проект планировки территории НТСН "Север", утвержденный постановлением Администрации г. Салехарда от 9 июня 2017 года N 927, в 2017 году - проект межевания территории НТСН "Север", утвержденный постановлением Администрации г. Салехарда от 2 марта 2018 года N 508, содержащие, в частности, комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории товарищества.
31 октября 2018 года между Администрацией г. Салехарда (арендодатель) и НТСН "Север" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 255 399 кв. м, местоположение установлено по адресу: ЯНАО, г. Салехард, территория НТСН "Север", для размещения земель общего пользования сроком до 19 октября 2021 года, фактически представляющего собой междворовые проезды (аллеи) товарищества к расположенным в пределах территории НТСН "Север" жилым и нежилым строениям.
В ходе неоднократных проверок в 2017-2019 годах на территории НТСН "Север" выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности. Предписания по устранению данных нарушений НТСН "Север" не исполнялись, Товарищество неоднократно привлекалось к административной ответственности.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2021 года решение Городской Думы МО г. Салехард от 29 апреля 2020 года "Об утверждении генерального плана г. Салехарда" в части невключения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:226 (НСТН "Север") признано недействительным со дня принятия решения.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2022 года договор аренды НТСН "Север" земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:2543, площадью 255 399 кв. м, признан прекратившим свое действие в связи с истечением срока действия.
На момент рассмотрения спора на территории НТСН "Север" не обеспечены наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре и запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, отсутствует прицепная мотопомпа.
Разрешая спор с учетом уточненных исковых требований, суд автономного округа при новом апелляционном рассмотрении руководствовался
п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
абз. 2 ст. 3,
абз. 10 ст. 19,
ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности, ч. 4 ст. 6, ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции на дату подачи иска прокурором) и
ст. ст. 62,
ч. 1 ст. 68,
ст. 84 этого Федерального закона на дату рассмотрения дела,
п. 75 Правил противопожарного режима, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
п. п. 2.1,
4.1,
4.2 Положения об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности территории муниципального образования г. Салехард", утв. постановлением Администрации от 7 апреля 2017 года N 485.
Установив, что территория НТСН "Север", на которой выявлены нарушения противопожарных норм, находится в границах городского округа г. Салехард, суд возложил на Администрацию как орган местного самоуправления, наделенный в соответствии с действующим правовым регулированием обязанностями по реализации первичных мер пожарной безопасности, обязанность по оборудованию территории товарищества запасами воды для пожаротушения с возможностью круглогодичного забора.
При этом со ссылкой на
пп. 5 п. 7 ст. 18,
п. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности",
п. п. 3.1.5,
3.1.6,
3.1.14,
5.8 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (
СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", утв. приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года N 618/пр, суд апелляционной инстанции отклонил требования Прокурора о возложении на Администрацию обязанности оборудовать территорию Товарищества прицепной мотопомпой. Указал, что такая обязанность не относится к первичным мерам пожарной безопасности, является преждевременной (с учетом того, что конкретный способ обеспечения наличия запасов воды для целей пожаротушения судом не указан, прицепная мотопомпа необходима только в случае устройства противопожарных водоемов или резервуаров).
Оснований не соглашаться с приведенными выводами суда второй инстанции судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы, направленные на несогласие с выводами суда автономного округа о возложении на Администрацию обязанности по оборудованию территории НТСН "Север" средствами пожаротушения, подлежат отклонению, основаны на ошибочном истолковании заявителем норм права.
В соответствии со
ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов в числе прочих относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Аналогичное правило закреплено в
п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (
ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Согласно п. п. 4.1, 4.2 Положения об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности территории муниципального образования г. Салехард" финансирование первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, финансирование расходов на обеспечение таких мер осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели.
Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления, а предназначение территории для ведения садоводства не делегирует указанные полномочия соответствующему некоммерческому объединению.
По смыслу Федерального
закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников садовых земельных участков возложена обязанность по соблюдению обязательных, а не первичных требований пожарной безопасности.
Доводы кассационной жалобы о том, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности городского округа, в то время как земли НТСН "Север" находятся за границей населенного пункта г. Салехард являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отклоняя аналогичные доводы, суд автономного округа указал, что территория Товарищества находится в границах муниципального образования городской округ Салехард, что свидетельствует о попадании под компетенцию Администрации оборудования указанного садового товарищества первичными мерами противопожарной безопасности. Как указано выше, решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2021 года решение Городской Думы МО г. Салехард от 29 апреля 2020 года "Об утверждении генерального плана г. Салехарда" в части невключения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:226 (НСТН "Север") признано недействительным со дня принятия решения.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию Администрации с возложением на нее обязанности по обеспечению территории НТСН "Север" первичными мерами пожарной безопасности. Между тем иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом автономного круга норм права.
Процессуальных нарушений, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом, либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, по доводам кассационной жалобы не усматривается. Правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Руководствуясь
ст. ст. 379.5,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Салехарда - без удовлетворения.