Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2025 N 88-12005/2025 (УИД 35RS0010-01-2024-011674-78)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Суд при принятии решения оставил без внимания то, что сотрудник и члены его семьи были сняты с регистрационного учета по месту их проживания в связи с предоставлением сотруднику жилого помещения специализированного жилищного фонда для временного проживания, где сотрудник с членами семьи зарегистрирован по месту жительства.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2025 N 88-12005/2025 (УИД 35RS0010-01-2024-011674-78)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Суд при принятии решения оставил без внимания то, что сотрудник и члены его семьи были сняты с регистрационного учета по месту их проживания в связи с предоставлением сотруднику жилого помещения специализированного жилищного фонда для временного проживания, где сотрудник с членами семьи зарегистрирован по месту жительства.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.


Содержание


ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2025 г. N 88-12005/2025
35RS0010-01-2024-011674-78
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Акуловой Е.В., Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8346/2024 по иску К. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет
по кассационной жалобе К. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 4 февраля 2025 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Акуловой Е.В., объяснения представителя К. по доверенности П., поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области по доверенности Л. относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - ГУ МЧС по Вологодской области), просил признать незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ответчика обязанности поставить истца с членами семьи в составе 3 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ с последующим внесением изменений в учетное дело.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 4 февраля 2025 г. в удовлетворении исковых требований К. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, К. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судамипервой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений.
Судом установлено, что К. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу N.
ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в ГУ МЧС России по <адрес> с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения в составе семьи три человека, включая супругу ФИО10 и сына ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
На дату подачи заявления К. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, площадью 100,7 кв. м. Дом принадлежит на праве собственности матери ФИО9 - ФИО6, на регистрационном учете по указанному адресу состоят истец ФИО9, его отец, мать и брат.
Супруга истца - ФИО10 и сын ФИО11 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, площадью 138,2 кв. м. Дом принадлежит на праве собственности матери ФИО10 - ФИО7, на регистрационном учете по указанному адресу состоят ФИО10, ее отец, мать и сын ФИО11
На основании договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФГКУ "<адрес> <адрес>" (наймодатель) и К. (наниматель) истцу и членам его семьи, включая супругу и сына, за плату передано во владение и пользование жилое помещение специализированного жилищного фонда по адресу: <адрес> для временного проживания, где истец с членами семьи зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ К. вновь обратился в ГУ МЧС России по Вологодской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ К. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с составом семьи 5 человек, включая супругу и троих детей.
Ссылаясь на имеющееся право на постановку на учет для получения единовременной выплаты с даты первоначального обращения с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, К. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая К. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительно системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации", органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из того, что на дату ДД.ММ.ГГГГ у ГУ МЧС России по Вологодской области имелись правые основания для отказа К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании заявления о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на дату обращения с заявлением истец был обеспечен площадью жилого помещения на каждого члена семьи более 15 кв. м. Также суд пришел к выводу о пропуске К. срока на обращение в суд с настоящим иском, поскольку с решением об отказе в постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, в суд с настоящим иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного частью 1 статьи 196, частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, также отвергнув доводы К. относительно того, что принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения для разрешения настоящего спора. Поскольку на дату подачи заявления К. был обеспечен площадью жилого помещения выше учетной нормы на каждого члена семьи, то данное обстоятельство являлось достаточным и безусловным основанием для отказа истцу в постановке на учет на дату принятия решения по заявлению.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к таким лицам относят, в том числе, супруга, несовершеннолетних детей.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Таким образом, из анализа приведенных норм права в их совокупности следует, что предметом проверки и оценки при принятии комиссией решения о наличии либо отсутствии основания постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты являются документы, предоставленные сотрудником не позднее трех месяцев до даты принятия такого решения.
Суд первой инстанции счел не имеющим правового значения факт того, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГУ МЧС по <адрес> было рассмотрено заявление К. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ, тое есть с пропуском срока на рассмотрение заявления, предусмотренное пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, приведя довод о том, что комиссия имело право рассматривать документы, поданные по истечении шести лет после их подачи.
Судом при принятии решения оставлено без внимания, что на дату рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ заявления от ДД.ММ.ГГГГ К. и члены его семьи уже были сняты с регистрационного учета по месту их проживания в <адрес> в связи с предоставлением истцу на основании договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения специализированного жилищного фонда по адресу: <адрес> для временного проживания, где истец с членами семьи зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ
Данное обстоятельство явилось основанием для принятия решения комиссии ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке К. с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с составом семьи.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией, права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П, от 14 января 2020 г. N 2-П и др.)
Соответственно, исходя из целей и задач государственной политики, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа сотрудником МЧС Росси, формальный подход недопустим.
Для исключения такого формального подхода при разрешении спора необходимо учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, но и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе обеспеченность жилым помещением на момент принятия уполномоченным органом решения по заявлению сотрудника о постановке на учет для получения такой выплаты, срок, прошедший с момента подачи заявления до его рассмотрения по существу, предоставление документов и проверка вопроса обеспеченности на дату принятия решения, действия уполномоченного органа по проверке этих документов и установления вопросов, касающихся обеспеченности сотрудника жилым помещением именно на дату принятия решения, и иные обстоятельства.
Приведенные юридически значимыми обстоятельствами, подлежащие выяснению по настоящему спору, с которыми законодатель связывает возможность признания права сотрудника на постановку на учет для приобретения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, применительно к настоящему делу судом установлены не были и не получили надлежащую оценку при разрешении спора.
Судом апелляционной инстанции допущенные нарушения устранены не были. Суд апелляционной инстанции также не учел всей совокупности обстоятельств, связанных с обеспеченностью общей площадью жилого помещения каждого члена семьи К. на дату принятия обжалуемого решения, наличия оснований для отказа в постановке на учет с учетом фактических обстоятельств обеспеченности, имеющих место на дату принятия решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из изложенного довод суда апелляционной инстанции о том, что не имеет правового значения факт рассмотрения заявления К. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по истечении шести лет с даты подачи такого заявления, без актуализации сведений относительно обеспеченности истца жилым помещением на дату принятия обжалуемого решения, предложения истцу предоставить актуальные документы, нельзя признать соответствующими правовому регулированию отношений по обеспечению сотрудников МЧС России жилыми помещениями в случае их нуждаемости.
Исходя из изложенного, апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что является основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 4 февраля 2025 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 30 июня 2025 г.