Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.07.2025 N 88а-8893/2025 (УИД 59RS0044-01-2024-004403-89)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности.
Обстоятельства: Устранение заявленных нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлены уровнем рисков возникновения и распространения пожара. Несоблюдение этих требований влияет на возможность и скорость эвакуации людей, в том числе детей, и период распространения пожара, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.07.2025 N 88а-8893/2025 (УИД 59RS0044-01-2024-004403-89)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности.
Обстоятельства: Устранение заявленных нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлены уровнем рисков возникновения и распространения пожара. Несоблюдение этих требований влияет на возможность и скорость эвакуации людей, в том числе детей, и период распространения пожара, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Решение: Удовлетворено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2025 г. N 88а-8893/2025
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.,
судей Печенкиной Н.А., Феофиловой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Чусовского муниципального округа Пермского края на
решение Чусовского городского суда Пермского края от 22 ноября 2024 года, апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 07 апреля 2025 года по административному делу N 2а-1859/2024 по административному иску Чусовского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А., объяснения представителя администрации Чусовского муниципального округа Пермского края - С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Трошкиной А.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
исполняющий обязанности Чусовского городского прокурора Пермского края обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности в срок до 30 сентября 2025 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности:
в зданиях, расположенных по адресам: ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа; ул. Школьная, 2 и ул. Привокзальная, 6, п. Комарихинский Чусовского городского округа обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) до их замены в установленном порядке (за исключением ПКП ВЭРС ПК, ПКП Гранит);
в зданиях, расположенных по адресам: ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа; ул. Школьная, 2 и ул. Привокзальная, 6, п. Комарихинский Чусовского городского округа, заменить в установленном порядке автоматическую пожарную сигнализацию, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
обеспечить устройство пожарного проезда к зданию по ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа для пожарной техники, шириной не менее 3,5 м и расстоянием от внутреннего края подъезда до наружной стены здания школы - 5-8 м, между зданием школы и спортивной площадкой.
Требования мотивированы тем, что МАОУ "Верхнегородковская СОШ" не в полном объеме устранены нарушения пожарной безопасности, выявленные 19 ОНПР в ходе ранее проведенных проверок; выданные предписания от 16 апреля 2021 года N 29/1/1, 30/1/1, 31/1/1, учреждением с 2021 года в полном объеме не исполнены; по факту неисполнения предписаний 19 ОНПР прокуратурой 19 декабря 2023 года директору МАОУ "Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа" внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация Чусовского городского округа Пермского края, Управление образования администрации Чусовского городского округа Пермского края, в качестве заинтересованного лица - ГУ МЧС России по Пермскому краю.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 22 ноября 2024 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 07 апреля 2025 года, исковые требования Чусовского городского прокурора Пермского края удовлетворены; на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2026 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: в зданиях, расположенных по адресам: ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа; ул. Школьная, 2 и ул. Привокзальная, 6, п. Комарихинский Чусовского городского округа обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) до их замены в установленном порядке (за исключением ПКП ВЭРС ПК, ПКП Гранит); в зданиях, расположенных по адресам: ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа; ул. Школьная, 2 и ул. Привокзальная, 6, п. Комарихинский Чусовского городского округа, заменить в установленном порядке автоматическую пожарную сигнализацию, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечить устройство пожарного проезда к зданию по ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа для пожарной техники, шириной не менее 3,5 м и расстоянием от внутреннего края подъезда до наружной стены здания школы - 5 - 8 м между зданием школы и спортивной площадкой.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 15 мая 2025 года), администрация Чусовского муниципального округа Пермского края выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального права, просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить в части возложения обязанности обеспечить устройство пожарного проезда к зданию по ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа для пожарной техники, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
Чусовским городским прокурором представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно
пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с
частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МАОУ "Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа" является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением (пункт 1.1 Устава учреждения), фактическую деятельность МАОУ "Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа" ведет в зданиях по адресу: ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа, в зданиях по ул. Школьная, 2 и ул. Привокзальная, 6, п. Комарихинский, Чусовского городского округа (структурные подразделения школы (пункты 2.3 Устава). Основным видом деятельности является образовательная деятельность (пункт 2.3).
МАОУ "Верхнегородковская СОШ" с 2021 года выданные 19 ОНПР предписания от 16 апреля 2021 года N 29/1/1, 30/1/1, 31/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в полном объеме не исполнены.
24 августа 2023 года 19 ОНПР выдано предписание N 74/1 сроком исполнения до 02 декабря 2024 года, которым установлены нарушения требований пожарной безопасности МАОУ "Верхнегородковская СОШ".
В связи с неисполнением указанных предписаний 19 ОНПР Чусовской городской прокуратурой 19 декабря 2023 года в адрес директора учреждения МАОУ "Верхнегородковская СОШ" внесено представление N 5-5-2023, по результатам рассмотрения которого нарушения также в полном объеме не исполнены не устранены.
Так, МАОУ "Верхнегородковская средняя общеобразовательная школа" не устранены следующие нарушения пожарной безопасности: в здании по ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа, в связи с отсутствием на объекте технической документации на системы противопожарной защиты (паспорта, инструкции на технические средства, входящие в состав средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре) не проводится ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке;
в зданиях по ул. Школьная, 2 и ул. Привокзальная, 6, п. Комарихинский, Чусовского городского округа эксплуатируются средства обеспечения пожарной безопасности (система автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) сверх срока службы, при этом ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности о возможности дальнейшей эксплуатации до их замены в установленном порядке не проводится (за исключением прибора ВЭРС ПК 16, ПКП Гранит);
при устройстве на улице спортивной площадки, огороженной металлическим забором со стороны помещения на первом этаже N 9 по техническому паспорту (инвентарный N 9235 от 27 мая 2009 года) по адресу: ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа, отсутствует проезд для пожарной техники, шириной не менее 3,5 м и расстоянием от внутреннего края проезда до наружной стены здания школы 5 - 8 м.
За нарушения требований пожарной безопасности в эксплуатируемых объектах по адресам: ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа, по ул. Школьная, 2 и ул. Привокзальная, 6, п. Комарихинский, Чусовского городского округа МАОУ "Верхнегородковская СОШ" и директор и учреждение неоднократно привлекались к административной ответственности.
Удовлетворяя требования прокурора, суды, руководствуясь положениями
части 1 статьи 39,
части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
статей 1,
20,
34,
37,
38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
СП 4.13130.2013, утвержденным Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288, исходили из того, что МАОУ "Верхнегородковская СОШ" допущены нарушения требований пожарной безопасности, которые в полном объеме не устранены на протяжении длительного времени, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условий пребывания в общеобразовательной организации.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Администрацией Чусовского муниципального округа Пермского края судебные акты не обжалуются в части возложения обязанности обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, заменить в установленном порядке автоматическую пожарную сигнализацию, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, вышеуказанная кассационная жалоба не содержит доводов о несогласии с указанными выводами судов.
Доводы кассационной жалобы о том, что
СП 4.13130.2013 не может быть применен к ранее возведенным строениям; названный акт
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 года N 1190 включен в
перечень документов стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ; проезд (подъезд) ко всем сторонам школы обеспечен, а также ссылки на
пункт 8.1.3 СП 4.13130.2013, сведенные к тому, что отсутствовали правовые основания для возложения на административно ответчика обязанности обеспечить устройство пожарного проезда к зданию по ул. Мира, 13, п. Верхнечусовские Городки Чусовского городского округа для пожарной техники, являлись предметом исследования судебный инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам.
В соответствии с положениями
пункта 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В силу
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ
СП 4.13130.2013 является нормативным документом по пожарной безопасности. При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, а также одного из условий, перечисленных в
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ. К числу таких условий относится выполнение требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, включенных в Перечень.
Для зданий и сооружений класса Ф4.1 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине и со всех сторон (
пп. "в" п. 8.1.1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").
В
пункте 8.1.4 СП 4.13130.2013 установлено, что ширина проездов для пожарных автомобилей устанавливается в зависимости от высоты зданий или сооружений. При высоте зданий или сооружений до 13 м включительно ширина проезда должна составлять не менее 3,5 м.
Пунктом 8.1.3 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что при невозможности выполнения требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ возможность обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.
Так, судами установлено, что вышеуказанное здание по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф4.1, подъезд пожарных должен быть обеспечен по всей длине со всех сторон здания по ул. Мира, 13. В декларации пожарной безопасности МАОУ "Верхнегородковская средняя образовательная школа" от 05 августа 2022 года, в числе мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты, указаны также проезды и подъезды для пожарной техники, требования к которым установлены
СП 4.13130.2013. Спортивная площадка построена в 2022 году рядом со зданием школы, огорожена забором, в результате чего ширина проезда между площадкой и углом здания школы составила 2,9 м. Фактически нарушение возникло в результате возведения в 2022 году спортивной площадки, то есть в период действия указанного
свода правил. Сведений об исполнении образовательной организацией условий, предусмотренных
пунктами 2 -
5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, что могло бы исключить применение
СП 4.13130.2013, материалы дела не содержат. Доказательств, свидетельствующих об исполнении
пункта 8.1.3 СП 4.13130.2013, в материалы дела не представлено.
При таких данных суды пришли к обоснованному выводу о том, что для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты административный ответчик обязан выполнить требования пожарной безопасности, установленные Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ и нормативным документом по пожарной безопасности.
Устранение указанных нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлено уровнем рисков возникновения и распространения пожара. Несоблюдение этих требований влияет на возможность и скорость эвакуации людей, в том числе детей, и период распространения пожара, создает угрозу причинения вреда и здоровью граждан.
Доводы стороны административного ответчика об обустройстве разворотной площадки в соответствии с требованиями
СП 4.13130.2013, которые были приведены в суде апелляционной инстанции, также были проверены судом апелляционной инстанции, которым установлено, что эти доводы своего подтверждения не нашли.
Приведенные в кассационной жалобе администрацией доводы не опровергают установленные судами обстоятельства, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, не свидетельствуют о допущенных в ходе рассмотрения дела судами нарушениях норм права, о несоответствии выводов судов установленным обстоятельствам, которые привели к принятию неправильных судебных актов. Предусмотренные
статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 22 ноября 2024 года, апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 07 апреля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чусовского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 02 июля 2025 года.