Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.04.2025 по делу N 33-5167/2025 (УИД 66RS0049-01-2024-001499-19)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии в части отказа во включении периода работы в специальный стаж; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Не учтены периоды работы истца в должности подменного водителя, водителя в пожарной части, противопожарной службе, периоды нахождения в ученических отпусках.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.04.2025 по делу N 33-5167/2025 (УИД 66RS0049-01-2024-001499-19)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии в части отказа во включении периода работы в специальный стаж; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Не учтены периоды работы истца в должности подменного водителя, водителя в пожарной части, противопожарной службе, периоды нахождения в ученических отпусках.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2025 г. по делу N 33-5167/2025
Дело N 2-39/2025(2-896/2024)
УИД: 66RS0049-01-2024-001499-19
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05 мая 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Хрущевой О.В., Редозубовой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о защите пенсионных прав
по апелляционной жалобе истца на решение Режевского городского суда Свердловской области от 13 января 2025 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения истца, его представителя Ч. (по устному заявлению), представителя Главного Управления МЧС России по Свердловской области, судебная коллегия
установила:
А. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указал, что 20 августа 2024 года обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с решением пенсионного органа от 17 сентября 2024 года N 642761/24 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого законом специального страхового стажа.
Истец полагал данное решение незаконным, поскольку ответчик неправомерно не включил в спорный стаж периоды работы:
- с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности подменного водителя;
- с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности водителя,
- с 19 апреля 2004 года по 23 июля 2005 года в 50 Отряде Управления противопожарной службы МЧС России Свердловской области в должности водителя.
- ученические отпуска, предоставленные в период с 12 мая 2020 года по 31 мая 2020 года, с 15 марта 2021 года по 03 апреля 2021 года, с 15 ноября 2021 года по 04 декабря 2021 года, с 14 марта 2022 года по 02 апреля 2022 года, с 17 октября 2022 года по 05 ноября 2022 года, с 14 января 2023 года по 28 января 2023 года.
С учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец просил признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 17 сентября 2024 года N 642761 в части отказа во включении в льготный страховой стаж спорных периодов работы; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года, 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 19 апреля 2004 года по 23 июля 2005 года; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ с 20 августа 2024 года.
Определением суда от 16 декабря 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Главное Управление МЧС России по Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области.
В судебном заседании сторона истец исковые требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился, согласно отзыву исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения пенсионного органа от 17 сентября 2024 года N 642761/24.
Решением Режевского городского суда Свердловской области от 13 января 2025 года в удовлетворении исковых требований А. отказано
С таким решением не согласился истец и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на несоответствие выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный страховой стаж периодов работы с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года и с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года, когда он работал в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности "подменный водителя" и "водитель". В спорный период он работал на пожарном автомобиле в составе караула, в его должностные обязанности входило обеспечение исправного технического состояния и правильное использование пожарного автомобиля, доставка личного состава и пожарно-технического вооружения к месту пожара, что неполные записи в трудовой книжке производились работодателем, что не может лишить его права на льготное пенсионное обеспечение.
Период работы с 19 апреля 2004 года по 23 июля 2004 года в 50 Отряде Управления противопожарной службы МЧС России Свердловской области в качестве водителя, подлежит включению в стаж, поскольку 50 Отряд Управления противопожарной службы МЧС России Свердловской области является государственной противопожарной службой.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил в ее удовлетворении отказать, указал на законность вынесенного судебного решения.
В заседание судебной коллегии не явились ответчик, третье лицо - ГУ МВД России по Свердловской области, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно и надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов").
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 августа 2024 года истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 17 сентября 2024 года N 642761/24 А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ; на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости стаж А. на соответствующих видах работ составил 21 год 7 месяцев 23 дня.
В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
- с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности подменного водителя в связи с отсутствием документального подтверждения занятости на пожарном автомобиле;
- с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности водителя в связи с отсутствием документального подтверждения занятости на пожарном автомобиле;
- с 19 апреля 2004 года по 23 июля 2005 года в 50 Отряде Управления противопожарной службы МЧС России Свердловской области в должности водителя в связи с тем, что п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ не установлено право на назначение пенсии работникам муниципальной ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны;
- с 01 января 2009 года по 07 сентября 2009 года в ГБПТУ СО "Отряд противопожарной службы СО N 16" в должности начальника караула в связи с отсутствием сведений об особых условиях труда;
- ученические отпуска с 12 мая 2020 года по 31 мая 2020 года, с 15 марта 2021 года по 03 апреля 2021 года, с 15 ноября 2021 года по 04 декабря 2021 года, с 14 марта 2022 года по 02 апреля 2022 года, с 17 октября 2022 года по 05 ноября 2022 года, с 14 января 2023 года по 28 января 2023 года в связи с отсутствием сведений об особых условиях труда.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции 10 апреля 2025 года пенсионным органов вновь принято решение об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ; продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 21 год 07 месяцев 23 дня (приобщено в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ)
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 8, 30 Федерального закона от 28.12.1993 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают. С учетом недостаточности на момент обращения в пенсионный орган требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.
С выводом суда первой инстанции относительно отсутствия правовых оснований для включения в специальный страховой стаж периодов работы истца с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности подменного водителя; с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности водителя, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно справке ГУ МЧС России по Свердловской области от 15 ноября 2024 года N 682-310-1-10 (л. д. 15 - 16) истец работал в 223 пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области в должности подменного водителя в период с 24 июля 1995 года по 01 февраля 1996 года, в должности водителя в период с 24 июля 1995 года по 01 февраля 1996 год; приказ о назначении от 08 ноября 1994 года N 10 лс, приказ об увольнении от 15 ноября 2000 года N 103 лс. Приказом УГПС ГУВД Свердловской области от 26 ноября 1999 года N 223 ПЧ (18П) реорганизована в 53 отряд УГПС ГУВД Свердловской области; приказом УГПС МЧС России по Свердловской области от 30 апреля 2003 года N 227 53 отряд УГПС ликвидирован (18 ПЧ), на его месте создана 23 ПЧ УГПС МЧС России по Свердловской области; приказом ГУ ГО и ЧС Свердловской области от 01 марта 2004 года 223 ПЧ реорганизована в управление ГО и ЧС Режевского района. Приказом ГУ МЧС России по Свердловской области от 05 апреля 2005 года N 199 управление ГО и ЧС Режевского района реорганизовано в 53 отряд ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области; приказом ГУ МЧС России по Свердловской области от 25 декабря 2008 года N 729 53 отряд ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области ликвидирован и 223 ПЧ подчинена Государственному учреждению "54 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области; Государственное учреждение "54 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области" переименовано в Государственное учреждение "54 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" приказ Главного управления МЧС России по Свердловской области N 688 от 18 декабря 2008 года; Государственное учреждение "54 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" 28 ноября 2011 года переименовано в федеральное государственное казенное учреждение "54 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" приказ МЧС России от 05 сентября 2011 года N 488; приказом МЧС России по Свердловской области от 24 декабря 2015 года N 686 "О реорганизации некоторых подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" 01 апреля 2016 года ФГКУ "60 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Свердловской области" реорганизована в форме присоединения к федеральному государственному казенному учреждению "54 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области"; в соответствии с приказом МЧС России от 26 сентября 2019 года N 522 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Уральском федеральном округе" 01 января 2020 года федеральное государственное казенное учреждение "54 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области", г. Артемовский ликвидировано.
В соответствии с приказом МЧС России от 29 октября 2019 года N 623 "О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России" 54 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы вошел в состав Главного управления МЧС России по Свердловской области. В составе пожарно-спасательного отряда предусмотрены 59, 60, 76, 223, ОП 59, ОП 60, ОП 223 пожарно-спасательные части.
Трудовая книжка на имя истца содержит сведения о работе А. в 223 пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области в должности подменного водителя в период с 24 июля 1995 года по 01 февраля 1996 года, в должности водителя в период с 24 июля 1995 года по 01 февраля 1996 год (л. д. 115).
Вышеуказанные обстоятельства следуют из отзыва Главного управления МЧС России по Свердловской области, где указано, что во время работы истца в 223 пожарной части 54 отряда ГПС ГУВД СО в должностях подменный и водитель.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 (далее - Список от 18 июня 2002 года N 437).
Согласно Списку от 18 июня 2002 года N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуется водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте "о" ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ), предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, включающим должности старший пожарный и пожарный, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в подп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2007 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из названных нормативных правовых актов следует, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" пользуются работники Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а до создания этой службы работники Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации, исходя из должностей, предусмотренных Списком. На работников противопожарной службы, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, право на досрочное пенсионное обеспечение не распространяется.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 05 февраля 2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что периоды работы с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности подменного водителя; с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности - с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года в 223 пожарной части Управления ГПП службы ГУВД Свердловской области в должности водителя подлежат включению в специальный страховой стаж.
При этом том судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1977 года N 1115 "Об утверждении Положения "О государственном пожарном надзоре в СССР" органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (п. 2).
Исходя из п. 4, пп. "ч" п. 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 года N 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года N 849 в целях укрепления пожарной безопасности в Российской Федерации преобразованы службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Отказывая во включении вышеуказанных периодов в специальный страховой стаж, орган пенсионного обеспечения исходил из того, что при обращении с заявлением о назначении пенсии истцом не были представлены доказательства, подтверждающие закрепление за ним пожарного автомобиля.
В соответствии с Уставом службы пожарной охраны (утв. Приказом МВД РФ от 05 июля 1995 года N 257) к караульной службе относится вид службы пожарной охраны, организуемой в караулах и дежурных сменах подразделений для обеспечения боевой готовности сил и средств этих подразделений. В этом же нормативном акте дано определение караула - личный состав подразделения, осуществляющий караульную службу в течение боевого дежурства с использованием пожарной техники этого подразделения.
В соответствии с п. 52 Устава на вооружение караула передаются исправная пожарная техника, оборудование и пожарно-техническое вооружение; в состав караула включен и водитель, при этом отдельного наименования должности водитель пожарного автомобиля не имеется.
В соответствии с Боевым уставом пожарной охраны (утв. Приказом МВД РФ от 05 июля 1995 года N 257) под тушением пожаров понимаются боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров; личный состав подразделений и органов управления пожарной охраны являются участниками тушения пожара (п. 71). Пунктом 74 определены основные специализации участников тушения пожара: начальник караула, начальник дежурной смены (далее - начальник караула); командир отделения; начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС; постовой на посту безопасности ГДЗС; командир звена ГДЗС; газодымозащитник; ствольщик; связной; водитель пожарного автомобиля (далее водитель); боец-пожарный; водитель - сотрудник (работник) пожарной охраны, имеющий специальную подготовку и соответствующий допуск на право управления пожарным автомобилем (п. 85).
Согласно Постановлению Минтруда РФ от 10 ноября 1992 года N 3, утвердившего тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих к характеристикам работ водителя автомобиля 6-го разряда относится управление пожарными автомобилями.
Как следует из приказа от 29 августа 1995 года N 44, истец в составе 4-го караула в качестве водителя участвовал в тушении пожара 22 августа 1995 года на основании приказа от 03 октября 1995 года N 109 л/с водителю 4-го караула А. предоставлен очередной отпуск; в соответствии с приказом от 01 февраля 1996 года N в связи с производственной необходимостью истец переведен с должности подменного водителя на должность водителя с оплатой по 6 разряду тарификационной сетки; согласно приказу от 09 апреля 1996 N 39 года автомобиль АЦ40/131/137 г.н. 39-64 СФЯ закреплен за 4-м караулом (данные доказательства приобщены в материалы дела на основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Сведений о наличии в карауле иной, помимо пожарной машины, в материалах дела не содержится.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает доказанным факт работы истца в спорный период в качестве водителя пожарной машины.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что право на досрочное назначение пенсии работникам Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) было предусмотрено подпунктом "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, вступившим в законную силу с 10 января 1996 года.
Возможность включения в специальный стаж по подпункту "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" службы в органах внутренних дел данный закон не предусматривал.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 года N 1-2-У, содержащему разъяснения о порядке реализации Федерального закона от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 года N 241. В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Из приведенных правовых норм следует, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Для решения спора по данным исковым требованиям юридически значимыми с учетом правоотношений сторон и основания заявленного иска являлось выяснение того обстоятельства, занимал ли истец в спорный период должность, предусмотренную Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 года N 241, Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437; относился ли при этом к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел.
Из материалов дела следует (с учетом приобщенной в заседании судебной коллегии по ходатайству третьего лица Выписки из штатного расписания 223 пожарной части), что истец в указанный период занимал должность, предусмотренную списком N 241, к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел не относился, из записи в трудовой книжке не подтверждается присвоение истцу специального звания внутренней службы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает доказанным факта работы истца в периоды с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года, 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При указанных обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж периодов работы с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года, с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами истца о наличии правовых оснований для включения в специальный страховой стаж периода работы с 19 апреля 2004 года по 23 июля 2004 года в 50 Отряде Управления противопожарной службы МЧС России Свердловской области в качестве водителя.
Как следует из справки ГУ МЧС России по Свердловской области от 11 сентября 2024 года N 1007-10-1-35 истец с 19 апреля 2004 года по 02 августа работал водителем по вольному найму отдельного поста 6 пожарной части 50 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел Свердловской области, г. Екатеринбург; с 02 августа 2004 года по 19 января 2005 года - водителем 2 класса отдельного поста 6 пожарной части 50 отряда ГПС Главного управления по делам ГО и ЧС Свердловской области, г. Екатеринбург. С 19 апреля 2004 года постоянная занятость выполнением работ по должности, предусмотренной Перечнем льготных профессий, в течение полного рабочего дня, в соответствии с установленным графиком работы на 23 июля 2004 года в 50 Отряде Управления противопожарной службы МЧС России Свердловской области в качестве водителя.
Управление внутренних дел Свердловской области преобразовано в Главное управление внутренних дел Свердловской области на основании приказа МВД РФ от 11 декабря 1996 года N 654.
Приказом Управления государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области от 27 октября 1997 года N 397 "Об организационно-штатных вопросах" 6 пожарная часть объявлена структурным подразделением 50 отряда Управления государственной противопожарной службы (УГПС) ГУВД Свердловской области, т.е. перешла в подчинение 50 отряду УГПС.
Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГПС МВД РФ) преобразована с 01 января 2002 года в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).
Приказом МЧС России от 26 октября 2004 года N 487 с 01 января 2005 года создан территориальный орган МЧС России - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области.
Наименование "50 отряд УГИС ГУВД Свердловской области" приказом Главного управления по делам ГО и ЧС Свердловской области" от 22 июня 2004 года N 545 изменено на наименование "50 отряд ГПС Главного управления по делам ГО и ЧС Свердловской области".
Согласно приказу "Главного управления МЧС России по Свердловской области от 26 января 2005 года N 34, 50 отряд ГИС Главного управления по делам ГО и ЧС Свердловской области" реорганизован в "50 отряд ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области".
С 01 января 2009 года "50 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области" реорганизован в Государственное учреждение "50 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (ГУ "50 ОФПС по Свердловской области") согласно приказу Главного управления МЧС России по Свердловской области от 20 октября 2008 года N 575.
В соответствии с приказом МЧС России от 16 июня 2010 года N 272 с 01 октября 2010 года Государственное учреждение "50 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области (ГУ "60 ОФПС по Свердловской области"), адрес: 620102, <...>.
С 01 ноября 2011 года государственное учреждение "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" переименовано в федеральное Государственное казенное учреждение "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (ФГКУ "60 ОФПС по Свердловской области"), адрес: 620102, <...>.
В соответствии с приказом МЧС России от 26 сентября 2019 года N 522 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Уральском федеральном округе" 01 января 2020 года федеральное государственное казенное учреждение "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области", г. Екатеринбург ликвидировано.
В соответствии с приказом МЧС России от 29 октября 2019 года N 623 "О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России" введено в действие штатное расписание 60 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области.
С 15 мая 2023 года на основании приказа МЧС России от 06 февраля 2023 года N 88 "О внесении изменений в штатное расписание N 20/59 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, введенное действие приказом МЧС России от 29 октября 2019 года N 623" введено в действие штатное расписание 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее 1 ПСО), 6 пожарно-спасательная часть подчинена 1 ПСО.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н, в соответствии с которым Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 22 октября 1997 года; спорные периоды работы сданы работодателем без кода особых условий труда.
Таким образом, периоды работы истца после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, подтвержденные сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, но не отмеченные кодом особых условий труда, не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ.
Подтверждая право истца на льготную пенсию, представитель Главного Управления МЧС России по Свердловской области в заседании суда апелляционной инстанции не привел каких-либо объективных доводов относительно наличия противоречий указанной позиции со сведениями индивидуального лицевого счета, ссылаясь на отсутствие иных каких-либо доказательств, помимо представленных в материалы дела, в подтверждение права истца на спорную пенсию.
Судебная коллегия принимает во внимание сведения третьего лица от 13 января 2025 года, указавшего, что в период работы истца в 6 пожарной части ГПС 50 отряда должность водителя финансировалась за счет средств регионального бюджета (л. д. 167), учитывая, что каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих, что истец являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, не представлено.
При этом законодатель возлагает бремя представления таких доказательств на истца. Данное бремя доказывания истцу было разъяснено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Режевского городского суда Свердловской области от 13 января 2025 года в части отказа в удовлетворении исковых требований А. о признании решения незаконным, включении в специальный страховой стаж периодов работы с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года, с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области от 17 сентября 2024 года N 642761/24 в части отказа во включении в специальный страховой стаж А. периодов работы с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года в должности подменного водителя в 223 пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области, с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года в должности водителя в 223 пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области включить в специальный страховой стаж истца дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 24 июля 1995 года по 31 января 1996 года в должности подменного водителя в 223 пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области, с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1997 года в должности водителя в 223 пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.КОКШАРОВ
Судьи
О.В.ХРУЩЕВА
Т.Л.РЕДОЗУБОВА