Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2024 N 88-25955/2024 по делу N 2-2229/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 16.04.2024 по делу N 33-14646/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-011203-49)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что земельный участок был незаконно оформлен в пожизненное наследуемое владение ответчика.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 16.04.2024 по делу N 33-14646/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-011203-49)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что земельный участок был незаконно оформлен в пожизненное наследуемое владение ответчика.
Решение: Удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2024 г. по делу N 33-14646/2024
Дело N 2-2229/2023
УИД: 23RS0002-01-2022-011203-49
Судья Горов Г.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Таран А.О.,
судей: Сурмениди Л.Л., Чирьевой С.В.,
при помощнике судьи В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к М.О. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, поступившее с апелляционной жалобой ответчика М.О. на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17.08.2023 года.
Заслушав доклад судьи Сурмениди Л.Л. об обстоятельствах дела, содержании решения суда, апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи Овечкин В.Н. обратился в суд в интересах Российской Федерации с исковым заявлением к М.О. о признании отсутствующим права пожизненного наследуемого владения ответчика на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 24700 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район; снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ...
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером ..., состоящий из контуров ... был незаконно оформлен в пожизненное наследуемое владение ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 года земельный участок с кадастровым номером ..., состоящий из контуров ... расположен в пределах Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. Из актов натурного обследования земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 29.11.2021 года и составленной фототаблицы следует, что спорный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда г. Сочи от 17.08.2023 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик М.О. просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку не исследовались правоустанавливающие и землеустроительные документы. Также судом не было учтено, что на спорном земельном участке расположен жилой дом.
В письменных возражениях по существу апелляционной жалобы участвующий в деле прокурор Каплуновский А.С. просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Краснодарского края Козлова Т.А. просила оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Иные лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, несмотря на то, что о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о рассмотрении апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда в сети "Интернет".
От представителя ответчика поступила телеграмма об отложении судебного заседания.
Поскольку заявителем не представлено доказательств невозможности участия в судебном заседании судебная коллегия не находит оснований для отложения рассмотрения дела.
Также от представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом изложенного, судебная коллегия, руководствуясь
ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит положениям
ст. ст. 113,
167 ГПК РФ, во взаимосвязи с положениями
ст. 165.1 ГК РФ, поскольку дальнейшее отложение судебного заседания повлечет необоснованное затягивание производства по делу, что противоречит положениям
ст. ст. 2,
6.1 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, суд апелляционной инстанции, с учетом положений
статьи 327.1 ГПК РФ приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН, ответчику М.О. на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... (единое землепользование), состоящий из контуров ..., общей площадью 24700 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район.
Из указанного земельного участка было образовано 11 участков: ..., с сохранением исходных земельных участков ...
Удовлетворяя исковые требования прокурора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером ... был незаконно предоставлен ответчику на праве пожизненного наследуемого владения, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так,
постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 года N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же
постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Согласно
статье 3 Лесного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В силу
статьи 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом РФ, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со
статьей 3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу
статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом РФ в определении от 11.02.2021 года N 186-0 установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из положений
пункта 5 части 2,
частей 6,
7 статьи 111,
пункта 3 части 2 статьи 23,
части 1 пункта 5,
частей 2,
3 статьи 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается.
На основании
ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указанные земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации. Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
п. 2 ст. 23,
ст. ст. 67,
68 Лесного кодекса РФ,
п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной
приказом Минприроды России от 29.03.2018 года N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Основанием для государственной регистрации права ответчика на спорный земельный участок послужили решение Сочинского горисполкома от 18.09.1991 года N 507/2 "О предоставлении земельных участков для организации крестьянских хозяйств", постановление главы администрации Адлерского района г. Сочи от 08.12.1995 года N 1874 "Об изменении правового статуса крестьянского хозяйства "Росток" гр. М.А.", а также свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от 18.02.1997 года ..., в соответствии с которыми М.О. на территории Молдовского сельского округа г. Сочи выделен земельный участок площадью 2,47 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следовательно, спорный земельный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Молдовского сельского поселения.
Пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" установлено, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства РСФСР изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного значения.
Учитывая, что обозначенный земельный участок предоставлен в пользование для организации крестьянского (фермерского) хозяйства 18.09.1991 года, в силу
ст. ст. 24,
25 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного
постановлением ВС РСФСР от 25.04.1991 N 1103/1-1, с 30.05.1991 года установлен запрет на изъятие земель природно-заповедного фонда и других особо охраняемых территорий, а также исключительность случаев изъятия земель Сочинского национального парка с разрешения Правительства РФ.
Однако, спорный земельный участок и входящие в него контуры 04.07.2003 года сформированы за счет территории земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером ..., то есть за счет земель Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ,
абз.6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Кроме этого, согласно сведениям ЕГРН (особые отметки), образованные участки из спорного земельного участка подлежали снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права. В связи с этим, образованные земельные участки подлежат аннулированию в ЕГРН, поскольку по истечении 5 лет регистрация права не произведена.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 года земельный участок с кадастровым номером ..., состоящий из контуров ... расположен в пределах Адлерского участкового лесничества.
Таким образом, спорный земельный участок был сформирован за счет земель Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка.
Как верно указано судом первой инстанции, в силу положений
ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с
пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, поскольку приобретение в частную собственность земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такой участок нарушает права Российской Федерации.
Прокурором выбран правильный способ защиты права. Признание отсутствующим права собственности на земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие такого участка с государственного кадастрового учета.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно сведениям ЕГРН, на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимости.
Как установлено судом на основании исследованных доказательств, в том числе актов натурного обследования земельного участка от 29.11.2021 года, проведенных специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, фототаблицы, спорный земельный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений
статьи 46 (часть 1),
52,
53 и
120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (определения от 17.07.2007 года
N 566-О-О, от 18.12.2007 года
N 888-О-О, от 15.07.2008 года
N 465-О-О и др.). При этом, предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В силу положений
статей 56,
59,
67 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При этом, материалы дела содержат достаточно доказательств для выводов суда по настоящему спору, а доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком представлено не было.
По мнению судебной коллегии, представленные в материалы дела заключение специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, акты осмотра спорного земельного участка, проведенные специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи являются полными, точными и ясными, не вызывают у суда сомнений в их правильности, содержат подробное описание произведенных исследований, сделанных по результатам проверки. Выводы, подробно аргументированы, являются последовательными, непротиворечивыми.
Оснований для сомнений в беспрестрасности, объективности специалиста не имеется.
Иные доводы, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме как необоснованные, не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции, выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
Иное толкование заявителем жалобы норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, постановлено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь
ст. ст. 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17.08.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика М.О. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.О.ТАРАН
Судьи
Л.Л.СУРМЕНИДИ
С.В.ЧИРЬЕВА