Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2025 N 08АП-7302/2025 по делу N А46-9918/2025
Требование: Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2025 N 08АП-7302/2025 по делу N А46-9918/2025
Требование: Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2025 г. N 08АП-7302/2025
Дело N А46-9918/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2025 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафронова М.М.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лошак А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7302/2025) общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм пожарной безопасности" на решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2025 по делу N А46-9918/2025 (судья Осокина Н.Н.), принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Интернациональная, д. 41) к обществу с ограниченной ответственностью "Алгоритм пожарной безопасности" (ИНН 5507237341, ОГРН 1135543007445, адрес: 644119, Омская область, г. Омск, ул. Крупской, д. 7, к. 1, кв. 109) об аннулировании лицензии,
участвующие в деле лица в суд не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС России по Омской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N Л014-00101-55/02132788 от 16.08.2013, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Алгоритм пожарной безопасности" (далее - общество, ООО "Алгоритм пожарной безопасности").
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.08.2025 требования истца удовлетворены.
Выражая несогласие с судебным актом, общество обжаловало его в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В обоснование указало, что выявленное нарушение носит исключительно формальный характер. Общество готово немедленно устранить нарушение и гарантирует неукоснительное соблюдение лицензионных требований в будущем. Просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, обязывающий ООО "Алгоритм пожарной безопасности" устранить выявленные нарушения лицензионных требований (внести изменения в ЕГРЮЛ и реестр лицензий) в течение 90 (девяноста) календарных дней с момента вступления решения суда апелляционной инстанции в законную силу.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения арбитражного суда проверена арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Судом установлено, что ООО "Алгоритм пожарной безопасности" предоставлена лицензия N 55-06-2025-001751 (Л014-00101-24/00131833) от 30.09.2013 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с положениями статей 24.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ, Закон N 69-ФЗ), пунктов 51 (4), 51 (8) Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128) ГУ МЧС России по Омской области, ввиду выявления нарушений лицензионных требований и условий, в адрес ООО "Алгоритм пожарной безопасности" направлены предупреждения:
- 04.10.2024 N 71 в связи с нарушением обществом требований статей 24.1 и 24.3 Федерального закона N 69-ФЗ со сроком устранения замечаний в течение 45 календарных дней (до 18.11.2024) в связи с не внесением изменений в реестр лицензий, а именно: в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц отсутствуют сведения о филиалах. Так, согласно выписке из реестра лицензий МЧС России, адрес места нахождения юридического лица: 644119. г. Омск, ул. Крупской, д. 7, корп. 1, кв. 109, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: 644012. г. Омск, пр. Менделеева, дом 44, корп. 1, однако в выписке из ЕГРЮЛ сведения о филиалах отсутствуют,
- 05.03.2025 N 8 со сроком устранения замечаний в течение 30 календарных дней (до 03.04.2025) в связи с не выполнением вышеуказанного предупреждения 04.10.2024 N 71 и не устранением нарушений требований статей 24.1 и 24.3 Закона N 69-ФЗ, в части не внесения изменений в реестр лицензий о филиалах общества.
В связи с неисполнением Обществом предупреждений N 71 от 04.10.2024, N 8 от 05.03.2025 ГУ МЧС России по Омской области Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об аннулировании выданной Обществу лицензии N Л014-00101-24/00131833.
Удовлетворяя заявленные требования и принимая судебный акт об аннулировании лицензии общества суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) подлежит лицензированию.
Порядок приостановления, возобновления, аннулирования, прекращения действия лицензии установлен статьей 20 Закона N 99-ФЗ.
Особенности аннулирования лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены статьей 24.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
В силу статьи 24.1 Закона N 69-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Исходя из положений части третьей данной статьи при обращении с заявлением о предоставлении лицензии соискатель в числе прочего указывает адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо (часть 1 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее также - Положение N 1128).
В силу пункта 51(4) Положения N 1128 при выявлении лицензирующим органом нарушения лицензиатом требований, установленных статьей 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ лицензирующий орган направляет лицензиату соответствующее предупреждение.
Пунктом 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
В соответствии с частью 3 статьи 24.2 N 99-ФЗ непредставление лицензиатом в установленный срок информации, предусмотренной частью третьей статьи 24.3 указанного Федерального закона, либо представление недостоверной или искаженной информации, неустранение в установленных срок выявленных нарушений лицензионных требований являются самостоятельными основаниями для обращения лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Судом в ходе разрешения настоящего спора установлено, что в выданной ООО "Алгоритм пожарной безопасности" лицензии N Л014-00101-24/00131833 в качестве адреса места нахождения указан адрес: 644119, г. Омск, ул. Крупской, д. 7, корп. 1. кв. 109, адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии заявлен адрес: 644012, г. Омск, пр. Менделеева, дом 44, корп. 1.
Однако, в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ в отношении заинтересованного лица, у ООО "Алгоритм пожарной безопасности" по указанному адресу осуществления лицензируемого вида деятельности филиал отсутствует.
Таким образом, в выданной обществу лицензии в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: 644012, г. Омск, пр. Менделеева, дом 44, корп.1, не соответствующий месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, сведения о котором в ЕГРЮЛ отсутствуют.
Направленные обществу предупреждения о необходимости корректировки названных выше сведений проигнорированы. Изменения в ЕГРЮЛ не внесены ни на дату обращения в суд, ни на дату вынесения обжалуемого судебного акта (с учетом нахождения дела в суде в общей сложности свыше 2 месяцев).
При таком положении вывод суда о суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований сомнений в правильности не вызывает.
Порядок направления предупреждений обществу Управлением в полной мере соблюден.
На дату вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции недостатки, выявленные Управлением, также не устранены.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших устранению нарушений, обществом не представлено.
Отсутствие доказательств соответствия лицензионным требованиям в отношении адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности свидетельствует о существенном характере допущенных нарушений и наличии оснований для принятия решения об аннулировании выданной обществу лицензии.
В рассматриваемом случае период допущенного обществом нарушения, бездействие при исполнении направленных управлением предупреждений о нарушении лицензионных требований, а равно непредставление при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции доказательств соответствия лицензионным требованиям свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к соблюдению лицензионных требований и запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии и соответствующему статье 24.3 Закона N 69-ФЗ.
Общество имело возможность выполнить названные условия, обеспечить соблюдение требований законодательства, но не приняло исчерпывающих мер к устранению нарушения.
В такой ситуации аннулирование лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является мерой, соразмерной характеру совершенного нарушения, степени его вины и последствиям нарушения, направлено на защиту общественных интересов.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования управления.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 30 000 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Поскольку определением от 23.10.2025 обществу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, в доход федерального бюджета с общества надлежит взыскать 30 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2025 по делу N А46-9918/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм пожарной безопасности" в доход федерального бюджета 30 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.М.САФРОНОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
А.Н.ЛОТОВ