Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2025 N 06АП-3961/2025 по делу N А04-931/2025
Требование: О взыскании задолженности по плате за выполненные работы по тушению лесных пожаров.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2025 N 06АП-3961/2025 по делу N А04-931/2025
Требование: О взыскании задолженности по плате за выполненные работы по тушению лесных пожаров.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2025 г. N 06АП-3961/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2025 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Башевой О.А.,
судей Жолондзь Ж.В., Коваленко Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.,
при участии в заседании:
от УФК по Амурской области: Манько Т.Н., представитель по доверенности от 04.12.2024 N 23-19-11/93;
от Министерства Финансов Российской Федерации: Манько Т.Н., представитель по доверенности от 06.12.2024 N 23-19-11/118,
от Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: Богдаева О.В., представитель по доверенности N 53 от 04.03.2025;
от Рослесхоза: Вакуленко О.А., представитель по доверенности от 05.06.2025 N 99;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 26.08.2025
по делу N А04-931/2025
Арбитражного суда Амурской области
по исковому заявлению государственного автономного учреждения Амурской области "Бурейский лесхоз" (ОГРН 1132813000055, ИНН 2813009469, адрес: 676722, Амурская область, р-н Бурейский, пгт Новобурейский, ул. Новая, д. 2)
к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780, адрес: 675000, Амурская область, г.
Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 173), Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, адрес: 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
о взыскании 56 309,84 руб.,
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434, адрес: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 108); Министерство финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, адрес: 675004, Амурская область, г.о. г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 135); Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1),
установил:
государственное автономное учреждение Амурской области "Бурейский лесхоз" (далее - ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 56 309,84 руб.
Заявленные требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств в части оплаты оказанных истцом услуг по тушению лесных пожаров.
Определением от 11.03.2025 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке
статьи 49 АПК РФ уточнил требования, просил взыскать солидарно с министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства в пользу ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз" задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 56 309,84 руб.
В порядке
статьи 49 АПК РФ уточнение иска принято к рассмотрению.
Решением суда от 26.08.2025 с Российской Федерации в лице Рослесхоза за счет казны Российской Федерации в пользу ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз" взыскана задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 56 309,84 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 000 руб., всего - 66 309,84 руб.
В удовлетворении иска к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области отказано.
Не согласившись с судебным актом, УФК по Амурской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение изменить в части и принять новый судебный акт, указав в резолютивной части решения на взыскание с Российской Федерации в лице Рослесхоза за счет средств федерального бюджета в пользу ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз" задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 56 309,84 руб.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом неверно определено, что взыскание суммы задолженности должно быть произведено за счет средств казны РФ. Суд фактически возложил обязанность по исполнению решения на Министерство финансов Российской Федерации. Полагает, что в данном случае подлежит применению
статья 242.3 БК РФ, поскольку взыскиваемая задолженность возникла вследствие не доведения главным распорядителем бюджетных средств необходимых для Амурской области денежных средств за счет погашения затрат на тушение лесных пожаров по итогам 2024 года.
Рослесхоз в своей апелляционной жалобе просит оспариваемый судебный акт отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указал, что Российская Федерация согласно
статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда, в том числе охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренною реагирования).
Истец находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - министерство), которое осуществляет функции и полномочия его учредителя. Собственником имущества истца является Амурская область. Функции и полномочия собственника имущества учреждения, а также отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с областным законодательством и Уставом осуществляют министерство имущественных отношений Амурской области и министерство.
В соответствии с пунктом 36 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 10.08.2015 N 384, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания областным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии, в целях предоставления которых заключается соответствующее соглашение.
Рослесхоз как главный распорядитель средств федерального бюджета, исходя из доведенных Министерством финансов Российской Федерации предельных объемов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, производит расчет объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках финансирования, утвержденного параметрами федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 1 Правил расходования и учета средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяет направления использования средств субвенций исходя из природно-климатических особенностей ведения лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов на территории Амурской области является министерство, и на указанное полномочие выделяются соответствующие средства субвенций из федерального бюджета.
Рослесхоз лишь фактически доводит до органов государственной власти субъекта Российской Федерации утвержденный действующим законодательством объем субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и не доводит денежные средства в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
При обращении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении дополнительных средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с тушением лесных пожаров, допускается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва в виде авансовых платежей по указанным расходам на основании заявок с дальнейшим представлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов, обосновывающих размер произведенных затрат, по Перечню, предусмотренному абзацем первым указанных правил (абзац второй пункта 7.4 Правил расходования и учета средств).
Соответственно, денежные средства на тушение лесных пожаров могут быть выделены, в том числе за счет средств нераспределенного резерва по судебным решениям, в случае поступления исключительно от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих заявок.
Выделение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений денежных средств в виде субвенций на тушение лесных пожаров осуществляется по порядку, установленному Правилами расходования и учета средств, иных механизмов выделения средств субвенций законодательством не предусмотрено.
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2024 год кредиторская задолженность министерства перед подведомственными учреждениями Амурской области, выполняющими работу по тушению лесных пожаров, доведенную в рамках государственного задания от 9.12.2023 N 1, отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз" просило оспариваемое решение оставить без изменения, указав на необоснованность доводов апелляционных жалоб.
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области заявило о несостоятельности доводов жалоб, просило оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное. Мотивы приведены в отзыве.
В судебном заседании, проводившемся при содействии Арбитражного суда Амурской области, стороны поддержали изложенные позиции, дав соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке
статьи 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.01.2024 между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (заказчик) и ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз" (исполнитель) заключено соглашение о предоставлении субсидии государственному бюджетному или автономному учреждению Амурской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) N 1, согласно которого предметом настоящего соглашения является предоставление учреждению из бюджета в 2024 году/2025 - 2026 годах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) N 1 от 29.12.2023 (пункт 1.1. соглашения).
В силу пункта 2.1. соглашения субсидия предоставляется учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании.
Согласно пункту 2.2. соглашения субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю как получателю средств бюджета по кодам классификации расходов в следующем размере: в 2024 году - 6 642 750 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 2 225 095,52 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; 13 742 453,57 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; 2 410 904,20 руб. - по коду БК 928 0407 1130310590 621.
В соответствии с доведенным государственным заданием от 29.12.2023 N 1 ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз" оказывает, в том числе, следующие государственные услуги (выполняет работы):
- предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территории ООПТ;
- тушение лесных пожаров.
25.12.2024 стороны заключили дополнительное соглашение к соглашению от 26.01.2024 N 1, которым пункт 2.2 соглашения от 26.01.2024 N 1 изложен в следующей редакции: "Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю как получателю средств бюджета по кодам классификации расходов в 2024 году в следующем размере: - 0 (ноль) рублей 00 копеек - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; - 6 240 458,34 руб. - по коду БК 928 0407 113035345F 621; - 6 642 750 руб. - по коду БК 928 0407 111GА54290 621; - 15 270 553,57 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; - 2 225 095,52 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; - 7 269 982,26 руб. - по коду БК 928 0407 1130310590 621.".
ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз" по государственному заданию выполнены работы на территории на общую сумму 10 388 278,08 руб., что подтверждается подписанными между заказчиком и исполнителем актами выполненных работ N 1-П от 05.04.2024 на сумму 45 037,27 руб., N 2-П от 17.04.2024 на сумму 333 033,68 руб., N 3-П от 17.04.2024 на сумму 306 274,79 руб., N 10-П от 17.04.2024 на сумму 2 875 236,07 руб., N 7-П от 26.04.2024 на сумму 30 332,64 руб., N 15-П от 27.05.2024 на сумму 184 935,63 руб., N 14-П от 27.05.2024 на сумму 62 008,14 руб., N 17-П от 21.06.2024 на сумму 2 110 387,31 руб., N 21-П от 19.07.2024 на сумму 1 481 432,82 руб., N 16-П от 21.07.2024 на сумму 510 106,32 руб., N 20- П от 19.07.2024 на сумму 1 637 851,35 руб., N 22-П от 30.07.2024 на сумму 572 684,17 руб., N 27-П от 17.10.2024 на сумму 238 957,89 руб., а также подписанным актом сверки взаимных расчетов от 10.02.2025 N 0000-000001.
На мероприятия по тушению пожаров в лесах в рамках соглашения от 26.01.2024 N 1 предоставлена и перечислена субсидия в размере 10 331 968,24 руб.
Выполненные исполнителем работы стоимостью 56 309,84 руб. не оплачены.
Письмом от 25.12.2024 в адрес министерства направлена претензия с требованием в течение тридцати календарных дней с даты направления претензии погасить задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 56 309,84 руб.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующими нормами права и мотивами.
В силу
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования (часть 4 указанной статьи Кодекса).
Согласно
части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 5 указанной статьи Кодекса тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим
Кодексом, Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с
частью 1 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В силу
части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в
частях 2 и
9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим
Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим
Кодексом.
Согласно
пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
Средства на осуществление переданных в соответствии с
частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с
частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 указанной статьи Кодекса).
Передача Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельных полномочий должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В силу
абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно
пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в
абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу
подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно
части 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с
частью 1 данной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837).
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым отнесены, помимо прочего, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (
пункт 2 Правил N 837).
В соответствии с абзацем вторым пункта 7(3) указанных Правил в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров, включая расходы по судебным решениям, связанным с тушением лесных пожаров, и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, и на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный
пунктом 3 настоящих Правил, из-за того, что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году, связанных с соблюдением уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на текущий финансовый год.
В соответствии с
частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу
части 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в
части 1 настоящей статьи.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение указанной в
частях 1 и
2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (
части 1,
2,
2.1,
4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
Государственное задание формируется и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 10.08.2015 N 384 "Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, Порядков предоставления из областного бюджета субсидий областным бюджетным и автономным учреждениям" (далее - Положение N 384).
В соответствии с указанным Положением финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, автономным учреждением - осуществляется путем предоставления субсидии на основании соответствующего соглашения.
Согласно протоколу заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Амурской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов N ИС-13/193 от 28.11.2023 по министерству согласованы объемы субвенций на выполнение переданных полномочий по направлениям расходов в рамках государственной
программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", в том числе на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров 545 507,8 млн. руб.
Направление министерству главным распорядителем средств бюджета (Рослесхоз) субвенций на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на 2024 год подтверждается уведомлением от 30.11.2023 N 100-2024-2-007.
Согласно информации о распределении средств субвенции на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда в 2024 году все полученные от главного распорядителя субвенции на тушение лесных пожаров распределены между подведомственными министерству учреждениями (государственными автономными учреждениями) в соответствии с доведенными до них государственными заданиями.
Судом установлено, что на мероприятия по тушению пожаров в лесах по соглашению от 26.01.2024 N 1 истцу предоставлена субсидия в размере 10 331 968,24 руб., истцом выполнены дополнительные работы по тушению пожаров, которые не были учтены при формировании фактически перечисленного объема субвенций, представляемых бюджету Амурской области из федерального бюджета Рослесхозом.
Выделенные Амурской области денежные средства на охрану лесов израсходованы по целевому назначению, вместе с тем выделены в размере, недостаточном для покрытия фактических расходов истца, в результате возник долг в размере 56 309,84 руб.
Довод Рослесхоза о том, что согласно акту внеплановой документарной выездной проверки по контролю за целевым и эффективным использованием средств субвенций, выделенных в 2024 года из резервного фонда, кредиторская задолженность в размере 56 309,84 руб. отсутствует, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанный документ не является документом первичного учета, не относится к документам бухгалтерской отчетности, опровергается представленной суду первичной бухгалтерской документацией о выполнении истцом по государственному заданию работ на общую сумму 10 388 278,08 руб., в том числе актами выполненных работ, а также актом сверки взаимных расчетов от 10.02.2025 N 0000-000001.
По факту обращения Амурской области в 2024 году в Рослесхоз, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных финансовых ресурсов необходимые денежные средства выделены не были.
Доказательств обратного Рослесхозом не представлено.
В силу вышеназванных положений лесного и бюджетного законодательства,
пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер" (далее - Закон N 68-ФЗ) финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным
законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с действующим порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с
пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков о взыскании денежных средств с соответствующих публично-правовых образований в резолютивной части решения суда должно быть указано о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Согласно позиции Минфина РФ и Федерального агентства лесного хозяйства, при рассмотрении настоящего спора исследованию подлежит вопрос о направлении субвенции в Амурскую область, а также имело ли место перечисление денежных средств дополнительно из нераспределенного резерва средств субвенций.
Судом установлено, что предоставленным в материалы дела уведомлением подтвержден факт выделения Федеральным агентством лесного хозяйства в бюджет Амурской области на лицевой счет Управления лесного хозяйства субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
Между тем,
Правилами N 837 в пункте 7.3 также предусмотрена возможность выделения в приоритетном порядке средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства, в связи с чем, факт выделения денежных средств в виде субвенций и доведения их до получателя не является основанием для отказа во взыскании расходов, понесенных в целях выполнения спорных работ, размер которых документально подтвержден.
Тот факт, что истец не является учреждением, подведомственным Рослесхозу, и Рослесхоз полномочиями по предоставлению денежных средств в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, не обладает, на выводы суда с учетом применяемых норм материального права не влияет, поскольку работы выполнились в интересах Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Изложенное свидетельствует о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Нарушений, являющихся согласно
части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно
статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 26 августа 2025 года по делу N А04-931/2025 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.БАШЕВА
Судьи
Ж.В.ЖОЛОНДЗЬ
Н.Л.КОВАЛЕНКО