Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2025 N 06АП-3963/2025 по делу N А04-922/2025
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров по соглашению о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2025 N 06АП-3963/2025 по делу N А04-922/2025
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров по соглашению о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Решение: Требование удовлетворено в части.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2025 г. N 06АП-3963/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2025 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Коваленко Н.Л.
судей Башевой О.А., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от Министерства финансов Российской Федерации: Манько Т.Н., представитель по доверенности от 06.12.2024 N 23-19-11/118,
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Манько Т.Н., представитель по доверенности от 04.12.2024 N 23-19-11/93;
от Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: Богдаева О.В., представитель по доверенности N 53 от 04.03.2025;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 01.09.2025
по делу N А04-922/2025
Арбитражного суда Амурской области
по иску государственного автономного учреждения Амурской области "Завитинский лесхоз" (ОГРН 1132813000044, ИНН 2814004858)
к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780),
к Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840)
о взыскании 1 355 158 руб. 56 коп.
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434), Министерство финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618), Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)
установил:
государственное автономное учреждение Амурской области "Завитинский лесхоз" (далее - ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о взыскании задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 1 355 158 руб. 56 коп.
Заявленные требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств в части оплаты оказанных истцом услуг по тушению лесных пожаров.
Определением от 05.03.2025 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации.
До рассмотрения спора по существу в порядке статьи 49 АПК РФ учреждение уточнило требования и просило взыскать солидарно с ответчиков задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 1 355 158 руб. 56 коп.
В порядке статьи 49 АПК РФ уточнение иска принято судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 01 сентября 2025 года с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счет средств казны Российской Федерации в пользу государственного автономного учреждения Амурской области "Завитинский лесхоз" взыскана задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 1 355 158 руб. 56 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 65 655 руб.
В удовлетворении иска к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и в требовании о солидарном взыскании отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение изменить в части и принять новый судебный акт, указав в резолютивной части решения на взыскание с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счет средств федерального бюджета задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 1 355 158 руб. 56 коп. и судебных расходов.
По мнению апеллянта, судом неверно определено, что взыскание задолженности за выполненные работы должно быть произведено за счет средств казны Российской Федерации, ссылаясь на положения статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснения, изложенные в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13. Суд фактически возложил обязанность по исполнению решения на Министерство финансов Российской Федерации. Однако обязанность по уплате денежных средств в рассматриваемом случае возникла не вследствие причинения вреда и не связана с присуждением компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, соответственно, не подлежат применению положения статьи 242.2 БК РФ.
Полагает, что в данном случае подлежит применению статья 242.3 БК РФ, поскольку взыскиваемая задолженность возникла вследствие не доведения главным распорядителем бюджетных средств необходимых для Амурской области денежных средств за счет погашения затрат на тушение лесных пожаров по итогам 2024 года.
Федеральное агентство лесного хозяйства также обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобе Рослесхоз указывает на то, что в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда, в том числе охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования).
Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя. Собственником имущества учреждения является Амурская область. Функции и полномочия собственника имущества учреждения, а также отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с областным законодательством и Уставом осуществляют Министерство имущественных отношений Амурской области и Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
В соответствии с пунктом 36 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 10.08.2015 N 384, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания областным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии, в целях предоставления которых заключается соответствующее соглашение.
Рослесхоз как главный распорядитель средств федерального бюджета, исходя из доведенных Министерством финансов Российской Федерации предельных объемов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, производит расчет объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках финансирования, утвержденного параметрами федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 1 Правил расходования и учета средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяет направления использования средств субвенций исходя из природно-климатических особенностей ведения лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов на территории Амурской области является Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, и на указанное полномочие выделяются соответствующие средства субвенций из федерального бюджета. Рослесхоз лишь фактически доводит до органов государственной власти субъекта Российской Федерации утвержденный действующим законодательством объем субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и не доводит денежные средства в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
При обращении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении дополнительных средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с тушением лесных пожаров, допускается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва в виде авансовых платежей по указанным расходам на основании заявок с дальнейшим представлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов, обосновывающих размер произведенных затрат, по Перечню, предусмотренному абзацем первым указанных правил (абзац второй пункта 7.4 Правил расходования и учета средств). Соответственно, денежные средства на тушение лесных пожаров могут быть выделены, в том числе за счет средств нераспределенного резерва по судебным решениям, в случае поступления исключительно от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих заявок.
Выделение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений денежных средств в виде субвенций на тушение лесных пожаров осуществляется по порядку, установленному Правилами расходования и учета средств, иных механизмов выделения средств субвенций законодательством не предусмотрено.
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2024 год кредиторская задолженность Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области перед подведомственными учреждениями Амурской области, выполняющими работу по тушению лесных пожаров, отсутствует. Рослесхозом выполнены все необходимые меры по погашению затрат на тушение лесных пожаров по итогам 2024 года, соответственно, по мнению заявителя жалобы, правовых оснований для взыскания указанных средств с Рослехоза в пользу учреждения, подотчетному Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, не имеется.
Определениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025, от 07.10.2025 апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, соответственно, приняты к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 28.10.2025 на 11 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В отзывах на апелляционные жалобы ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз", Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области указали о несостоятельности доводов жалоб, просили оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Амурской области поддержала правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе Министерства, просила решение изменить.
Представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьями 121 - 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалоб, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (заказчик) и ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз" (исполнитель) 26.01.2024 заключено Соглашение о предоставлении субсидии государственному бюджетному или автономному учреждению Амурской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) N 1 (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1. предметом настоящего Соглашения является предоставление учреждению из бюджета в 2024 году/2025 - 2026 годах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) N 1 от 29 декабря 2023 года (далее соответственно - субсидия, государственное задание).
В соответствии с доведенным государственным заданием от 29.12.2023 N 1 ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз" оказывает, в том числе следующие государственные услуги (выполняет работы):
- предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территории ООПТ;
- тушение лесных пожаров.
Субсидия предоставляется учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании (пункт 2.1. соглашения).
В соответствии пунктом 2.2. соглашения субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств бюджета по кодам классификации расходов (далее - БК), в следующем размере:
в 2024 году:
9 541 500 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 3 371 222,60 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; 21 424 567,74 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; 1 502 489,62 руб. - по коду БК 928 0407 1130310590 621;
в 2025 году:
0 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130310590 621;
в 2026 году:
0 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407. 1130310590 621.
Между Министерством и ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз" заключено дополнительное соглашение N 12 от 25.12.2024 к соглашению N 1 от 26.01.2024, согласно пункту 1.1.1. которого пункт 2.2. соглашения N 1 от 26.01.2024 изложен в следующей редакции: "Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю как получателю средств бюджета по кодам классификации расходов (далее - БК), в 2024 году в следующем размере:
0 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 3 416 854,62 руб. - по коду БК 928 0407 113035345F 621; 9 541 500 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 22 520 127,74 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; 3 803 862,60 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; 2 708 530,50 - по коду БК 928 0407 1130310590 621;
в 2025 году:
0 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 113035345F 621; 3 160 119,09 - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130310590 621;
в 2026 году:
0 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 113035345F 621; 820 418,73 руб. - по коду БК 928 0407 111GA54290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130353450 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130351290 621; 0 руб. - по коду БК 928 0407 1130310590 621.
ГАУ Амурской области "Завитинский лесхоз" по государственному заданию выполнены работы по тушению лесных пожаров на территории на общую сумму 8 141 892,33 руб., что подтверждается подписанными между заказчиком и исполнителем актами выполненных работ N 16-П от 15.05.2024 на сумму 139 155,74 руб., N 17-П от 15.05.2024 на сумму 41 915,20 руб., N 24-П от 02.10.2024 на сумму 1 180 413,56 руб., N 03-П от 08.04.2024 на сумму 401 606,09 руб., N 25-П от 15.10.2024 на сумму 366 615,89 руб., N 26-П от 28.10.2024 на сумму 830 280,92 руб., N 01-П от 08.04.2024 на сумму 157 049,36 руб., N 02-П от 08.04.2024 на сумму 105 486,21 руб., N 05-п от 15.05.2024 на сумму 50 243,13 руб., N 09-П от 08.05.2024 на сумму 241 207,59 руб., N 11-П от 08.05.2024 на сумму 115 018,45 руб., N 21-П от 27.06.2024 на сумму 1 421 941,99 руб., N 23-П от 26.07.2024 на сумму 1 197 175,49 руб., N 18-П от 14.06.2024 на сумму 261 532,48 руб., N 19-П от 14.06.2024 на сумму 834 510,39 руб., N 20-П от 27.06.2024 на сумму 428 632,70 руб., N 22-П от 26.07.2024 на сумму 369 107,14 руб. а также подписанным актом сверки взаимных расчетов N 0000-000003 от 10.02.2025.
При этом на мероприятия по тушению пожаров в лесах в рамках соглашения от N 1 26.01.2024 предоставлена и перечислена субсидия в размере 6 786 733,77 руб. по платежным поручениям N 58 от 31.01.2024 на сумму 1 000 000 руб., N 256 от 27.03.2024 на сумму 1 000 000 руб., N 575 от 21.06.2024 на сумму 273 839,15 руб., N 1046 от 24.09.2024 на сумму 428 630 руб., N 1166 от 24.10.2024 на сумму 1 096 040 руб., N 1413 от 25.12.2024 на сумму 2 988 224,62 руб.
Выполненные исполнителем работы на сумму 1 355 158,56 руб. не оплачены.
В адрес Министерства направлена претензия N 215 от 25.12.2024 с требованием в течение тридцати календарных дней с даты направления претензии погасить задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 1 355 158,56 руб.
Оставление претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах и отзывах на жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования (часть 4 указанной статьи Кодекса).
Согласно части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 5 указанной статьи Кодекса тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В силу части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 указанной статьи Кодекса).
Передача Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельных полномочий должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно части 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837).
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым отнесены, помимо прочего, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (пункт 2 Правил N 837).
В соответствии с абзацем вторым пункта 7 (3) указанных Правил в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров, включая расходы по судебным решениям, связанным с тушением лесных пожаров, и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, и на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный пунктом 3 настоящих Правил, из-за того, что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году, связанных с соблюдением уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на текущий финансовый год.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу части 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
Государственное задание формируется и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 10.08.2015 N 384 "Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, Порядков предоставления из областного бюджета субсидий областным бюджетным и автономным учреждениям" (далее - Положение N 384).
В соответствии с указанным Положением финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, автономным учреждением - осуществляется путем предоставления субсидии на основании соответствующего соглашения.
Согласно протоколу заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Амурской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов N ИС-13/193 от 28.11.2023 по министерству согласованы объемы субвенций на выполнение переданных полномочий по направлениям расходов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", в том числе на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров 545 507,8 млн. руб.
Направление министерству главным распорядителем средств бюджета (Рослесхоз) субвенций на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на 2024 год подтверждается уведомлением от 30.11.2023 N 100-2024-2-007.
Согласно информации о распределении средств субвенции на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда в 2024 году все полученные от главного распорядителя субвенции на тушение лесных пожаров распределены между подведомственными министерству учреждениями (государственными автономными учреждениями) в соответствии с доведенными до них государственными заданиями.
Согласно протоколу заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Амурской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов N ИС-13/193 от 28.11.2023 по министерству согласованы объемы субвенций на выполнение переданных полномочий по направлениям расходов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", в том числе на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров 545 507,8 млн. руб.
Уведомлением N 100-2024-2-007 от 30.11.2023 подтверждается направление министерству главным распорядителем средств бюджета (Рослесхоз) субвенции на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров (по коду бюджетной классификации 29 4 01 53450, утвержденному приказом Минфина России от 01.06.2023 N 80н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)") на 2024 год в размере 545 507,8 млн руб.
Согласно выписке из раздела 3.4 бюджетных проектировок по Амурской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов усматривается, что в указанные расходы субвенции на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров (545 507,8 млн руб.) включены несколько видов мероприятий, из них: на тушение лесных пожаров 233 479,7 млн руб.
По информации о распределении средств субвенции на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда в 2024 году все полученные от главного распорядителя субвенции на тушение лесных пожаров были распределены между подведомственными министерству учреждениями (государственными автономными учреждениями) в соответствии с доведенными до них государственными заданиями. Вместе с тем, затраты на тушение лесных пожаров у некоторых учреждений превысили полученные объемы финансирования.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 83 ЛК РФ).
Согласно пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
В соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 N 2046, производится расчет объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ (пункт 1 Методики).
Согласно пункту 7.4 Правил при недостаточности субвенций исполнительные органы субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).
Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения исполнительного органа субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил).
14.11.2024 Министерство обратилось в Рослесхоз с письмом N 04-53-264 о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета в сумме 50 243,6 тыс. рублей в целях погашения затрат на тушение лесных пожаров с приложением соответствующих документов, в том числе заявки на дополнительное финансирование из нераспределенного резерва субвенции.
Как следует из письма первого заместителя Министра финансов Российской Федерации N ИС-05-30/31120 от 12.12.2024, Рослесхоз сформировал заявку на изменение в сводную бюджетную роспись от 05.12.2024 N 1-110-053/0060 на сумму 65 017,2 тыс. руб. о перераспределении средств нераспределенного резерва субвенций на осуществлений отдельных полномочий в области лесных отношений (HP 51290) на увеличение размера субвенции на осуществление мер пожарной безопасности и рушение лесных пожаров (HP 53450) по субъектам Российской Федерации, в том числе Амурская область в размере 50 243,6 тыс. руб., которые предусмотрены с целью исключения образования кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров в указанных регионах по итогам лесопожарного сезона 2024 года. Со стороны Минэкономразвития России, Минприроды России данная заявка Рослесхоза была согласована, а Минфином России отказано в согласовании 12.12.2024 с требованием необходимости корректировки вида изменений. В службу технической поддержки Рослесхозом была направлена заявка N 3861238 от 12.12.2024, в ответ на которую Рослесхозу сообщили, что с 09.12.2024 закрыта возможность формирования и согласования приложения и заявок на изменение сводной бюджетной росписи на их основе.
Таким образом, как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, необходимые Амурской области денежные средства в счет погашения затрат на тушение лесных пожаров по итогам 2024 года не были доведены главным распорядителем бюджетных средств.
В целях погашения кредиторской задолженности губернатор Амурской области 31.01.2025 обратился к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации с письмом N 01-4-706, в котором просил оказать содействий в выделении Амурской области финансовых ресурсов за выполненные работы по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в 2024 году в размере 50 243,6 тыс. руб.
Письмом N 04-16-29/6878 от 20.02.2025 в удовлетворении просьбы было отказано, при этом сообщено, что Рослесхоз сообщил (письмо N АВ-05-42/3633 от 14.02.2025) о готовности рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования за счет средств нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по судебным решениям, связанным с тушением лесных пожаров, при представлении Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в Рослесхоз документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств и соответствующих судебный решений.
Отсутствие достаточного финансового обеспечения Российской Федерацией переданных Амурской области как субъекту Российской Федерации полномочий в области лесных отношений по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров противоречит принципу самостоятельности участников бюджетного процесса и нарушает права Амурской области как субъекта бюджетных отношений.
Выделенные Амурской области денежные средства на охрану лесов израсходованы по целевому назначению, вместе с тем выделены в размере, недостаточном для покрытия фактических расходов учреждения, в результате чего возник долг в размере 1 355 158,56 руб.
Довод Рослесхоза о том, что согласно акту внеплановой документарной выездной проверки по контролю за целевым и эффективным использованием средств субвенций, выделенных в 2024 году из резервного фонда, кредиторская задолженность в заявленном истцом размере отсутствует, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку указанный документ не является документом первичного учета, не относится к документам бухгалтерской отчетности, опровергается представленной суду первичной бухгалтерской документацией о выполнении истцом по государственному заданию работ на общую сумму 8 141 892,33 руб., в том числе актами выполненных работ, а также актом сверки взаимных расчетов от 10.02.2025, при этом субсидия предоставлена и перечислена в сумме 6 786 733,77 руб.
По факту обращения Амурской области в 2024 году в Рослесхоз, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных финансовых ресурсов необходимые денежные средства выделены не были.
Доказательств обратного Рослесхозом не представлено.
В силу вышеназванных положений лесного и бюджетного законодательства, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер" (далее - Закон N 68-ФЗ) финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с действующим порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков о взыскании денежных средств с соответствующих публично-правовых образований в резолютивной части решения суда должно быть указано о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Согласно позиции Минфина РФ и Федерального агентства лесного хозяйства, при рассмотрении настоящего спора исследованию подлежит вопрос о направлении субвенции в Амурскую область, а также имело ли место перечисление денежных средств дополнительно из нераспределенного резерва средств субвенций.
Судом установлено, что предоставленным в материалы дела уведомлением подтвержден факт выделения Федеральным агентством лесного хозяйства в бюджет Амурской области на лицевой счет Управления лесного хозяйства субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
Между тем, Правилами N 837 в пункте 7.3 также предусмотрена возможность выделения в приоритетном порядке средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства, в связи с чем, факт выделения денежных средств в виде субвенций и доведения их до получателя не является основанием для отказа во взыскании расходов, понесенных в целях выполнения спорных работ, размер которых документально подтвержден.
Тот факт, что истец не является учреждением, подведомственным Рослесхозу, и Рослесхоз полномочиями по предоставлению денежных средств в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, не обладает, на выводы суда с учетом применяемых норм материального права не влияет, поскольку работы выполнились в интересах Российской Федерации.
Апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Рослесхоза, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Суд при принятии решения руководствовался положениями статьи 158 БК РФ, которой установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Принимая во внимание, что Рослесхоз является главным распорядителем средств федерального бюджета в сфере лесных отношений, в том числе субвенций федерального бюджета, учитывая, что учреждение предъявило иск к Российской Федерации в связи с неполучением финансирования за тушение лесных пожаров в 2024 году, надлежащим ответчиком по делу является Рослесхоз.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Рослесхоз осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций. В силу приведенных норм права финансовое обеспечение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией Амурской областью переданных Российской Федерации полномочий в области тушения лесных пожаров, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
При установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Рослесхоз.
Приведенная Рослесхозом судебная практика касается иных обстоятельств и не свидетельствует о неправильном применении арбитражным судом по настоящему делу норм материального права.
В жалобе Министерство финансов РФ оспаривает решение лишь в части взыскания суммы задолженности с казны Российской Федерации, не оспаривая при этом законность ее взыскания с Рослехоза как с главного распорядителя бюджетных средств на финансирование федеральных полномочий в области лесных отношений на территории Амурской области.
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области полагает, что порядок исполнения решения определен неверно, без учета положений главы 24.1 БК РФ.
Вместе с тем, в данном случае задолженность возникла перед истцом в связи с бездействием органа государственной власти, а не в связи с деятельностью учреждения.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения (подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.
Статьи 1102, 1105 и 1107 ГК РФ, закрепляющие правовые последствия неосновательного обогащения, призваны обеспечить защиту имущественных прав участников гражданского оборота.
В данном случае исполнены федеральные полномочия по тушению лесных пожаров в отсутствие финансирования, с учетом того, что министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области предприняло все меры для его получения, главным распорядителем (Рослесхозом) допущена техническая ошибка при формировании соответствующей заявки в Минфин России. В этой связи к спорным правоотношениям подлежит применению положения статьи 242.2 БК РФ, а не статьи 242.3 БК РФ.
При этом в случае поступления исполнительного листа Министерство финансов Российской Федерации не лишено возможности передать его на исполнение по ведомственной принадлежности.
Российская Федерация не обеспечила надлежащее финансирование переданных Амурской области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия признает выводы суда верными. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Материалы дела не содержат документально подтвержденных данных, позволяющих переоценить выводы арбитражного суда первой инстанции.
Несогласие заявителей с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционным жалобам в силу положений статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на апеллянтов.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01 сентября 2025 года по делу N А04-922/2025 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Л.КОВАЛЕНКО
Судьи
О.А.БАШЕВА
Ж.В.ЖОЛОНДЗЬ