Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2025 N 16-6685/2025 (УИД 59MS0134-01-2025-001163-85)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2025 N 16-6685/2025 (УИД 59MS0134-01-2025-001163-85)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2025 г. N 16-6685/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу <данные изъяты> администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 31 июля 2025 года, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 10 сентября 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 31 июля 2025 года (резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2025 года), оставленным без изменения решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 10 сентября 2025 года, администрация Юрлинского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края М. просит принятые по делу судебные акты отменить ввиду их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу оспариваемых решений не нахожу.
В силу части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно: соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (часть 4 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
На основании положений статей 62, 68 и 99 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Приказом МЧС России от 03 марта 2020 N 225 утвержден СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", который устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов.
Пунктом 10.4 СП 8.13130 предусмотрено, что пожарные резервуары и (или) искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий или сооружений, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - не более 200 м.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима) органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Пунктом 69 Правил противопожарного режима установлено, что на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Согласно пункту 5* Приложения 1* (Обязательное) к СНиП 2.07.01-89* расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м.
Согласно части 1 статьи 38 вышеуказанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой данной статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 15 августа 2024 года государственным инспектором Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору по результатам внеплановой выездной проверки администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края, расположенной по адресу: <...> зд. 15, выдано предписание N 2407/014-59/122-В/ПВП об устранении нарушений со сроком их исполнения до 05 мая 2025 года.
На основании распоряжения (решения) главного государственного инспектора Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору 14 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кудымкарскому, Юрлинскому и Юсьвинскому муниципальным округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО1 о проведении выездной проверки N 2505/014-59/43-В//РВП от 19 мая 2025 года с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 2407/014-59/122- В/ПВП от 15 августа 2024 года в период с 27 мая 2025 года по 16 июня 2025 года проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой актом выездной проверки N 2505/014-59/43-В/АВП от 16 июня 2025 года установлено, что администрацией Юрлинского муниципального округа Пермского края не выполнены пункты 1, 14 - 17, 19, 26, 27, 33, 34, 36, 40 - 42 предписания N 2407/014-59/122-В/ПВП от 15 августа 2024 года, а именно:
- от границ застройки по адресу: <...>, не обеспечен противопожарный разрыв до лесных массивов не менее 15 метров (строения примыкают к лесу, фактически 0-5 метров) (пункт 5 Приложения 1 к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений") (пункт 1 предписания);
- в радиусе 200 метров от зданий по адресам: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (с необходимым запасом воды на нужды наружного пожаротушения) (пункт 10.4 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности") (пункт 14 предписания);
- в радиусе 200 метров от зданий по адресам: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...> <...>, д. 10 - д. 28, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (с необходимым запасом воды на нужды наружного пожаротушения) (пункт 10.4 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности") (пункт 15 предписания):
- в радиусе 200 метров от зданий по адресам: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...>, д. 3 - <...>, д. 1 - д. 13, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (с необходимым запасом воды на нужды наружного пожаротушения) (пункт 10.4 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности") (пункт 16 предписания);
- в радиусе 200 метров от зданий по адресам: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...>, д. 1- <...>, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (с необходимым запасом воды на нужды наружного пожаротушения) (пункт 10.4 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности") (пункт 17 предписания);
- в радиусе 200 метров от зданий по адресам: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (с необходимым запасом воды на нужды наружного пожаротушения) (пункт 10.4 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности") (пункт 19 предписания);
- на территории населенного пункта д. Келич недостаточно источников наружного противопожарного водоснабжения для обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 м (с необходимым запасом воды на нужды наружного пожаротушения), не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения здания по адресам: ул. Школьная, ул. Центральная, ул. Заболотная (пункт 10.4 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности") (пункт 26 предписания);
- на территории населенного пункта д. Чужья недостаточно источников наружного противопожарного водоснабжения для обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 м (с необходимым запасом воды на нужды наружного пожаротушения), не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения здания по адресам: ул. Луговая, ул. Черемуховая (пункт 10.4 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности") (пункт 27 предписания);
- в радиусе 200 м от объектов защиты (жилых домов) по адресу: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...> к водоисточнику - река Пож, не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (пункт 33 предписания);
- в радиусе 200 м от объектов защиты (жилых домов) по адресу: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...> к водоисточнику - река Зула, не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (пункт 34 предписания);
- в радиусе 200 м от объектов защиты (жилых домов) по адресу: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, д. Верхняя Лобанова, к водоисточнику - река Лопва, не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (пункт 36 предписания);
- в радиусе 200 м от объектов защиты (жилых домов) по адресу: Пермский край, Юрлинский муниципальный округ, <...> к водоисточнику - река Коса, не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (пункт 40 предписания);
- не созданы условия для забора в любое время года воды из источника наружного противопожарного водоснабжения; пожарный водоем, расположенный в населенном пункте Ч. Хутор напротив земельного участка по ул. Первомайская, д. 17, не исправен (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (пункт 41 предписания);
- на территории общего пользования по адресу <...> (напротив дома N 1А), кадастровый номер 81:04:0390001 устроена свалка отходов (пункт 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") (пункт 42 предписания).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам жалобы о невозможности исполнения предписания судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в порядке, предусмотренном статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие заявителя с выводами судей сводится к несогласию с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для изменения (или отмены) обжалуемых судебных актов.
Предписание выдано администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края, как надлежащему юридическому лицу, несущему ответственность в соответствии со статьей 38 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" за нарушение требований пожарной безопасности, именно данным юридическим лицом не устранены в полном объеме конкретные нарушения, указанные в предписании.
При этом, как верно установлено судьей городского суда, нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" должностными лицами административного органа допущены не были, предписание N 2407/014-59/122-В/ПВП от 15 августа 2024 года выдано в соответствии с требованиями закона, его содержание является понятным и недвусмысленным, каких-либо неясностей не содержит, кроме того, указанное предписание администрацией Юрлинского муниципального округа Пермского края оспорено не было.
Таким образом, действия администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края правильно квалифицированы по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Протокол об административном правонарушении в отношении администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении юридическому лицу административного наказания вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в виде административного штрафа назначено администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края в пределах санкции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно сведениям ГИС ГМП административный штраф в размере 70 000 рублей уплачен юридическим лицом в полном объеме.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьи дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 31 июля 2025 года, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 10 сентября 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края, оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края М. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
Э.Г.АБДРАХМАНОВА