Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2025 N 16-6036/2025 (УИД 31RS0016-01-2024-010572-62)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2025 N 16-6036/2025 (УИД 31RS0016-01-2024-010572-62)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2025 г. N 16-6036/2025
31RS0016-01-2024-010572-62
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу Б., на вступившие в законную силу постановление начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области от 14 октября 2024 года, решение заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области от 06 ноября 2024 года,
решение судьи Свердловского районного суда г. Белгорода от 12 марта 2025 года,
решение судьи Белгородского областного суда от 28 апреля 2025 года, вынесенные в отношении заместителя главы администрации городского округа - секретаря Совета безопасности Старооскольского городского округа Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области от 14 октября 2024 года, оставленным без изменения решением заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области от 06 ноября 2024 года,
решением судьи Свердловского районного суда г. Белгорода от 12 марта 2025 года,
решением судьи Белгородского областного суда от 28 апреля 2025 года, Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Б. выражает несогласие с состоявшимися по делу актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, предусмотрена административная ответственность по
части 2 статьи 20.4 названного Кодекса.
Исходя из
преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со
статьей 1 Закона о пожарной безопасности под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим определен названной
статьей как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (
статья 30 Закона о пожарной безопасности).
В силу
части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
абзацу второму части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распорядителями земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются органы местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Исходя из положений
части 3 статьи 38 Закона о пожарной безопасности, лица, указанные в
части первой этой статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с
пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 09 сентября 2024 года N 3585 на территории Старооскольского городского округа введен особый противопожарный режим с 09 по 29 сентября 2024 года.
В период с 23 по 27 сентября 2024 года управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области проведена внеплановая выездная проверка в рамках осуществления государственного пожарного надзора.
В результате проверки было выявлено нарушение требований пожарной безопасности, отраженное в акте проверки от 27 сентября 2024 года N а именно
пункта 67 Правил противопожарного режима, поскольку в период особого противопожарного режима не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы на земельном участке<адрес> (координаты N), в границах кадастрового квартала N. Данный земельный участок находится в распоряжении администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, поскольку собственность на него не разграничена.
Распоряжением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 июня 2020 года N 100-ро на территории Старооскольского городского округа ответственным за обеспечение безопасности, включая выполнение первичных мер пожарной безопасности, назначен заместитель главы администрации городского округа - секретарь Совета безопасности администрации Староосколького городского округа.
Со 02 мая 2024 года заместителем главы администрации городского округа - секретарем Совета безопасности администрации Староосколького городского округа назначен Б.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении названного должностного лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области от 14 октября 2024 года Б. привлечен к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностными лицами и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, в том числе место совершение административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Бездействие должностного лица Б., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного
Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Все доводы, изложенные в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о том, что по делу были допущены существенные нарушения закона, влекущие отмену или изменение обжалуемых актов.
Порядок и срок давности привлечения Б. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений
статей 3.1,
3.5,
4.1,
4.2 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области от 14 октября 2024 года, решение заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области от 06 ноября 2024 года,
решение судьи Свердловского районного суда г. Белгорода от 12 марта 2025 года,
решение судьи Белгородского областного суда от 28 апреля 2025 года, вынесенные в отношении заместителя главы администрации городского округа - секретаря Совета безопасности Старооскольского городского округа Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Б. - без удовлетворения.
Судья
Первого кассационного суда
общей юрисдикции
А.М.КОЗЛОВ